Тенденции развития женского волейбола

Ростовые данные. Среди ведущих национальных сборных женских команд мира средний рост нападающих игроков составляет 188-190 см, пасующих — 182-184 см (имеются в командах пасующие и более низко­го роста, но это исключение). В командах появляются игроки с ростом 200 см. В перспективе рост 188-190 см коснется не только нападающих

игроков, но и пасующих, хотя можно предположить, что невысокие, но высококлассные игроки пока сохранят право на жизнь в волейболе.

Возрастные особенности. В последние годы наблюдается тенденция воз­растных игроков (25-26 лет), прошедшие многолетнюю совместную под­готовку и побеждавшие на мировых и континентальных соревнованиях (ранее это было в возрасте 22-23 года). Есть в национальных сборных игро­ки до 20 лет и старше 30 лет, но реально они не влияют на результат.

Совершенствование физической подготовки. Основной акцент при под­готовке к соревнованиям делается на атлетизм (сила удара, высота прыж­ка, быстрота). В некоторых европейских и азиатских командах главный упор делается на развитие силы. Основное направление в физической подготовке сборных Кубы и России — развитие быстроты естественно не опуская основные компоненты атлетизма.

Состояние техники игры. Радикальных изменений в исполнении тех­нических приемов нет, хотя заметны изменения, связанные с ускоре­нием выполнения технических приемов. Будет возрастать роль блокиро­вания в связи с изменением подсчета очков (система тай-брейк). Одна из тенденций развития техники приема подач, передач, нападающих ударов — их рациональность. Все, прежде всего, направлено на резуль­тат. Увеличивается мощь подач. Количество спортсменок подающих по­дачу в прыжке увеличивается. Планирующая подача была сильна, когда «судился» прием сверху. Смягчение правил судейства приема сверху снизило значимость этой подачи. Каких-либо новаций в области техни­ки выполнения приемов пока не предвидится.

Развитие тактики. В связи с улучшением показателей атлетизма в так­тике нападения будет преобладать скоростная атака с усилением таких двигательных компонентов как координация и точность действий. Скоро­стная атака с краев сетки, атака игроком задней линии увеличит атакую­щий потенциал. В организации защитных действий в женском волейболе не возможно одновременно защищаться и страховать из-за недостаточно­го уровня развития скоростных качеств. Поэтому защитные построения организуются в зависимости от двигательного потенциала спортсменок с учетом взаимодействия с игроком задней линии с функцией нападающе­го игрока.

Психологическая подготовка. В психологической подготовке важными компонентами являются устойчивость психики и концентрация вни­мания. При отборе в команду эти компоненты классифицируются как основные. Без настроя на победу и самоотдачи игроков невозможно добиться высоких результатов.

Научное обеспечение. Без внимания этому разделу волейболисток и команд высокого класса высокого результата достичь невозможно. На основе всестороннего обследования тренеры получают рекомендации о подготовленности игроков, а компьютерные данные соревновательной деятельности спортсменок дают возможность пользоваться оператив­ной информацией для корректировки хода игры.

Глава 4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

4.1. Структура системы подготовки

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элемен­тов, образующих целостное единство и ориентированных на достиже­ние определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую сис­тему, все составные части которой согласованы между собой и направ­лены на успешное решение основных задач.

Подготовка волейболистов включает в себя всю совокупность ме­роприятий по обеспечению достижения волейболистами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систе­матическими занятиями как можно большего числа детей и взрослых — с другой. Нельзя подготовку волейболистов отождествлять с трениров­кой волейболистов, которая входит составной частью в подготовку на­ряду с другими.

Подготовка волейболистов — процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части взаимосвязанные между собой. Выделя­ют три составные части в подготовке волейболистов: подготовку волей­болистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подго­товку в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровитель­ной работы.

Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает опреде­ляющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эф­фективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ори­ентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов, ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специ­альными учебными заведениями и другими организациями, осуществ­ляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Массовые занятия волейболом с охватом широких слоев населения

Тенденции развития женского волейбола - student2.ru

Рис. 38. Модель системы подготовки квалифицированных волейболистов

осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образова­тельных учреждениях; при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных хозрасчетных условиях.

Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются под­системы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной струк­туре. Принципиальный подход к построению модели системы подготов­ки волейболистов показан на рис. 38.

Модель включает в себя подсистему целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь пери­од подготовки как важнейший системообразующий фактор, цементи­рующий в единое целое составные части подсистемы и системы; подси­стему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квали­фикации, материально-техническая оснащенность компонентов под­готовки, формы организации и управления многолетней подготовкой;

подсистема непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактике-восстановительные мероп­риятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных ча­стей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечи­ваются наличием системы упражнения.

Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки волейболистов высших разрядов, например национальных сборных ко­манд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом волейболе набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного колиектива.

4.2. Цели системы подготовки, прогнозирование,

Моделирование и нормативы

Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки волейболистов высших резервов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и ин­дивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивыс­шие достижения на международной арене.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интеграль­ной, психологической, теоретической подготовленности отвечали тре-

бованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциаль­ными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.

Цель массовых форм занятий волейболом — максимально содей­ствовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей стра­ны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.

Прогнозирование. Цель системы подготовки связана с конечным ре­зультатом в отдаленном (для сборных команд страны — это олим­пийское четырехлетие; для спортивных резервов — это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда осо­бенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего про­цесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают дея­тельность по разработке прогнозов, под прогнозом — вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определен­ный момент в будущем, о тенденциях его развития.

При прогнозировании учитываются история, современное состоя­ние и тенденции развития волейбола, данные обобщения опыта подго­товки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте — от начала занятий волейболом и до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся, во-первых, к атлетической подготовке, создающей необхо­димые условия для успешного решения специальных (игровых) задач;

во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом уни­версальности в подготовке и высокому уровню мастерства примени­тельно к избранной игровой функции; в-третьих, к увеличению скоро­сти выполнения игровых действий, умению быстро переключаться в действиях, гибко используя технико-тактический арсенал.

Прогнозирование охватывает по существу, все компоненты систе­мы подготовки волейболистов. В практике физической культуры и спорта применяются методы прогнозирования экспертных оценок, логичес­кого анализа, экстраполяции, статистические.

Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценки квалифицированных специалистов волейбола — экс­пертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться ана­лизу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфийский метод).

При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии с возможными ситуациями формируется прогноз на буду­щее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, в про-

цессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.

Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показа­телей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на оп­ределенный отрезок времени в будущем (показатели прыгучести, эф­фективности нападения и т.п.).

Статистический метод предполагает использование и анализ статис­тических материалов в области волейбола: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности волейболистов, документы планирования, отчеты команд высших раз­рядов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистичес­кими материалами используются данные литературы, научных иссле­дований. Необходимо использовать соответствующие данные из других видов спорта.

Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управлен­ческой, что находит отражение в разработке целевых комплексных про­грамм, например, подготовки сборных команд страны к олимпийским играм, комплексной целевой программы развития волейбола и т.д.

Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включает показатели тренировочной (морально-волевая, технико-тактическая, физическая, функциональная, психологическая) и соревновательной (в атаке и защите) деятельности, свойства высшей нервной деятельно­сти, черты характера.

Прогнозирование в отношении команды включает показатели пси­хологической совместимости игроков, преемственности состава, спло­ченности коллектива, отношения игроков к тренеру, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыг­ранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите и наличие новых их видов); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юно­шеские, команды; материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских кадров, качественного тренировочно­го процесса.

Моделирование. Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния отдельных волейболистов и команды в целом. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель со­ревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разраба­тываются на основе изучения специфики волейбола, выделения факто­ров, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.

Разрабатываются модельные характеристики требований к идеаль-

ному спортсмену-волейболисту (команде) — показатели соревнователь­ной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); модели­рование соревновательной деятельности — по степени адекватности глав­ным соревнованиям; моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («за­данных») качеств и овладения структурой («заданной») приемов игры, совершенствования тактического мышления волейболистов; моделиро­вание структурных компонентов тренировочного процесса (типы мик­роциклов, средних циклов и т.п.).

Другой тип моделей — абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя была получить, использую предыдущие типы. В спорте к ним относятся кор­реляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели струк­туры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эф­фективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон под­готовленности.

Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсме­нов и команды высокой квалификации (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, 1975; Ю.Д.Железняк, 1978, 1981; Ю.Н.Клешев, 1985; В.И. Баландин и др., 1986). При этом выделяют три условия: первое — показатели сорев­новательной деятельности (по основным компонентам); второе — по­казатели уровня подготовленности (по основным компонентам); тре­тье — показатели функциональной и психологической подготовленно­сти, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.

Четкие модельные показатели в количественно-качественном вы­ражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достиже­ния прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполне­ния которых характеризуют состояние подготовленности на определен­ном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.

Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира слу­жат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования ко­манд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококва­лифицированных волейболистов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).

Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конеч­ный результат» процесса подготовки волейболистов: для сборных стра-

ны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, кубок мира), для команд национальных лиг — сроки первенства России, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каж­дого годичного цикла.

На основании модельных характеристик разрабатываются норматив­ные требования по основным параметрам подготовленности. Норма­тивные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уров­нями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями.

Поскольку эти требования органически связаны с модельными ха­рактеристиками и целями системы подготовки волейболистов, норма­тивы называются целевыми. В их содержание входит следующее:

— тактическая подготовленность: объем (состав тактических дей­ствий — индивидуальных, групповых и командных в нападении и за­щите; качество освоения; применяемость в игре; результативность так­тических действий в игре;

— техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; ка­чество освоения; применимость в игре; эффективность технических приемов в игре;

— физическая подготовленность: уровень развития физических спо­собностей, имеющих преимущественное значение для овладения на­выками игры в волейбол и эффективности игровой соревновательной деятельности волейболистов;

— морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотива­ция занятий волейболом, типологические особенности нервной систе­мы, психомоторные качества;

— теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень спе­циальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки, самоконтроля и т.д.);

— интегральная подготовленность: объем (состав) технико-такти­ческих действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффек­тивность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);

— морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кис­ти, масса тела, состав тела;

— функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечно­го аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы);

— возрастная градация волейболистов: возраст высших достижений (мужчины, женщины), возраст на отдельных этапах системы много­летней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий волейболом.

4.3. Функции обеспечения подготовки

Спортивный отбор и ориентация. Волейбол пользуется большой по­пулярность у детей и взрослых. Однако интерес к волейболу будет проч­нее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры. В этом случае личные достижения в ов­ладении навыками игры будут более успешными.

Выбор для каждого человека вида спорта, в наибольшей мере соот­ветствующего индивидуальным особенностям, составляет основу спортивной ориентации. Волейбол рекомендуется тем лицам, индиви­дуальные особенности которых наилучшим образом отвечают требова­ниям специфики волейбола.

Спортивная ориентация прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населе­ния. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отноше­нии волейбола также способствует более эффективной работе по спортив­ному отбору.

Спортивный отбор в волейболе представляет собой комплекс ме­роприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований много­летней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор как таковой, орга­нически входит в систему многолетней подготовки волейболистов, от ее начального этапа и на всем протяжении, включая команды высших разрядов.

Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют большую роль на всех уровнях системы подготовки волейболистов: массовые формы занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений. Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный отбор — для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.

С учетом целевых установок системы многолетней подготовки во­лейболистов в отборе можно выделить такие ступени: первая — началь­ный отбор для выявления способностей к волейболу в целом (обобщен­но); второй — определение перспективности и дифференциация (от­бор) спортсменов по игровым функциям; третья — отбор в команду высших разрядов; четвертая — отбор в сборные команды разного уров­ня и для участия в соревнованиях.

Профессионализм тренеров. Сущность профессионализма раскрыта в первом разделе учебника. Первостепенное значение имеет подготовка тренеров в учебных заведениях; переподготовка и профессиональное совершенствование в организованных формах и в процессе самообразо­вания. Особое значение имеет квалифицированная работа с лицами,

Проявившими склонность и успехи в практической тренерской работе.

Профессионализм тренеров, его высокий уровень на всех этапах многолетней подготовки волейболистов являются определяющим фак­тором успешного функционирования системы.

Действующие тренеры систематически должны изучать тенденции развития волейбола в своей стране и за рубежом, особенно в «волей­больных» странах, чьи спортсмены на данном этапе демонстрируют высшие спортивные результаты.

Постоянно должны проводиться семинары, совещания, конферен­ции тренеров по различным вопросам подготовки волейболистов.

Важное значение имеет подготовка методических материалов для тренеров, в которых систематически освещаются отечественный и за­рубежный опыт работы с волейболистами.

Формы организации и управления подготовкой волейболистов. Одним из важнейших условий успешного функционирования системы подго­товки волейболистов является наличие таких форм организации работы с волейболистами различного возраста и спортивного мастерства, кото­рые давали бы возможность в полной мере решать все многообразие задач. Это спортивные секции волейбола в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях, детско-юношеские спортив­ные школы комплексные и специализированные, училища олимпийс­кого резерва, команды высших разрядов, сборные команды, различ­ные учебно-тренировочные сборы и пр.

Все формы должны быть обеспечены кадрами и материально-фи­нансово обеспечены. Важное значение имеет управление подготовкой на всех уровнях многолетнего периода, прежде всего по линии феде­раций волейбола, государственных комитетов по физической культу­ре, спорту и туризму, участие административных органов различного уровня.

Существенное значение для достижения целей системы подготовки волейболистов имеют материально-техническая оснащенность и финан­совое обеспечение. Здесь выделяют спортивные сооружения: для прове­дения соревнований, для проведения тренировочной работы; экипи­ровку спортсменов: для участия в соревнованиях, для тренировочных занятий; финансирование (оплата, связанная с участием в соревнова­ниях, проведением тренировочных занятий спортсменов).

4.4. Реализация целей подготовки

Тренировка и тренировочная деятельность. В тренировке осуществля­ется становление навыков игры, развитие физических качеств и повы­шение функциональных возможностей организма, расширение арсе­нала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельнос­ти, формирование личности спортсменов. В тренировке выделяют ос-

новные стороны подготовки: техническую, тактическую, физическую, функциональную, психическую, теоретическую, интегральную.

Задачи тренировки, направленность ее составных частей (компо­нентов) дифференцируются применительно к уровню системы под­готовки волейболистов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортивно-техническо­го мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В сис­теме подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники и тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адаптации юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Неодинаковы задачи и со­держание компонентов тренировки для школьных спортивных сек­ций и спортивных школ, несмотря на то, что возраст занимающихся один. В каждом случае, исходя из того, в какую систему (как ее со­ставная часть, подсистема) «вложена» тренировка, устанавливается ее связь с целью системы, модельными характеристиками, опреде­ляются вопросы построения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д.

Соревнования и соревновательная деятельность. Соревнования, со­ревновательная деятельность составляют основу спорта, цель, крите­рий эффективности и основное специфическое средство подготовки волейболистов. Без ориентации на специфические особенности сорев­нований невозможна оптимальная подготовка спортсменов.

Для каждой команды в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности.

Для национальной сборной — это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), Мировая лига, Гран-при; для клуб­ных команд национальных лиг — чемпионаты страны и т.д. Эти сорев­нования являются главными, именно здесь спортсмены демонстриру­ют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима подго­товка специальная — соревновательная, которая должна осуществ­ляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в го­дичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в со­ревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с раз­личными по стилю игры и уровню подготовленности командами — обязательное условие для развития и совершенствования у волейболи­стов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основ­ным соревнованиям все предшествующие — подводящие и конт­рольные — служат целям соревновательной подготовки и эффектив­ному выступлению в основных. В свою очередь, основные соревнова­ния каждого годичного цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (например, в каждом году олимпийского четы­рехлетия для сборной национальной или в сфере подготовки спортив-

ных резервов — момент прихода молодых волейболистов в команды высших разрядов).

Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолет­нем аспекте — с момента начала специализированных занятий волей­болом и до окончания активного выступления в спорте высших дости­жений.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы во­лейболисты научились в условиях основных соревнований максималь­но реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки. Для дос­тижения этой цели решаются следующие задачи:

1. Волейболист должен знать значение предстоящих соревнований и конкретные задачи, которые он должен решать. Конкретные задачи для каждого волейболиста вытекают из структуры соревновательной дея­тельности и фактов, обуславливающих ее эффективность.

2. Волейболист должен располагать детальной информацией о ко­манде соперника, о команде и игроках предстоящей встречи, уметь «профессионально» понимать установку на игру для команды и для себя лично и творчески, в пределах игровой дисциплины, выполнять установку.

3. Знать правила соревнований, особенности их трактовки на пред­стоящих соревнованиях, манеру того или иного арбитра и т.д. (ритуалы построения, разминки, замен, перерывов и пр.), структуру проведе­ния соревнований (программу) и т.п.

4. Научить эффективно вести игровые действия в различных услови­ях: времени суток, климато-географических, временных поясов.

5. Научить волейболиста достигать к моменту соревнований опти­мальной психической готовности к ведению спортивной борьбы с лю­бым соперником, соревноваться с полной отдачей.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подго­товки (реализация в единстве структурных компонентов соревнователь­ной деятельности в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол); б) соревнований по технико-тактической, физической под­готовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по во­лейболу 1х1, 2х2, 3х3, 4х4, 6х6, 2х3(4), 3(4)х6 внутри учебной груп­пы, команды; г) контрольные игры с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящие соревнования (турниры).

В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться такими положениями:

1. Соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по на­правленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов волейболистов.

2. Привлекать к участию в соревнованиях только при условии доста­точной подготовленности к ним волейболистов.

3. Планировать соотношение соревновательной и тренировочной де­ятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуще­ствлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей волейболистов в условиях соревнований.

4. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть дос­таточное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнова­ний может отрицательно отразиться на процессе подготовки, так же, как и слишком малое число или их отсутствие. Ориентировочные нор­мы соревновательной нагрузки в годичном цикле: в командах квали­фицированных волейболистов — 80-90 игр, в командах молодых спорт­сменов 18-20 лет — 60-70, в командах 15-17-летних волейболистов — 40-60. Половина игр — это подводящие и основные соревнования.

Восстановительные мероприятия. При современных уровнях сорев­новательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и ме­тодика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки волейболистов наряду с тренировкой и соревнова­ниями.

Восстановительные средства используются в ходе отдельных трени­ровочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и со­ревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла.

Восстановительные средства применяются на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня и рационального питания. Они исполь­зуются для снятия утомления после нагрузки, для избирательного вос­становления с учетом предстоящей работы, для стимуляции работоспо­собности перед тренировочной нагрузкой и соревнованиями.

Существуют средства психолого-педагогического и медико-биоло­гического воздействия. К психолого-педагогическим относят рациональ­ное использование тренировочных и соревновательных нагрузок; при­менение общей физической подготовки, позволяющей изменить дви­гательную активность и тем создать благоприятные условия для проте­кания процесса восстановления; использование оптимальной продол­жительности отдыха; применение психорегулирующей тренировки.

К медико-биологическим средствам относят специализированное питание, фармакологические препараты; распорядок дня; различные виды массажа; гидропроцедуры (суховоздушная и парная баня и др.);

бальнеопроцедуры (хвойные ванны и др.); электросветотерания, элект­ростимуляции, ультрафиолетовое облучение, аэронионизация, баротерапия; кислородотерапия.

Формирование личности волейболистов. Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спорт­сменов. Успех в формировании личности волейболистов решающим об­разом зависит от профессионализма тренера и профессионального от­ношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.

Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, вы­бора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).

Работа по формированию личностных качеств занимает существен­ное место на всем протяжении спортивной карьеры волейболиста — от начала занятий волейболом и до прекращения активных выступлений в сфере спорта высших достижений.

Важное значение в формировании личности волейболистов имеют интеллектуальная (теоретическая) подготовка и специальная психоло­гическая подготовка.

Глава 5.

ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТА

К СОРЕВНОВАНИЯМ

5.1. Виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь

В подготовке волейболиста принято различать следующие органи­чески связанные между собой виды подготовки: физическую, техни­ческую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки.

Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что, в свою очередь, сказывается на безо­шибочности выполнения технических приемов. Пример: малоподвиж­ный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара или вторую передачу для нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, на какие-то доли секунды будет опаздывать к месту встречи с мячом, и как следствие этого — ошибаться при выполнении технико-тактического действия.

Низкий уровень развития общей и специальной выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С дру­гой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недоста­точном владении техникой, например нападающего удара (игрок вла­деет только ударом на ходу), атакующему игроку очень сложно по-

казывать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча, т.к. направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит

Наши рекомендации