Й этап — предсоревновательный.

Задачи: Совершенствование групповых и командных взаимодействий

в защите и нападении во всех расстановках с заменами; достижение оптимального уровня игровой подготовленности команды; воспитание соревновательной выносливости и специальных физических качеств. Продолжительность этапа — 25 дней, сбора — 20 дней. Работа в микроциклах 4-1. Направленность тренировочной работы:

ОФП — 5%, СФП — 20%, совершенствование тактической подго­товки — 40%, соревновательная подготовка — 35%.

Объем тренировочной нагрузки:

всего тренировок — 30

всего часов — 60

колич. тренировок высокой интенсивности — 15

колич. тренировок средней интенсивности — 15

Тестирование специальных физических качеств и функциональной подготовленности проводится в середине этапа с использованием тех же тестов, что применялись на 2-м этапе подготовки.

Психологическая подготовка направлена на воспитание решитель­ности, целеустремленности, проявление постоянной активности в иг­рах. Спортсмены должны овладеть приемами саморегуляции психичес­кого состояния.

На теоретических занятиях прорабатываются вопросы теории игры, вопросы восстановления организма после игр.

Восстановительные мероприятия включают в себя педагогические, психологические и медицинские средства.

Материальное и научное обеспечение команды

Команды имеет зал 24 х 48 м с высотой потолков 9 м. При подго­товке к соревнованиям используются мячи (волейбольные, футболь­ные, гандбольные, баскетбольные, набивные), резиновые эспанде­ры, гантели, штанга, гимнастические снаряды, тренажерное устрой­ство для совершенствования техники игры, плавательный бассейн, лыжная база.

Научное обеспечение осуществляется КНГ лаборатории ЦНИИ «Спорт» на договорной основе. Анализируется тренировочная и сорев­новательная деятельность команды, проводится тестирование физичес­кой работоспособности и разрабатываются рекомендации по повыше­нию эффективности тренировочного процесса и соревновательной дея­тельности.

Контроль за состоянием здоровья и функциональным состоянием проводится отделом функциональной диагностики ЦНИИ «Спорт» на договорной основе. Текущий контроль осуществляет врач команды.

Другой разновидностью годового плана может быть следующая форма:

ГОДОВОЙ ПЛАН

подготовка команды «А» на 200... г.

1. Цель подготовки:

а) тренировочная;

б) соревновательная.

2. Состав команды и ее резерв

а) состояние команды;

б) задачи;

в) списочный состав команды.

№ п/п ФИО Год рождения Рост Вес Образование Функции в команде
           
           
           
           
           
6 и т.д.            

3. Участие в соревнованиях (виды соревнований и колич. игр)

а) календарных;

б) контрольных;

в) планируемые результаты;

4. Тренировочные нагрузки:

а) по объему;

— колич. тренировочных дней на каждом этапе;

— колич. соревновательных дней (по календарю соревнований);

— колич. часов на подготовку на каждом этапе:

— физическую подготовку;

— техническую;

— тактическую;

— игровую,

б) по интенсивности:

— колич. тренировок высокой интенсивности на каждом этапе;

— колич. тренировок средней и малой интенсивности на каждом этапе. 5. Виды подготовки:

а) физическая (задачи, основные средства по развитию физических качеств на каждом этапе);

б) техническая (задачи, основные средства);

в) тактическая (задачи, основные средства подготовки в защите и нападении);

г) психологическая (задачи, основные средства);

д) теоретические (задачи и темы).

6. Организация и содержание контроля (сроки; тесты, используемые для оценки уровня ОФП, СФП и функционального состояния спортсменов).

7. Материальное, научное, врачебное обеспечение команды

Примерное содержание индивидуального годового плана

1. Личные данные спортсмена.

2. Спортивно-техническая характеристика.

3. Цель и задачи подготовки.

4. Основные средства и контрольные задания по видам подготовки.

5. График подготовки.

6. Медицинский контроль и самоконтроль.

Оперативное планирование

Оно ведется на этап, месяц или микроцикл, а также на каждое тренировочное занятие. Основные документы оперативного планирова­ния: рабочий план, конспект тренировочного занятия и расписание за­нятий.

Рабочий план составляют на каждый этап (месяц) подготовки. Пла­нирование средств подготовки и тренировочных нагрузок в нем осно­вано на закономерностях микроцикла тренировки. Каждая тренировка в микроцикле представляет собой законченный цикл, отражающий как общие закономерности данного этапа подготовки, так и частные каж­дого микроцикла.

Примерная форма рабочего плана

РАБОЧИЙ ПЛАН

Тренировки команды (группы)

Период ______________________________________

Этап ____________ _ _ _ _ _______________

Месяц или микроцикл.

1. Задачи тренировки (общая и по разделам подготовки).

2. Расчет объема и интенсивности тренировочных нагрузок и рас­пределение времени по разделам подготовки.

3. Контрольные задачи по разделам подготовки и на соревнования.

4. Содержание тренировочных занятий.

Для изложения содержания тренировочных занятий применяются две формы записи: поурочная и графическая (приложение 6).

Примерная форма поурочной записи

№ тренировки Дата Время Содержание тренировки Нагрузка Методические замечания
объем интен­ сивность
             
             
             
             

Материал по тренировочным занятиям распределяется и чередуется в обеих формах с учетом задач, стоящих перед этим этапом (на месяц), а также с учетом структуры и динамики нагрузок микроцикла.

Поурочная форма записи содержания тренировочных занятий при­меняется для команд различной подготовленности, а графическая запись только для занятий с командами разрядников и высшей квали­фикации.

План тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана.

План тренировочного занятия № ___

«__» _______200_г.

Наименование команды (группы)____________________

Задачи _____________________________________

Продолжительность занятия ____ час. ____мин.

Интенсивность ________________________________

Инвентарь __________________________________

Части занятий Содержание материала Дозировка Методические указания
       
       

Расписание занятий составляют для того, чтобы лучше подготовить и организовать тренировки.

6.3.3. Контроль за процессом подготовки

Управление спортивной тренировкой волейболистов предусматри­вает постоянное внесение коррективов в выполнение планов. Эффек­тивность управления находится в прямой зависимости от систематич­ности поступления, своевременности и качества информации, полу­ченной посредством измерения, наблюдений и оценок.

Основными источниками информации служат материалы педагоги­ческих, врачебных и научных наблюдений, учета и самоконтроля во­лейболиста.

Контроль должен быть комплексным, в нем можно выделить следу­ющие разделы:

— контроль соревновательной деятельности;

— контроль тренировочной деятельности;

— контроль состояния спортсмена.

Только сопоставление данных всех этих разделов может дать на­правление для коррекции планов подготовки.

Контроль соревновательной деятельности. Контроль в процессе сорев­нований осуществляется по следующим разделам:

1) контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;

2) контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;

3) контроль за выполнением отдельными игроками и командой так­тического плана игры и эффективностью их действий;

4) контроль за техническими показателями игроков и команды.

Отношение игроков к соревнованиям оценивают до начала сорев­нований, в ходе игры и по ее окончании. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности, инициативнос­ти и активности во всех игровых действиях в защите и нападении, вы­держки и самообладания, воли к победе.

Переносимость соревновательных нагрузок определяют по внешним признакам: жалобам на усталость и просьбам замены, по снижению эффективности игровых действий (особенно при выполнении напада­ющих ударов, действий в защите) и ухудшению поведения игроков (потеря выдержки и самообладания, раздражительность и т.п.), а также по врачебной экспертизе.

Контроль за выполнением отдельными игроками и командой так­тического плана игры и за эффективностью их действий выражается в выставлении оценок игрокам и команде за творческое претворение в игре индивидуальных, групповых и командных заданий, а также за эффективность действий в нападении и защите с помощью видео-, компьютерной и аналитической записи тактических действий.

Выполнение технических приемов отдельными игроками и коман­дой в целом оценивают по эффективности выполнения этих приемов на основании компьютерной и аналитической записи игр. Соответствие показанных результатов плановым индивидуальным и командным за­даниям является критерием оценки.

Общая оценка за игру команды и отдельных игроков складывается из оценок, получаемых по всем четырем разделам контроля, и вносит­ся в журнал или дневник тренера.

Наши рекомендации