Й этап — предсоревновательный.
Задачи: Совершенствование групповых и командных взаимодействий
в защите и нападении во всех расстановках с заменами; достижение оптимального уровня игровой подготовленности команды; воспитание соревновательной выносливости и специальных физических качеств. Продолжительность этапа — 25 дней, сбора — 20 дней. Работа в микроциклах 4-1. Направленность тренировочной работы:
ОФП — 5%, СФП — 20%, совершенствование тактической подготовки — 40%, соревновательная подготовка — 35%.
Объем тренировочной нагрузки:
всего тренировок — 30
всего часов — 60
колич. тренировок высокой интенсивности — 15
колич. тренировок средней интенсивности — 15
Тестирование специальных физических качеств и функциональной подготовленности проводится в середине этапа с использованием тех же тестов, что применялись на 2-м этапе подготовки.
Психологическая подготовка направлена на воспитание решительности, целеустремленности, проявление постоянной активности в играх. Спортсмены должны овладеть приемами саморегуляции психического состояния.
На теоретических занятиях прорабатываются вопросы теории игры, вопросы восстановления организма после игр.
Восстановительные мероприятия включают в себя педагогические, психологические и медицинские средства.
Материальное и научное обеспечение команды
Команды имеет зал 24 х 48 м с высотой потолков 9 м. При подготовке к соревнованиям используются мячи (волейбольные, футбольные, гандбольные, баскетбольные, набивные), резиновые эспандеры, гантели, штанга, гимнастические снаряды, тренажерное устройство для совершенствования техники игры, плавательный бассейн, лыжная база.
Научное обеспечение осуществляется КНГ лаборатории ЦНИИ «Спорт» на договорной основе. Анализируется тренировочная и соревновательная деятельность команды, проводится тестирование физической работоспособности и разрабатываются рекомендации по повышению эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Контроль за состоянием здоровья и функциональным состоянием проводится отделом функциональной диагностики ЦНИИ «Спорт» на договорной основе. Текущий контроль осуществляет врач команды.
Другой разновидностью годового плана может быть следующая форма:
ГОДОВОЙ ПЛАН
подготовка команды «А» на 200... г.
1. Цель подготовки:
а) тренировочная;
б) соревновательная.
2. Состав команды и ее резерв
а) состояние команды;
б) задачи;
в) списочный состав команды.
№ п/п | ФИО | Год рождения | Рост | Вес | Образование | Функции в команде |
6 и т.д. |
3. Участие в соревнованиях (виды соревнований и колич. игр)
а) календарных;
б) контрольных;
в) планируемые результаты;
4. Тренировочные нагрузки:
а) по объему;
— колич. тренировочных дней на каждом этапе;
— колич. соревновательных дней (по календарю соревнований);
— колич. часов на подготовку на каждом этапе:
— физическую подготовку;
— техническую;
— тактическую;
— игровую,
б) по интенсивности:
— колич. тренировок высокой интенсивности на каждом этапе;
— колич. тренировок средней и малой интенсивности на каждом этапе. 5. Виды подготовки:
а) физическая (задачи, основные средства по развитию физических качеств на каждом этапе);
б) техническая (задачи, основные средства);
в) тактическая (задачи, основные средства подготовки в защите и нападении);
г) психологическая (задачи, основные средства);
д) теоретические (задачи и темы).
6. Организация и содержание контроля (сроки; тесты, используемые для оценки уровня ОФП, СФП и функционального состояния спортсменов).
7. Материальное, научное, врачебное обеспечение команды
Примерное содержание индивидуального годового плана
1. Личные данные спортсмена.
2. Спортивно-техническая характеристика.
3. Цель и задачи подготовки.
4. Основные средства и контрольные задания по видам подготовки.
5. График подготовки.
6. Медицинский контроль и самоконтроль.
Оперативное планирование
Оно ведется на этап, месяц или микроцикл, а также на каждое тренировочное занятие. Основные документы оперативного планирования: рабочий план, конспект тренировочного занятия и расписание занятий.
Рабочий план составляют на каждый этап (месяц) подготовки. Планирование средств подготовки и тренировочных нагрузок в нем основано на закономерностях микроцикла тренировки. Каждая тренировка в микроцикле представляет собой законченный цикл, отражающий как общие закономерности данного этапа подготовки, так и частные каждого микроцикла.
Примерная форма рабочего плана
РАБОЧИЙ ПЛАН
Тренировки команды (группы)
Период ______________________________________
Этап ____________ _ _ _ _ _______________
Месяц или микроцикл.
1. Задачи тренировки (общая и по разделам подготовки).
2. Расчет объема и интенсивности тренировочных нагрузок и распределение времени по разделам подготовки.
3. Контрольные задачи по разделам подготовки и на соревнования.
4. Содержание тренировочных занятий.
Для изложения содержания тренировочных занятий применяются две формы записи: поурочная и графическая (приложение 6).
Примерная форма поурочной записи
№ тренировки | Дата | Время | Содержание тренировки | Нагрузка | Методические замечания | |
объем | интен сивность | |||||
Материал по тренировочным занятиям распределяется и чередуется в обеих формах с учетом задач, стоящих перед этим этапом (на месяц), а также с учетом структуры и динамики нагрузок микроцикла.
Поурочная форма записи содержания тренировочных занятий применяется для команд различной подготовленности, а графическая запись только для занятий с командами разрядников и высшей квалификации.
План тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана.
План тренировочного занятия № ___
«__» _______200_г.
Наименование команды (группы)____________________
Задачи _____________________________________
Продолжительность занятия ____ час. ____мин.
Интенсивность ________________________________
Инвентарь __________________________________
Части занятий | Содержание материала | Дозировка | Методические указания |
Расписание занятий составляют для того, чтобы лучше подготовить и организовать тренировки.
6.3.3. Контроль за процессом подготовки
Управление спортивной тренировкой волейболистов предусматривает постоянное внесение коррективов в выполнение планов. Эффективность управления находится в прямой зависимости от систематичности поступления, своевременности и качества информации, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок.
Основными источниками информации служат материалы педагогических, врачебных и научных наблюдений, учета и самоконтроля волейболиста.
Контроль должен быть комплексным, в нем можно выделить следующие разделы:
— контроль соревновательной деятельности;
— контроль тренировочной деятельности;
— контроль состояния спортсмена.
Только сопоставление данных всех этих разделов может дать направление для коррекции планов подготовки.
Контроль соревновательной деятельности. Контроль в процессе соревнований осуществляется по следующим разделам:
1) контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;
2) контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;
3) контроль за выполнением отдельными игроками и командой тактического плана игры и эффективностью их действий;
4) контроль за техническими показателями игроков и команды.
Отношение игроков к соревнованиям оценивают до начала соревнований, в ходе игры и по ее окончании. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности, инициативности и активности во всех игровых действиях в защите и нападении, выдержки и самообладания, воли к победе.
Переносимость соревновательных нагрузок определяют по внешним признакам: жалобам на усталость и просьбам замены, по снижению эффективности игровых действий (особенно при выполнении нападающих ударов, действий в защите) и ухудшению поведения игроков (потеря выдержки и самообладания, раздражительность и т.п.), а также по врачебной экспертизе.
Контроль за выполнением отдельными игроками и командой тактического плана игры и за эффективностью их действий выражается в выставлении оценок игрокам и команде за творческое претворение в игре индивидуальных, групповых и командных заданий, а также за эффективность действий в нападении и защите с помощью видео-, компьютерной и аналитической записи тактических действий.
Выполнение технических приемов отдельными игроками и командой в целом оценивают по эффективности выполнения этих приемов на основании компьютерной и аналитической записи игр. Соответствие показанных результатов плановым индивидуальным и командным заданиям является критерием оценки.
Общая оценка за игру команды и отдельных игроков складывается из оценок, получаемых по всем четырем разделам контроля, и вносится в журнал или дневник тренера.