XIII. Знакомство детей с пословицами.
Кто храбрец - тот молодец.
Храбрым счастье помогает.
Завистливый всех унижает.
Кто смело с врагом бьётся, победителем остаётся.
XIV. Итог занятия.
-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.)
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «МУЖИК И МЕДВЕДЬ»
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте, кто герой сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
II. Пальчиковая гимнастика.
Мужик - пальчиковое упражнение «Дед».
Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».
Репа - пальчиковое упражнение «Репка».
III. Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь».
IV. Игра «Один - много».
Мужик - мужики. Лист -листья.
Медведь - медведи. Корень - коренья.
Колос - колосья. Дубрава - дубравы.
Зерно - зёрна. Воз - возы.
Стебель - стебли. Лес - леса.
V. Игра «Назови ласково».
Мужик - мужичок. Лист - листик.
Медведь - медведюшко. Корень — корешок.
Колос - колосок. Дубрава - дубравушка.
Стебель - стебелёк. Воз - возок.
Зерно - зёрнышко. Лес — лесок.
VI. Игра «Сосчитай».
2 работящих мужика, 5 работящих мужиков.
2 бурых медведя, 5 бурых медведей.
2 пшеничных колоса, 5 пшеничных колосьев.
2 спелых зерна, 5 спелых зёрен.
2 лесные дубравы, 5 лесных дубрав.
2 ржаных колоса, 5 ржаных колосьев.
VII. Игра «Слова наоборот».
Мир - вражда. Сладкий - горький.
Весна - осень. Толстый - тонкий.
Труд - лень. Брать - отдавать.
Доверие - недоверие. Сажать - копать, жать.
Легкий - трудный. Вместе - отдельно.
Мудрый - глупый. Много - мало.
Большой - маленький. Умно - глупо.
VIII. Игра «Слова-родственники».
Лес, лесок, лесной, лесочек, лесник, лесовичок.
Дубрава, дуб, дубок, дубочек, дубовая (бочка).
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий (хвост).
Рena, репка, репочка.
IX. Развитие общей моторики «Овощи».
Мы картошки накопали,
(Изобразить.)
Огурцы с гряды сорвали,
(Присесть, движения руками вперед, к груди.)
Выдернули всю морковку,
(Наклон вперед, изобразить.)
Срезали капусту ловко
(Присесть, изобразить.)
И в корзине от земли Вам подарок принесли!
(Встать, руки в стороны.)
X. Беседа по сказке «Мужик и медведь».
Вопросы:
- Кто приехал пахать поле?
- Кто вышел к мужику из леса?
- Что сказал медведь мужику?
- Что предложил мужик медведю?
- Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?
- Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?
- Что выбрал себе медведь, остался ли он доволен своим выбором?
- Что посадил мужик в следующем году?
- Что выбрал медведь у пшеницы - вершки или корешки?
- Понравились ли медведю корешки?
- Что можно сделать их колосьев ржи?
XI. Отгадывание загадок.
Задание. Отгадайте «загадки с грядки».
Круглый бок, жёлтый бок, Летом в огороде,
Сидит на грядке колобок. Свежие, зелёные,
Врос в землю крепко. А зимою в бочке,
Что же это? (Репка.) Жёлтые, солёные. (Огурцы.)
Расту в земле на грядке я, Как надела сто рубах,
Красная, длинная, сладкая. Захрустела на зубах.
(Морковь.) (Капуста.)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).
XII. Игра «Что сначала, что потом?».
1. Сначала была осень, а потом лето?
2. Сначала сажают семена, а потом убирают урожай?
3. Сначала мужик посадил рожь, а потом репу?
4. Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки?
5. Сначала мелют муку, а потом собирают колосья?
6. Сначала репу едят, а потом её моют?
XIII. Игра «Что лишнее?».
Репа, капуста, яблоко, лук.
Рожь, репа, пшеница, овёс.
Колосья, стебель, листья, кочан.
Пирог, сыр, булка, хлеб.
XIV. Знакомство детей с пословицами.
Когда рожь, тогда и мера.
Рожь поспела - берись за дело.
Что в поле родится, то в доме пригодится.
Хитрость и сметка бьют зверя метко.
XV. Итог занятия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку (Хитрость и сметка бьют зверя метко.)
Тема: СКАЗКА М. МИХАЙЛОВА «ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ»
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте одного из героев сказки, с которой сего дня мы будем знакомиться на занятии:
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетёт,
Если муха попадёт,
Тут бедняжке и конец.
(Паук.)
II. Пальчиковая гимнастика.
Оса - пальчиковое упражнение «Оса».
Пчела - пальчиковое упражнение «Пчела».
Комар - пальчиковое упражнение «Комар».
Паук - пальчиковое упражнение «Паук».
Паутина - пальчиковое упражнение «Паутина».