Военно-прикладная гимнастика

Военно-прикладная гимнастика по всей направленности явля­ется сходной с профессионально и спортивно-прикладной, но при­меняется в других целях. Ее средства используются в работе с допризывниками и служат основой физической подготовки воен­нослужащих различных рядов войск (см. Наставление по физиче­ской подготовке Вооруженных Сил СССР. Военгиз, 1979).

Глава 16 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

К оздоровительным видам гимнастики относятся: гигиеническая производственная, ритмическая и лечебная.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Гигиеническая гимнастика, являясь средством физического вос­питания, решает задачи укрепления и сохранения здоровья чело­века, повышения жизнедеятельности организма в целом, поддер­живает бодрость, рождает хорошее настроение.

С точки зрения физиологического воздействия гигиеническая гимнастика тонизирует весь организм занимающихся и снимает общее утомление.

Гигиеническая гимнастика широко используется в условиях повседневного быта человека. Она способствует воспитанию полез­ных привычек (соблюдение гигиенических правил и режима дня, уход за телом), приобщает к систематическим занятиям физиче­скими упражнениями.

О пользе гигиенической гимнастики В. И. Ленин писал: «А глав­ное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, застав­ляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно»*.

Гигиеническая гимнастика доступна для людей всех возрастов. Она должна войти в повседневный быт каждого человека и незави­симо от возраста и профессии стать его потребностью.

В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходь­бой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закалива­нием организма.

Занятия гигиенической гимнастикой пропагандируются через печать, радио, телевидение, университеты физической культуры. Гигиеническая гимнастика проводится в режиме дня учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учебных за­ведений профессионально-технического образования, специальных средних и высших учебных заведений, в Советских Вооруженных Силах, производственных коллективах и, наконец, в семейном быту.

Любые занятия гигиенической гимнастикой должны проводиться при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий мест занятий. Помещения, где проводятся занятия, должны быть чистыми, хорошо проветриваемыми, с соответствующими темпера­турными условиями. Если занятия проводятся на открытом воздухе, на стадионе, спортивной площадке школы, площадке ЖЭКа, в зоне отдыха, лесопарке, в условиях сельской местности, то места заня­тий должны быть в стороне от загрязненных зон.

Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений.

Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняют для предупреждения или сня­тия утомления, противодействуя отрицательным влияниям бытовой

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 55, с. 209.




Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru гипокинезии; вечерние занятия способствуют снятию дневного на­пряжения, благотворно влияют на последующий ночной сон.

Все эти упражнения легко дозируются и не требуют особых воз­растных ограничений.

Во всех случаях занятия физическими упражнениями целесооб­разно сочетать с закаливающими процедурами.

Ценными средствами закаливания служат специальные воздуш­ные, солнечные ванны, пребывание на свежем воздухе в любую по­году, обтирания, купания.

В группах детского сада утренняя гимнастика решает оздоро­вительные и воспитательные задачи. Являясь неотъемлемым эле­ментом режима дня, она обязательна для каждого ребенка. Еже­дневное выполнение после пробуждения (через 5—7 мин) комплек­са специально подобранных 7—12 физических упражнений в тече­ние 10—15 мин активизирует деятельность организма, оказывает положительное воздействие на закрепление навыков правильной осанки, предупреждает плоскостопие. Участие в утренней гимнас­тике воспитывает у детей полезную привычку ежедневно по утрам проделывать физические упражнения.

Школьная гигиеническая гимнастика проводится до уроков, на уроках, на переменах, в режиме продленного дня. Гимнастика до урока (вводная) предусматривает выполнение 6—12 несложных уп­ражнений в течение 10—15 мин. Физкультминутка проводится на общеобразовательных уроках. Целесообразно выполнять 2 — 3 упражнения, которые снимают умственное утомление, восстанав­ливают работоспособность, помогают сохранять правильную осан-

Школьники старше 10 лет должны самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики, как это предусмотрено нормати­вами и требованиями ГТО.

Утренняя гигиеническая гимнастика в режиме дня профессио­нально-технических училищ, средних специальных учебных за­ведений имеет гигиеническую и лечебно-профилактическую направ­ленность. Она содействует подготовке учащихся к учебному и про­изводственному процессу Зарядка проводится после сна, в тече­ние 30 мин.

В вузах она является одним из средств внедрения физической культуры в быт студентов. В армии утренняя физическая зарядка решает не только оздоровительно-гигиенические задачи, но и является средством ежедневной физической тренировки военнослу­жащих.

В содержание гигиенической гимнастики в основном входят ОРУ, применяемые в виде комплексов.

Для обеспечения эффективности занятий целесообразно органи­зовать предварительное разучивание упражнений (по радио, теле­видению и т. п.); введение новых упражнений в комплекс осуществ­лять постепенно, с таким расчетом, чтобы полностью он менялся раз в 10 —12 дней.

Содержание комплекса и последовательность расположения в нем упражнений, их дозировка зависят от возраста, физического

развития и подготовленности занимающихся. Упражнения, вхо­дящие в комплекс, должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся и быть доетупными*.

При выборе упражнений для лиц старшего возраста следует учитывать их прикладную ценность для использования в повседнев­ном быту. Им следует избегать упражнений, требующих задержки дыхания, силового напряжения, положений тела вниз головой.

В начальном периоде занятий количество упражнений, включае­мых в утреннюю гигиеническую гимнастику, и повторение каждо­го из них должны быть минимальными. Постепенное количество упражнений и их дозировка увеличиваются. Каждое упражнение повторяется от 6 до 12 раз. Количество упражнений в комплексе может быть от 8 до 15. Так, например, для мальчиков и девочек 10— 13 лет комплекс утренней гимнастики может состоять из 8—10 уп­ражнений. Мальчики повторяют каждое упражнение комплекса 4—6 раз, девочки — 3—5 раз. Для мальчиков и девочек 14—15 лет количество упражнений увеличивается до 12. При этом мальчикам рекомендуется повторять каждое упражнение 6—10 раз, девоч­кам — 4—8 раз.

Юношам 16—18 лет рекомендуется выполнять упражнения g различными отягощениями — гантелями.

Следует начинать упражнения с гантелями весом не более 2— 3 кг. Каждое упражнение повторяется 6—8 раз; после 2—3 меся­цев занятий количество повторений постепенно увеличивается до 10—12 и более.

В комплекс необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки, а также специальные упражнения на дыхание.

При выполнении упражнений дыхание должно быть свободным, глубоким и ритмичным. При поднимании и разведении рук, выпрям­лении туловища следует делать вдох; при опускании рук, накло­нах и поворотах туловища, приседании — выдох.

При составлении комплексов вначале следует определить со­держание упражнений, а затем расположить их в определенном порядке с указанием количества повторений и методических ре­комендаций по их выполнению.

Упражнения необходимо располагать в комплексе, руководст­вуясь следующим:

а) занятия следует начинать с ходьбы с переходом на легкий
бег (на месте или с передвижением). В процессе ходьбы и бега вни­
мательно следить за осанкой. Голову держать прямо, плечи развер­
нутыми;

б) комплекс начинается с выполнения упражнения на ощуще­
ние правильной осанки;

в) далее следует 1—2 упражнения общего воздействия. Это,
как правило, простые, малоинтенсивные упражнения, но включаю­
щие в работу большие группы мышц всего тела Они стимулируют

* Комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики системати­чески печатаются в газете «Советский спорт», журналах «Здоровье», «Работ­ница» и др.





Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и обменные процессы.;

г) затем следуют упражнения для мышц рук, плечевого пояса,
спины, брюшного пресса, ног. При этом должны включаться после­
довательно разные части тела. Интенсивность выполнения упражне­
ний в последующих сериях повышается, в работу включаются раз­
личные группы мышц. Упражнения для туловища (наклоны, пово­
роты) укрепляют мышцы живота, поддерживают и развивают под­
вижность позвоночника;

д) далее выполняются 2—3 упражнения силового характера
всеми частями тела (рук, мышц, живота и спины). После активных
мышечных усилий необходимо выполнить 1—2 упражнения на рас­
слабление мышц в сочетании с дыхательными упражнениями;

е) после следуют прыжки, укрепляющие мышцы ног, резко по­
вышающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной си­
стем. Прыжки с движениями рук предъявляют повышенные требо­
вания к координации движений. После прыжков обязательно нуж­
но переходить на энергичную ходьбу с постепенным замедлением
темпа. 1—2 дыхательных упражнения позволяют привести орга­
низм в более спокойное состояние;

ж) завершается комплекс упражнением для ощущения правиль­
ной осанки. После выполнения комплекса следуют обтирание,
душ, самомассаж. '

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Производственная гимнастика — использование физических уп­ражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессио­нальной работоспособности, снятия утомления, профилактики про­фессиональных заболеваний._3

Внедрение гимнастики в режим трудовой деятельности совет­ских людей — одно из проявлений заботы Коммунистической пар­тии и Советского государства о сохранении и укреплении здоровья нашего народа.

В Советском Союзе производственная гимнастика стала внед­ряться с 1930 г. В 1930 г. в Постановлении Президиума ЦИК СССР указывалось, что физическая культура должна быть всемерно ис­пользована как массовый фактор повышения производительности труда и борьбы с профессиональными вредностями производства. Это указание на связь физической культуры с трудом вызвало к жизни новую форму занятий физическими упражнениями — про­изводственную гимнастику.

Научные исследования убедительно доказали положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение работоспособности, снижение травматизма и производ­ственного брака, а следовательно, на повышение производительнос­ти труда. С внедрением гимнастики на производстве производитель­ность труда возрастает. Гимнастические упражнения, применяемые в системе научной организации труда, оказывают разностороннее воздействие на организм человека. С их помощью можно целена-

правленно влиять на различные функции организма. При регуляр­ном выполнении упражнений улучшается точность движений, они становятся экономными, ловкими и целенаправленными. Таким об­разом, под влиянием систематических занятий производственной гимнастикой, улучшается здоровье, повышается работоспособ­ность человека, воспитывается организованность, дисциплина.

К настоящему времени производственная гимнастика получила ширбкое развитие.

Занятия гимнастикой на производстве отнимают лишь несколько минут рабочего времени, но они приносят неоценимую пользу тру­дящимся.

В отличие от других форм занятий физическими упражнениями и спортом, гимнастика на производстве проводится непосредствен­но в цехе, отделе, лаборатории и т. п. перед началом смены (ввод­ная гимнастика) или в специальные перерывы в течение рабочего дня (физкультпауза). Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды, средства и методы прове­дения занятий.

Задачами производственной гимнастики являются:

1) улучшение здоровья трудящихся, которое достигается в результате систематических занятий физическими упражнениями;

2) увеличение работоспособности трудящихся, снижение профес­сионального утомления;

3) повышение общей культуры движений. Улучшение двига­тельной координации обеспечивает более точное выполнение ра­бочих операций;

4) содействие вовлечению широких масс трудящихся в занятия массовыми формами физической культуры;

5) эстетическое воспитание занимающихся. Этому во многом способствует четкий, красивый показ упражнений, их выполнение с музыкальным сопровождением.

За внедрение,* организацию и проведение занятий гимнастикой отвечает администрация предприятия или учреждения. Методиче­скую работу ведут методисты и начальники цехов и отделов.

В подготовительной работе участвуют представители общест­венных организаций, завкома, комитета комсомола и др.

Наиболее распространенной и оправдавшей себя формой заня­тий гимнастикой на производстве сейчас является такая, при ко­торой комплекс упражнений ежедневно транслируется по радио в цех, отдел, управление, заводскую лабораторию, а большая ар­мия общественных инструкторов (по 2 человека на каждых 25— 30 работающих) организует занятия в своем цехе, демонстрирует упражнения, руководит каждым из этих занятий.

Для успешной организации занятий производственной гимнас­тикой необходимо провести подготовительную работу: радиофици­ровать цехи, приобрести звукозаписывающую аппаратуру, оборудо­вать места записи комплексов, определить наиболее удобные места для занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим требо­ваниям. Очень ответственной работой (обычно методиста производ­ственной гимнастики ) является изучение особенностей двигатель-




х\ч

Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru ной деятельности рабочих, установление динамики работоспособ­ности в течение смены, определение мышц, которые больше всего утомляются, изучение особенностей рабочей позы и совершаемых движений и т. п.

Крайне важен_ анализ состояния здоровья занимающихся, так как индивидуальный подход к ним в процессе занятий является решающим условием эффективности занятий.

Научно'обоснованный, конкретный подход к разработке комп­лексов упражнений позволит подбирать такие упражнения, кото­рые окажутся наиболее полезными и эффективными для данной профессии.

Общественные инструкторы для проведения занятий гимнасти­кой подготавливаются из числа работников данного подразделе­ния на семинаре (обычно 3-дневный, с отрывом от производства), где они изучают теоретические основы производственной гимнасти­ки, методически разбирают комплексы гимнастики для различных профессий, овладевают навыками практического проведения уп­ражнений.

Основные формы занятий производственной гимнастикой:

1. Вводная гимнастика.Ее цель — ускорить протекание физио­логических процессов в организме и повысить функциональную готовность кработе. Период врабатываемости организма при различ­ных видах труда разный. Иногда он продолжается до 1,5—2 ч. Гимнастика перед работой позволяет значительно сократить пе* риод врабатываемости. Продолжительность вводной гимнастики 7—10 мин.

2. Физкультурная пауза.С помощью физкультурных пауз, про­водимых в режиме рабочей смены, обеспечиваются условия актив­ного отдыха, достигается устойчивая, высокая работоспособность центральной нервной системы, снижается профессиональное утом­ление.

Время проведения физкультурных пауз определяется первыми признаками наступающего утомления. На занятие отводится до 10 мин. Для людей, занятых однообразным трудом, полезно прово­дить две физкультурные паузы: первую за 1,5—2 ч до обеденного перерыва, вторую — за такое же время до конца смены.

3. Физкультминутки(малые формы активного отдыха) имеют
целью усиление деятельности функциональных систем организма,
устранение застойных явлений в мышцах.

Физкультминутки состоят из 2—3 упражнений. Они практи­куются там, где нет возможности проводить физкультурные паузы организованно.

4. Микропаузы,проводимые в течение 20—30 с непосредственно
на рабочем месте в виде расслабления или выполнения 1—2 дви­
жений, снимают местное утомление мышц, принимающих основное
участие в производственной деятельности.

Для консультирующей, руководящей и контролирующей ра­боты утверждается совет здоровья (методический совет). Под его руководством ведется работа на предприятии (в учреждении и др.) по внедрению гимнастики, по подготовке общественных инструкто-

ров, проводятся смотры или конкурсы по лучшим комплексам про­изводственной гимнастики, ведется агитационно-пропагандистская работа.

Организация производственной гимнастики требует тщатель­ного учета особенностей профессиональной деятельности занимаю­щихся. Однако профессий много, и они слишком разнообразны. Поэтому сходные по своим особенностям профессии применительно кзадачам производственной гимнастики объединяют в следующие группы:

1-я группа — профессии с преобладанием нервного напря­жения при незначительной физической нагрузке и однообразных рабочих движениях (сборщики мелких механизмов, монтажницы электроламп, перфораторщицы, швеи-мотористки, работники на конвейерах, например часовых заводов, обувных фабрик). Обычно это монотонный труд, выполняемый сидя, движения ограниченные, но требующие точной координации и напряжения внимания, зре­ния.

2-я группа — профессии, в которых сочетается физическая и умственная деятельность при средней физической нагрузке и не­котором разнообразии движений (токари, фрезеровщики, строгаль­щики, сборщики моторов и др.). Работа выполняется стоя. Она характеризуется частой сменой динамических и статических ком­понентов деятельности, постоянным напряжением внимания и зре­ния.

3-я группа — профессии, характеризующиеся разнообраз­ными рабочими операциями, требующими больших физических напряжений (формовщики, прокатчики, шахтеры, строительные рабочие и др.).

4-я группа — профессии, связанные с умственным трудом (врачи, инженеры, счетные работники, диспетчеры и др.), требую­щие постоянного умственного напряжения.

Особо выделяются профессии, требующие внимания, большого нервного напряжения, умения быстро реагировать на изменяющуюся обстановку и действовать при шуме, вибрации и других внешних раздражителях (летчики, космонавты, водители автомашин, машинисты локомотивов и др.), а также профессии, связанные с работой под землей (забойщики, проходчики в шахтах), с работой в изменяющихся температурных и других условиях (верхолазы-монтажники, лесорубы, сельскохозяйственные рабочие и др.), где применяются вибрирующие инструменты и механизмы (обрубщики, клепальщики, шлифовщики и др.).

Для рациональной организации гимнастики в режиме труда важно наиболее точно определять задачи и содержание проводимых занятий, основываясь на учете особенностей профессиональной деятельности рабочих данного цеха, отдела, исходя из конкретных условий (мест) проведения упражнений.

При подборе упражнений и составлении комплекса для произ­водственной гимнастики (вводная гимнастика или физкультурная пауза) рекомендуется исходить из следующих общих принципов, вытекающих из задач гимнастики на производстве:





1. Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Содержание комплекса должно соответствовать по задачам той или иной форме производственной гимнастики — вводной или физкультурной паузы.

2. В комплекс подбираются упражнения, оказывающие разно­стороннее воздействие на организм занимающихся.

3. Упражнения должны соответствовать особенностям занимаю­щихся в условиях проведения занятий (цех, рабочий костюм, пол, возраст и др.).

4. Располагать упражнения в комплексе надо так, чтобы пре­дыдущее подготавливало к более успешному выполнению после­дующего.

5. Физическая нагрузка должна соответствовать подготовлен­ности занимающихся и не утомлять их.

Схема комплекса упражнений вводной гимнастики:

I. Ходьба.

2. Потягивание (с глубоким дыханием).

3. Упражнения для мышц туловища.

4. Подскоки, бег на месте или быстрые приседания.

5. Упражнения для плечевого пояса, рук и кистей.

6—7. Специальные упражнения, напоминающие рабочие движения (по на­пряжению мышц, характеру и темпу движений).

Эти упражнения рекомендуется выполнять в темпе, несколько превышаю­щем средний темп рабочих движений.

При составлении комплексов упражнений для физкультурные пауз необходимо наиболее точно учитывать особенности рабочей позы и динамику работоспособности. Так, по данным И. Ловицкой, Л. Сорокиной и С. Фейгина, производительность труда увеличи­вается на 6,4% и более при сохранении работоспособности на вы­соком уровне до конца рабочей смены, чему способствуют физкуль­турные паузы, а это в итоге огромный экономический эффект.

Схема комплекса упражнений для 1-й группы профессий:

1. Потягивание, закапчивающееся расслаблением мышц рук.

2- Упражнения для мышц туловища, рук, ног.

3. Те же типы упражнений, но более интенсивные (комбинированные),

4- Подскоки, бег, быстрые приседания, переходящие в ходьбу.

5. Упражнения для туловища, рук, ног.

6. Упражнения на расслабление мышц рук.

7. Упражнения на координацию движений.

Благодаря физкультурной паузе у лиц данной профессии дос­тигается улучшение деятельности дыхательной системы и крово­обращения, устранение застойных явлений, возникающих при од­нообразной рабочей позе и расслаблении мышц плечевого пояса, предплечий и кистей, активно выполнявших рабочие движения.

Схема комплекса упражнений для 2-й группы профессий:

1. Потягивание, заканчивающееся расслаблением плечевого пояса и рук.

2. Упражнения для мышц туловища, рук, ног (сокращение, растягивание, сменяющееся расслаблением).

3. Упражнения махового характера с участием большинства групп мышц тела,

4. Бег, прыжки, подскоки, переходящие в ходьбу, приседания.

5. Маховые движения ногами, позволяющие расслабить мышцы голени и стопы.

6. Расслабление других частей тела, движения руками, ногами и др-

7. Упражнения на координацию движений.

Этими упражнениями достигается улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой системы и воздействие на мышечную систему в целях расслабления мышц всего тела, в особенности рук; выпрямление позвоночника и улучшение осанки, а также укрепление мышц, поддерживающих своды стопы.

Схема комплекса упражнений для 3-й группы профессий*:

1. Потягивание глубоким дыханием, заканчивающееся расслаблением мышц рук и плечевого пояса.

2. Наклоны, повороты, вращения туловища.

3. Приседания, подскоки, бег.

4. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (для улучшения подвиж­ности в грудино-ключичных суставах и увеличения подвижности грудной клетки

5. Упражнения на координацию движений.

Регулирование нагрузки при проведении комплекса осуществляется в стро­гом соответствии с учетом характера производственной деятельности, а также состояния рабочих (пол, возраст, подготовленность и др.). Для этой группы профессий особенно важно выпрямление позвоночника (туловища), что спо­собствует улучшению дыхания, подвижности суставов и расслаблению мышц.

Схема комплекса упражнений для 4-й группы профессий:

1. Потягивание.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Те же упражнения, но более динамичные по характеру и интенсивности.

4. Приседания, бег, прыжки (подскоки), переходящие в ходьбу. 5- Упражнения для мышц туловища и рук.

6. Упражнения на расслабление мышц рук.

7. Упражнения на координацию движений.

С помощью физкультурной паузы надо добиться улучшения кровообращения и обмена веществ, улучшения дыхания и воздей­ствовать на мышечную систему с целью укрепления мышц всего тела, развития подвижности суставов и улучшения осанки.

В комплекс физкультурной паузы следует включать такие уп­ражнения, которые влияли бы иначе, чем трудовые движения, воздействовали на другие мышечные группы и части тела, так как принцип активного отдыха наиболее эффективно реализуется при переключении с одного вида деятельности на другой.

Для физкультминутки с общим воздействием рекомендуется подбирать упражнения таким образом:

1. Выпрямление спины и отведение плеч назад.

2. Для туловища (наклоны-повороты) в сочетании с движениями руками, ногами.

3. Упражнения махового характера для рук и ног.

А для физкультминутки с локальным воздействием — следующие упраж­нения:

1. С воздействием на утомленный орган, систему или уставшие мышцы.

2. Упражнения с целью расслабления.

* По исследованиям Н. В, Решетникова.





Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru На основании исследований (ВНИИФК) проводить производ­ственную гимнастику рекомендуется в режиме трудового дня сле­дующим образом:

Для 1-й группы профессий: вводную гимнастику — перед началом работы; через 2,5—3 ч — физкультурную паузу, затем в середине 2-й половины рабочего дня — вторую физкультурную пау­зу (с меньшей интенсивностью);

для 2-й группы профессий: перед работой — вводную гимнастику; через 2 ч работы — физкультурную паузу; вторую физкультурную паузу — во 2-й половине дня и (по необходимости) физкультминутки;

для 3-й группы профессий: через 1,5 — 2 ч работы физ­культурную паузу, физкультминутки (по мере необходимости) и пассивный отдых в сочетании с активным;

для 4-й гр у п п ы профессий: сначала вводная гимнастика, через 3—3,5 ч — физкультурная пауза; во 2-й половине дня — физкультпауза и физкультминутки (по мере необходимости).

Особенностью занятий является прежде всего то, что они про­водятся непосредственно после работы или до нее, в цехе (отделе, заводской лаборатории и др.), в обычных рабочих костюмах, со всем составом рабочих или служащих (мужчины, женщины) самого раз­личного возраста, состояния здоровья и физической подготовлен­ности.

Переключение от производственной деятельности к физическим упражнениям осуществляется по установленному на предприятии сигналу (радио), по которому все рабочие (служащие) данного цеха, отдела выходят на свободные места вблизи своего станка (стола) и занимают исходное положение так, чтобы можно было выполнять упражнения стоя лицом к руководителю (методисту или общест­венному инструктору производственной гимнастики). Руководи­тель должен находиться на некотором возвышении (подставка, тумба), лицом к занимающимся. Руководящий занятием обязан:

1) правильно (зеркально) показывать каждое упражнение;

2) контролировать, чтобы все выполняли упражнения точно и с достаточной амплитудой движений;

3) подсказывать, на что обратить внимание при выполнении от­дельных упражнений или комплекса в целом;

4) регулировать физическую нагрузку с учетом подготовлен­ности занимающихся (кому увеличить нагрузку, а кому выполнять упражнение вполсилы, не с полной амплитудой и др.).

Занятия производственной гимнастикой проводятся, как прави­ло, с музыкальным сопровождением. Это помогает руководителям (инструкторам) вести занятия почти без пауз между упражнениями (особенно когда они уже усвоены занимающимися), в хорошем темпе, эмоционально. Эффект занятия заметно возрастает.

Во время занятий, транслируемых по радио, роль руководи­теля не умаляется. Он в соответствии с записью и текстом диктора должен обеспечить точный (зеркальный) показ, позволяющий за­нимающимся нагляднее представить себе каждое упражнение. Про­водящий занятия по ходу выполнения упражнений может допол-

нительно к записанному дикторскому тексту давать более точные и конкретные указания в форме кратких требований. Например: «выше ногу», «ниже наклон», «больше поворот», «не сгибать ноги (или руки)», «вдохните поглубже», «потянитесь», «выдох». Мето­дист (или общественный инструктор), проводивший занятия, обя­зан подметить основные ошибки.

Важная особенность проведения занятий производственной гим­настикой — подготовка к переходу на новый комплекс. Обычно прибегают к следующим приемам. Например:

а) записанный (на пленку) комплекс зарисовывают (плакат) и
вывешивают за 3—4 дня до начала занятий по нему (у входа в сто­
ловую, в красном уголке и т. п.);

б) проводят ознакомление с упражнением в период послеобе­
денного отдыха в цехе;

в) печатают комплекс в заводской многотиражке за 4—5 дней
до начала занятий по нему.

Музыкальное сопровождение должно быть ярким, призывным, создающим бодрое настроение, выразительным, соответствующим динамике выполняемых упражнений. В последние годы практику­ют поточное выполнение, так называемые музыкальные комплексы. Их суть в том, что весь комплекс из 6—8 упражнений выполняется на одно музыкальное произведение. Это повышает плотность заня­тий и, следовательно, их действенность.

Занятия гимнастикой в режиме труда немыслимы без соответст­вующего научного обоснования и без тщательного врачебно-педа-гогического контроля, который осуществляет врач медицинской час­ти или заводской поликлиники, а также методист или обществен­ный инструктор. Улучшение здоровья, физического развития ра­бочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производствен­ного травматизма — самый важный итог занятий производствен­ной гимнастикой.

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняе­мые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно по­точным методом.

В ряду других средств массовой физкультуры популярность ритмической гимнастики (РГ) объясняется ее доступностью, эффек­тивностью, эмоциональностью.

Доступность РГ основана на использовании известных и не­сложных ОРУ, знакомых преподавателям и занимающимся по ком­плексам утренней зарядки, производственной гимнастики и т. п. Это упражнения для всех частей тела: маховые и круговые движе­ния руками, ногами; наклоны и повороты туловища, головы; присе­дания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, седах, в положении лежа. Эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте





Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru Военно-прикладная гимнастика - student2.ru и небольшим продвижением во всех направлениях. Для занятий РГ не требуется специального оборудования. Один преподаватель может проводить занятия одновременно с большой по численности группой.

Эффективность РГ связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на отдельные группы мышц, суставов, связок сочетается со значитель­ным воздействием на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Благодаря быстрому темпу выполнения многих движений комплек­са, включению серий упражнений с небольшими паузами между ними, значительной общей продолжительности занятия стимули­руется деятельность систем энергообеспечения мышечной работы, потребность организма в кислороде, и его потребление существенно возрастает. Отсюда названия—«аэробика» (от греч. слова «аэро» — воздух и «биос» — жизнь), «аэробная гимнастика», принятые для обозначения подобной гимнастики за рубежом. Поточный метод выполнения упражнений по характеру нагрузки на организм ста­вит РГ в один ряд с другими важными средствами оздоровительной направленности, с упражнениями циклического характера: бегом, ходьбой, лыжами и т. п. Эмоциональность занятий — очень важный фактор, объясняющий притягательность РГ. Яркая, тонизирующая музыка, включение танцевальных движений, их ритмичность, по­зитивный эмоциональный фон занятий, особенно групповых, де­монстрация упражнений подготовленным ведущим, эстетическая окраска урока в целом —• все это поднимает настроение, побуждает " к активности, снимает психическую напряженность, благотворно влияет на центральную нервную систему занимающихся. В связи с перечисленными особенностями РГ рекомендуют использовать в занятиях с различными контингентами: школьниками, студентами, рабочими, служащими, причем как с женщинами, так и с мужчина­ми. Естественно, упражнения и характер нагрузки для мужчин должны быть несколько иными: движения более строгими, боль­шее количество силовых упражнений. В зависимости от решаемых задач могут составляться комплексы РГ разной направленности и проводиться в форме зарядки, физкультпаузы, спортивной размин­ки (10—15 мин) или уроков (25—30, 45—60 мин). В уроке РГ вы­деляют три части: подготовительную, основную и заключительную (примерное соотношение частей урока по времени соответственно: 5—10%; 80—85%; 10—15%). В подготовительной части занятия движения выполняются отдельными звеньями тела, в быстром темпе (примерно 130 акцентов в минуту) и умеренном (около 60 ак­центов в минуту) с целью психологической и функциональной на­стройки на занятие. ЧСС достигает зоны 60—65% от максимума.

В основной части выполняется несколько серий упражнений, всесторонне воздействующих на весь организм и на отдельные мы­шечные группы. Упражнения, особенно в партере (в упорах, седах, лежа), выполняются в умеренном и медленном темпе (60 — 30 сче­тов — акцентов в минуту). Это типично для упражнений силового характера и упражнений на увеличение подвижности в суставах. В зависимости от задач и общей продолжительности урока в основ-

ную часть включаются одна-две серии беговых, прыжковых, тан­цевальных движений, выполняемых в быстром и очень быстром темпе (150 и более акцентов в минуту). Показатели ЧСС свиде­тельствуют о значительной нагрузке на сердечно-сосудистую и ды­хательную системы, особенно в беговых сериях. Пульс достигает зоны 80—85% от максимума, а в отдельные моменты — пики на­грузки — приближается к максимуму, определяемому по формуле: «220 минус число, указывающее возраст».

Заключительная часть не менее продолжительная, чем подгото­вительная, что объясняется необходимостью после интенсивных упражнений привести организм в состояние, близкое к исходному. Упражнения в расслаблении (стоя, сидя, лежа) сочетаются с эле­ментами психорегулирующей тренировки, дыхательными упраж­нениями, способствующими восстановлению.

При определении содержания упражнений, составлении комп­лексов и проведении занятий РГ необходимо руководствоваться общ

Наши рекомендации