Возникновение национальных систем гимнастики
Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются дальнейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржуазные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран и совершила поход против России, что оказало огромное влияние в том числе и на развитие военного дела.
Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства стимулировали создание национальных систем гимнастики, отвечающих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов.
Французская система гимнастики стала развиваться под влиянием массового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Члены юношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристских походах и военизированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.
После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 — 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнастики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Лок-ка, Руссо, Песталоцци, военно-прикладной практике физической подготовки солдат и офицеров того времени.
С помощью гимнастических упражнений у солдат развивались мышечная сила, выносливость, гибкость, способность чувствовать (развитие органов чувств), думать и действовать решительно и смело, формировались умения и навыки, необходимые в жизни и военных условиях. Для этого применялись ходьба, бег с преодолением препятствий, прыжки, метания, переноска грузов или «раненого», плавание и ныряние, фехтование и вольтижировка,
верховая езда, танцы, лазание, перелезание с применением лестниц, шестов, канатов и других приспособлений. При обучении упражнениям использовался соревновательный метод. Кроме того, предусматривалось: а) физиологическое обоснование отдельных упражнений; б) врачебный и педагогический контроль за занимающимися; в) развитие у них не только двигательных способностей, но и моральных, волевых качеств; г) хорошее знание индивидуальных особенностей учеников; д) развитие самостоятельности и творческой активности в учебно-воспитательной работе.
Военно-прикладной характер французской системы гимнастики сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олимпийских игр 1900 г., французы настояли, чтобы в программу соревнований были включены прикладные упражнения: прыжки в длину, с шестом, через препятствия, лазание по канату, поднимание тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.
Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.
Герхард Ульрих Антон Фит (1763 — 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических упражнений». Этот труд состоит из трех частей: «Данные к истории физических упражнений» (1794), «Система физических упражнений» (1795), «Приложения к первой и второй частям» (1819). Он дал определение понятия «Физическое упражнение»: это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может: а) сохранить и укрепить здоровье занимающихся; б) развить красивые формы тела; в) увеличить силу, быстроту движений; г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу; д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени; е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.
Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педагога; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, указания врача).
На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.
Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.
Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 — 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на «лоно природы», идеализацию первобытного дикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцом которому должен стать старый (средневековый) немец.
Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества» (1804); «Игры для развития и отдыха тела и духа» (1796); «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовали распространению идей автора в Европе.
После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.
В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.
В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеона в 1808 г. в Кенигсберге возник «Тугенбунд» («Союз добродетели»). В его работе принимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г. этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влиянием идей «Тугенбунда» националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятий гимнастикой.
Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и шведской системы гимнастики.
Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 — 1852), крайнего националиста-тевтономана. Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гимнастические союзы, где готовились бойцы за освобождение Пруссии от французской оккупации, пропагандировал мысль о вели-
чии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.
Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.
В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.
Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.
Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.
Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься. В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями и способностями учеников. Во второй части занятия выполнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводящие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.
В учебнике «Немецкая гимнастика», изданном Яном совместно с Ф. Эйзеленом, дано описание упражнений в ходьбе, беге, прыжках, на гимнастическом коне, козле и подробно на брусьях и турнике.
В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гес-сенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейшему развитию гимнастики.
В 1863 г. на гимнастическом празднике в Лейпциге присутствовали 19921 представитель от различных гимнастических округов, которые объединяли 134506 человек, занимавшихся гимнастикой.
Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных задач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.
Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 — 1858) — преподаватель гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.
Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы можно было заниматься на них по 4 —6 человек одновременно, и приспособил их для занятий со школьниками. Упражнения были систематизированы в порядке возрастающей сложности. При подборе упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок подвижными играми и массовыми упражнениями.
Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возможностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.
Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.
Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Генрих Линг (1776 —1839). Он окончил богословский факультет Упсаль-ского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене (Дания) — первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увле-
£• Гимнастика
кался поэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.
Яльмар Линг, сын П.Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др. Им применялись упражнения и на уже известных в других системах гимнастики снарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, перекладина и др.). Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренные планом урока. Их применение могло быть заменено помощью товарища. Большое значение придавалось исходным положениям.
Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполнялись в строго установленной последовательности: построение группы или перестроение для занятий, подготовительные упражнения для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающие упражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения.
П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тернгре-мом и др. подробно разработали педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики — забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Военная гимнастика в армии была направлена на подготовку послушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивой осанкой.
Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастики быстро стала популярной во многих странах Европы. Однако и она имела ряд недостатков, на которые указывали П.Ф.Лесгафт и Ж.Деме-ни, а именно: упражнения не соответствовали строению тела человека, не согласовывались с его физиологическими процессами, не использовались для решения образовательных задач.
Если проанализировать все рассмотренные системы, то следует сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, на его личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.