Упражнение «ЛЯГУШОНОК УЛЫБАЕТСЯ»
Для детей
Лет
• ДИКЦИЯ
Серия «Учимся играя» Подарок дошкольнику
Дорогие родители и педагоги!
«ЧУДО-ОБУЧАЙКА»
предназначена детям 3-6 лет для развития речевой
моторики. Предлагаемая система упражнений для губ и языка поможет Вашему малышу научиться управлять своими органами речи, а это значит:
—предупредит неправильное формирование звуков;
—ускорит процесс овладения звукопроизношением;
—будет содействовать устранению звуковых дефектов;
—будет способствовать развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
«ЧУДО-ОБУЧАЙКА»
рассчитана на совместную работу родителей
и детей. Она также актуальна для использования
в детских дошкольных учреждениях.
Художники М. Богуславская, С. Малышева Верстка С. Малышевой
Издательство «Литур»
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 122
Лицензия ЛР 065309 от 25.07.97
По вопросам реализации обращаться:
(343) 355-06-47, 355-06-83, 372-72-18
Интернет: http: www.litur.ru. E-mail: [email protected]
Подписано в печать 30.06.05. Бумага для ВХИ 120 г/м2
Печать офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ № 63.
Отпечатано в типографии «Диалог-Принт», г. Реж
©Буйко В., 2005
© Богуславская М., Малышева С, 2005
© «ЛИТУР», 2005
ISBN 5-89648-207-8
Ты хочешь красиво говорить, но твои губы не всегда бывают послушными. Научись управлять губами вместе с лягушонком Квакой.
Упражнение «ЛЯГУШОНОК УЛЫБАЕТСЯ»
Квака любит улыбаться. Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Возьми зеркалои улыбайся
вместе с Квакой
• Послушай новое стихотворение и поулыбайся вместе с весёлыми лягушатами.
Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются. А глаза у них, как блюдца.
Родителям.«Улыбка» нужна для правильного произнесения свистящих звуков [С], [С], [3], [3'], [Ц].
Отгадай загадку:
Сто один брат,
Все в один ряд,
Крепко связаны стоят.
(забор) Упражнение «ЗАБОРЧИК»
• Сделай «заборчик» из своих зубов.
Зубы ровно ты смыкаешь
И «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы И увидишь свои зубы.
• Раскрась забор.
• Сосчитай, сколько в нём досточек.
Упражнение «ХОБОТ СЛОНЕНКА»
У какого крупного животного нос похож на длинную
трубу? Конечно, у слона. Как этот нос называется? Хо
бот.
• Сделай своими губами «хобот»: вытяни их вперёд и сомкни.
• Слушай стишок.
Подражаю я слону: Губы хоботом тяну... Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять.
Теперь ты можешь легко пропеть гудок поезда. Наш поезд подъезжает к станции и гудит: «У-у-у».
• Губы вытяни трубочкой и пропой песенку поезда: «У-у-у».
• Кто едет в вагонах поезда?
• Сосчитай утят.
• Какой первый звук ты слышишь в слове «утка» ?
• Раскрась вагоны.
Отгадай загадку:
Маленькое, сдобное Колесо съедобное.
Я его один не съем: Разделю ребятам всем.
(бублик)
Родителям. Изображать «бублик» губами нужно для правильного произнесения шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
Упражнение «БУБЛИК»
• Сделай губами «бублик».
Бублик мы изобразили — Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, «Бублик» надо удержать.
• Сосчитай, сколько бубликов лежит на тарелке.
• Сделай столько же «бубликов» своими губами.
Упражнение «ЛОПАТОЧКА»
Мне гулять пора идти. Снег засыпал все пути. Чем дорожки разгрести, Чтобы санки провезти? Отгадай скорей загадку, Как зовут её?...
Что это? Конечно, лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой. Учись управлять языком.
• Улыбнись. Приоткрой рот.
• Положи широкий язык на нижнюю губу.
• Подержи его в таком положении.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Родителям. Цель упражнения — выработать умение удерживать язык широким, расслабив его мышцы. Если язык напряжён, не расслабляется, то предложите ребёнку положить язык на нижнюю губу и произнести «пя-пя-пя», пошлёпывая непослушный язык верхней губой.
Посмотри, как Снегурочка дует на снежинку. И ты подуй на бумажную снежинку с «лопаточки».
• Держи снежинку перед губами.
• Сделай из языка «лопаточку».
• Выдыхай плавно на снежинку с «лопаточки».
• Смотри, как красиво летит твоя снежинка.
Упражнение «ПИАЛА»
• Открой рот.
• Положи язык «лопаточкой» на нижнюю губу.
• Приподними кончик и боковые края языка — получилась «чашечка».
Круглая чашечка без ручки называется пиала.
• Раскрась пиалу.
Родителям. Цель упражнения — выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.
Упражнение «ИГОЛОЧКА»
Язык в иголку
Потяну, До пяти считать
Начну. Раз, два, три,
четыре, пять! Иголку я могу
Держать.
• Открой рот.
• Язык высунь далеко вперёд.
• Напрягай мышцы языка и делай его узким.
• Удерживай «иголочку», считая от одного до пяти.
• Помоги девочке вдёрнуть нитку в иголку — обведи точки сплошной линией.
Родителям. Цель упражнения — выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.
Упражнение «ЧАСИКИ»
• Открой рот.
• Высунь узкий язык.
Двигай язык попеременно то в правый угол рта, то в левый.
Они не спят, Всё стучат,
Стучат, стучат.
Родителям. Цель упражнения — выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку.
Отгадай загадку:
Чтоб они.
Родителям. Цель упражнения — выработать умение удерживать кончик языка за нижними и за верхними зубами.
Упражнение «ЧИЩУ ЗУБЫ»
Похожее движение, как будто чистишь зубы, можно делать и своим языком. Это движение нужно повторять старательно каждый день — тогда язычок станет послушным и ты будешь правильно произносить звуки.
» Улыбнись. Приоткрой рот.
• Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.
Раскрась зайца. |
» Почисти кончиком языка верхние зубы, делая движения из стороны в сторону.
Упражнение «ГОРКА»
Рассмотри картинки.
Как различаются горки по высоте? Правильно, одна высокая, вторая низкая.
Давай поучим язык делать разные «горки». Вначале сделай «высокую горку».
Родителям. Цель упражнения — выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.
» Широко открой рот (опусти нижнюю челюсть).
*Широкий язык опусти за ниж
ние зубы, упрись в них язы
ком.
•Плотно прижми боковые
края к верхним коренным зу
бам.
Получилась «высокая горка». Удержи «горку», пока слушаешь стихотворение.
Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.
А теперь сделай «низкую горку».
• Для этого сначала вновь сделай «высокую горку».
• Потом приподними нижнюю челюсть (рот откроется менее широко).
• Боковые края языка плотно прижимай к верхним коренным зубам.
• Раскрась горки на рисунке.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Упражнение «СТУПЕНЬКИ»
Научи свой язычок шагать по ступенькам.
Приоткрой рот. Широким кончиком языка обними верхнюю губу — это первая ступенька.
Широким кончиком языка обними верхние зубы — это вторая ступенька.
Широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам — это третья ступенька.
Обрадовался язычок, что поднялся на третью ступеньку, и весело попрыгал на ней, произнося звуки: [Т], [Д], [Н].
• Соедини точки так, чтобы получилась лесенка из трёх сту-
пенек для Буратино.
Родителям. Цель упражнения — выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении. Твёрдые звуки [Т], [Д], [Н] помогают закрепить этот навык.
Упражнение «БАРАБАНЩИК»
У тебя есть барабан? Даже если и нет, ты сможешь быть барабанщиком, если сделаешь следующее упражнение.
Улыбнись. Открой рот.
Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук [д].
Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «ЛОШАДКА»
Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, её копыта цокают. Научи свой язык красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.
Я лошадка
Упражнение «МАЛЯР»
И-и-и
У Инны синие (носки).
Ы-ы-ы
Тыквы, бусы и (усы).
Э-Э-Э
Эмма, Эдик шли
В кино, Покупали (эскимо).
Выучи чистоговорки, которые тебе понравились.
Трое ребят предлагают тебе ещё одну чистоговорку. Послушай её внимательно.
Для детей
Лет
• ДИКЦИЯ
Серия «Учимся играя» Подарок дошкольнику
Дорогие родители и педагоги!
«ЧУДО-ОБУЧАЙКА»
предназначена детям 3-6 лет для развития речевой
моторики. Предлагаемая система упражнений для губ и языка поможет Вашему малышу научиться управлять своими органами речи, а это значит:
—предупредит неправильное формирование звуков;
—ускорит процесс овладения звукопроизношением;
—будет содействовать устранению звуковых дефектов;
—будет способствовать развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
«ЧУДО-ОБУЧАЙКА»
рассчитана на совместную работу родителей
и детей. Она также актуальна для использования
в детских дошкольных учреждениях.
Художники М. Богуславская, С. Малышева Верстка С. Малышевой
Издательство «Литур»
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 122
Лицензия ЛР 065309 от 25.07.97
По вопросам реализации обращаться:
(343) 355-06-47, 355-06-83, 372-72-18
Интернет: http: www.litur.ru. E-mail: [email protected]
Подписано в печать 30.06.05. Бумага для ВХИ 120 г/м2
Печать офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ № 63.
Отпечатано в типографии «Диалог-Принт», г. Реж
©Буйко В., 2005
© Богуславская М., Малышева С, 2005
© «ЛИТУР», 2005
ISBN 5-89648-207-8
Ты хочешь красиво говорить, но твои губы не всегда бывают послушными. Научись управлять губами вместе с лягушонком Квакой.
Упражнение «ЛЯГУШОНОК УЛЫБАЕТСЯ»