Характеристика и назначение упражнений ритмической
Гимнастики
Ритмическая гимнастика — одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (об-щеразвивающие, танцевальные и др.). Они выполняются поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку.
Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся. Они могут быть средством активного отдыха и восстановления после напряженной умственной работы. Правильное распределение упражнений и подбор музыкальных произведений в сочетании со словами педагога оказывают положительное психологическое воздействие, приводят к улучшению общего состояния организма занимающихся, их хорошему самочувствию. С помощью упражнений ритмической гимнастики формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом, ритмом, музыкальным размером, громкостью звука и другими средствами Музыкальной выразительности. Кроме того, эти упражнения яв-
ляются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, подвижности в различных суставах, мышечной силы, общей выносливости, физической и умственной работоспособности, трудолюбия. Танцевальная направленность упражнений способствует развитию выразительности и пластичности движений.
Большое разнообразие упражнений, выполняемых под умелым руководством педагога, обогащает учащихся двигательным, эмоциональным, волевым, морально-нравственным опытом. На этой основе быстрее формируются умения и навыки в различных видах спортивной и трудовой деятельности.
Занятия под музыкальное сопровождение развивают музыкальный слух, чувство прекрасного, дают возможность занимающимся выразить в движениях свои индивидуальные особенности не только на занятиях ритмической гимнастикой, но и на вечерах отдыха, в художественной самодеятельности. В процессе занятий создаются благоприятные условия для общения, воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированность и другие необходимые занимающимся качества.
Все это делает упражнения ритмической гимнастики в сочетании со словом преподавателя-тренера, музыкой и условиями, в которых проводятся занятия, мощным комплексным средством и методом воздействия в оздоровительном, образовательном и воспитательном отношении.
Большая популярность ритмической гимнастики привела к появлению различных направлений. К ним относятся: атлетическое, танцевальное, психорегулирующее и спортивное. Эти направления включают различные виды ритмической гимнастики, решают определенные задачи и отличаются подбором средств.
В настоящее время наиболее популярными видами являются: ритмопластика, танцевально-ритмическая, танцевально-игровая, релаксационная гимнастика и различные оздоровительные виды аэробики (классическая, фанк-аэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, фитбол и др.).
Ритмопластика — это упражнения, направленные на развитие эластичности и силы мышц, выразительности, грациозности, пластичности и культуры движений.
Танцевально-ритмическая гимнастика включает ритмику и элементы танца. Комплекс этих упражнений представляет законченную сюжетно-танцевальную композицию.
Танцевально-игровая гимнастика применяется в дошкольных и школьных учреждениях. Все ее разделы объединяет игровой метод проведения занятий.
Релаксационная ритмическая гимнастика включает традиционные упражнения ритмической гимнастики в сочетании с упражнениями на расслабление и дыхание.
Содержание упражнений
Вритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные упражнения, упражнения художественной гимнастики, упражнения нетрадиционных видов гимнастики и др.
Строевые упражнения служат средством организации занимающихся и их удачного размещения в зале, на площадке. Они выполняются в строгом соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку. Например: перестроение можно выполнить переменными шагами или подскоками, а размыкание — приставными шагами с наклонами туловища вправо-влево и др.
Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. В связи с этим на каждом занятии по ритмической гимнастике, особенно у дошкольников и младших школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.
Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике включают в себя ходьбу, бег, прыжки, многообразные по форме, величине мышечных усилий и продолжительности выполнения. Они выполняются в гимнастическом стиле, большинство из них носит стилизованный или танцевальный характер. Это придает им особый колорит, делает их привлекательными, а при исполнении под музыку более эмоциональными.
Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике, как ив любом другом виде гимнастики, могут выполняться без предметов, с предметами (палки разных размеров, набивные мячи, флажки, самодельные предметы и др.), на различных гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка), а также со взаимной помощью друг другу (в парах). В ритмической гимнастике можно выделить группу общеразвивающих упражнений, с помощью которых оказывается избирательное воздействие на мышечные группы всех звеньев тела. С помощью таких упражнений Педагог может развивать у обучаемых подвижность в суставах, эластичность мышц и связок, способность в совершенстве владеть сВоим телом.
Гимнастика
Танцевальные упражнения в ритмической гимнастике очень многообразны. К ним относятся: элементы танцев народов мира, современных танцев, бального, бытового и пантомимного характера, ритмические танцы, музыкальные игры, хореографические упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным движениям, элементам и только после этого применяют в комбинациях, танцах и плясках.
Ритмические танцы в основе своей просты и могут применяться при решении задач подготовительной и основной частей урока. Их используют на праздниках, в летних оздоровительных лагерях, в показательных выступлениях.
Примеры ритмических танцев приведены выше.
АВТОСТОП
И. п. — стойка ноги врозь на ширине стопы.
I. 1—2 — два пружинящих сгибания правой с двумя рывками согну-
тых рук: левая вверх, правая вниз, кисти в кулак, большой
палец вверх; 3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги, меняя положение рук; 5—8— повторить счет 1—4.
II. 1 — правую согнуть, стопа на полу, руки к правому плечу, ладони
вместе («лодочкой»);
2 — повторить счет 1 с другой ноги, меняя положение рук, к дру-
гому плечу;
3 — левую разогнуть, правую согнуть, руки «лодочкой» к правому
колену;
4 — повторить счет 3 с другой ноги, меняя положение рук, к дру-
гому колену;
5 — левую разогнуть, правую согнуть, скрестный мах руками перед
собой, левая сверху;
6 — повторить счет 5, меняя положение ног и рук;
7 — меняя положение ног, хлопок за спиной;
8 — прыжком поворот кругом (или направо — налево) в исходное
положение с хлопком перед собой.
СЛОНЕНОК
И. п. — основная стойка;
1.7 — полуприсед ладони на живот;
2 — встать, правую в сторону на пятку, руки полусогнуты в стороны, ладонями вперед;
3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги;
5—8— повторить счет 1 — 4. П. / — полуприсед, руки согнуть вперед, ладонями вперед;
2 — встать на левую, правую назад на носок с небольшим наклоном вперед, руки вверх, ладонями вперед;
3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги;
5—8— повторить счет 1—4.
III. 7- 2 - |
-шаг левой в сторону, правая на носок, руки полусогнуты в стороны;
-с поворотом налево полуприсед на левой, правую согнуть вперед, стопа у колена; левую руку согнуть вперед («хобот»), правую руку согнуть назад («хвостик»);
3 4- 5- IV. 7- |
■ с поворотом направо шаг правой в сторону, левая на носок,
руки полусогнуты в стороны;
повторить счет 2 с другой ноги, в другую сторону;
8 — повторить счет 1—4.
2- 3- 5-6- 7- |
■ с поворотом налево шаг левой в сторону, руки полусогнуты в
стороны;
■ подскок на левой, сгибая и разгибая правую влево («кик»);
4 — с шагом правой в сторону повторить счет 1—2 с другой
ноги; прыжок влево;
■ прыжок вправо;
8 — два хлопка над головой.
На уроках ритмической гимнастики в дошкольном и младшем школьном возрасте применяются игры под музыку. Это могут быть специальные музыкальные игры («Музыкальные змейки», «Запев-припев», «Попрыгунчики-воробушки» и др.) либо подвижные игры, выполненные под музыку (например, игра «День и ночь»). Возможны такие игры: «Дети и медведь», в которой выполняются определенные танцевальные движения; «Пустое место», в которой школьники выполняют хлопки или танцевальные движения, пока водящий идет снаружи круга и выбирает себе партнера для состязания в беге. На уроке можно использовать любые подвижные игры, переделанные учителем под музыку.
Из упражнений художественной гимнастики применяются плавные, волнообразные и пружинные движения, взмахи, «волны», упражнения без предметов и с предметами.
Плавные, волнообразные движения различными звеньями тела применяются в процессе ходьбы, бега, танцевальных шагов, в седах и упорах. Пружинные движения выполняются руками, ногами и туловищем как на месте, так и в движении. Наиболее простые взмахи и «волны» используются как отдельно, так и в сочетании с другими упражнениями с целью развития у занимающихся способности соразмерять движения по мышечному усилию, сочетать напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Упражнения с предметами, помимо общего воздействия на занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации движений, ловкости пальцев рук и повышения пропри-оцептивной чувствительности, которые необходимы дошкольникам и младшим школьникам для овладения навыками письма и Несложными бытовыми и трудовыми двигательными действиями.
Упражнения из других видов спорта носят имитационный характер и выполняются отдельно или в специальных комплексах.
Из легкой атлетики — различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие упражнения.
Из спортивных игр — упражнения прыжкового характера, передвижения, повороты, броски, ловля, ведение мяча и другие элементы.
Упражнения из плавания, борьбы, бокса, лыжного спорта могут носить образно-имитационный характер. Элементы этих упражнений включаются в специальные комплексы. Они применяются для того, чтобы вызвать повышенный интерес обучаемых к занятиям и улучшить их двигательную активность, обогатить их двигательным опытом.
Вольные упражнения в ритмической гимнастике включают в себя все вышеперечисленные упражнения. Кроме того, в них входят упражнения без предметов и с предметами. Вольные упражнения носят групповой характер, при этом каждое из них имеет определенную направленность. Это дает возможность использовать их в разных частях урока как зачетные или контрольные упражнения.