Основные задачи курса «гимнастика и методика преподавания»

Одной из важнейших задач курса является соединение процесса приобретения специальных профессиональных знаний, умений и навыков с воспитанием коммунистического марксистско-ленинско­го мировоззрения.

Естественно, воспитание марксистско-ленинского мировоззре­ния осуществляется в течение всего периода обучения студентов в институте, в ходе изучения всех дисциплин учебного плана.

Во время прохождения курса гимнастики представляются боль­шие возможности наполнить мировоззренческую подготовку сту­дентов конкретным содержанием, обусловленным специфическими особенностями гимнастики как учебно-научной и практической дисциплины.

Будущий преподаватель гимнастики должен ясно представлять, что партийность, как ведущий принцип в его деятельности, должна проявляться в социальной направленности его усилий по внедре­нию доступных видов гимнастики в быт народа, по воплощению идей, установок и указаний, вытекающих из материалов и решений съездов и пленумов партии. Сферой мировоззренческой подготовки является также тесное увязывание разделов курса с соответствую­щими идеологическими вопросами. К примеру, при обосновании значения средств и видов гимнастики требуется подчеркивать их воздействие с позиции материалистического понимания единства организма человека и среды, единства организма, раскрывать анти­научную идеалистическую сущность различных систем гимнастики, основанных на религиозно-мистических представлениях о смысл* упражнений, показать, что использование силовой гимнастики в западных системах «культуризма» с целью подготовки «супермена» («сверхчеловека») ничего общего с физическим воспитанием не имеет.

Воспитание эгоизма, индивидуализма, нездорового соперниче­ства явно не соответствует задачам физической культуры в нашей стране.

Историческая оценка различных национальных систем гимнас-





основные задачи курса «гимнастика и методика преподавания» - student2.ru основные задачи курса «гимнастика и методика преподавания» - student2.ru тики (немецкой, сокольской, французской, шведской и др.) дает возможность показать их классовую сущность. Таким образом, на примере гимнастики, при освоении как теоретического ее раздела, так и практической части, имеются широкие возможности иллюстра­ции основных закономерностей, познаваемых студентами при изу­чении общественно-политических, психолого-педагогических, ме­дико-биологических, а также спортивно-практических дисцип­лин.

В курсе гимнастики приобретаются новые и закрепляются полу­ченные ранее знания, умения и навыки общепедагогического ха­рактера, относящиеся к воспитательной работе с учениками, к фор­мам и методам общения с коллективом занимающихся, к агитацион­но-пропагандистской работе.

Особое значение при этом отводится различным формам общест­венно-педагогической и учебно-производственной практики, шеф­ской работе. Изучение курса гимнастики в институте позволяет студентам проявить себя в конкретной общественно полезной дея­тельности: организовать секцию гимнастики в школе, проводить занятия с различными группами, проводить беседы о значении гим­настики, подготовить гимнастические выступления на празднике и т. п.

Изучение курса гимнастики на педагогических факультетах предусматривает следующее: специалист должен овладеть всеми основными средствами массовых видов гимнастики. При этом прак­тически овладеть строевыми, общеразвивающими, прикладными упражнениями (см. гл. 5, 6, 7). Выполнение упражнений на снаря­дах входит в объем как учебной программы подготовки, так и спор­тивной (см. гл. 8, 9). Прыжки, упражнения художественной гим­настики, вольные и акробатические упражнения также осваивают­ся в соответствующем объеме в числе основных средств гимнастики (см. гл. 10, 11, 12, 13). Особое внимание при этом уделяется не толь­ко личной подготовке студентов в освоении тех или иных упражне­ний, но и приобретению умений и навыков обучения этим упражне­ниям (см. гл. 14). Это весьма обширный раздел курса, сочетающий и теоретическую и практическую части.

Подача команд, показ, объяснение, приемы помощи, исправле­ния ошибок, педагогического контроля за успеваемостью и функцио­нальным состоянием занимающихся, меры по безопасности заня­тий — далеко не полный перечень конкретных тем учебных акаде­мических занятий по предмету. При освоении видов гимнастики и различных форм занятий приобретаются также знания, умения и навыки работы с учетом особенностей контингента: возрастных (см. гл. 13, 15), половых (см. гл. 14). Устройство и оборудование мест занятий (см. гл. 16), профилактика травматизма (см. гл. 17) — темы предмета, подкрепляемые сведениями из курсов гигиены, спортивных сооружений, спортивной медицины.

Личная двигательная подготовка осуществляется на практиче­ских занятиях при освоении гимнастических упражнений до уровня умений и навыков. Это обеспечивает в дальнейшем наглядный по­каз, что очень важно в работе, особенно начинающего молодого

специалиста. Кроме того, предусматривается возможность личной спортивной подготовки по гимнастике за счет обязательных и фа­культативных занятий. Гимнастическая подготовка способствует сдаче норм ГТО, а практическое освоение упражнений, связанное с особыми эмоциями, проявлением волевых качеств, является дол­говременной основой позитивного профессионального отношения к гимнастике как к ценному средству физического воспитания. В этом смысле проведение занятий по гимнастике в институте должно, кроме всего прочего, быть очень эмоциональным, привлекательным и содержательным.

ГИМНАСТИКА — УЧЕБНО-НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В курсе гимнастики познается ее значение как учебного пред­мета в обязательном школьном и профессиональном образовании, в системе специального среднего и высшего образования. Гимнасти­ческие нормативы включены в содержание всех ступеней комплекса ГТО и БГТО. Гимнастика в советском физкультурном движении развивается как важное средство массовой физкультурно-оздорови­тельной работы с населением.

Как научная дисциплина, гимнастика является частью науки о физическом воспитании и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования в области массовых видов гимнастики свя­заны прежде всего с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся. При этом кроме педагогических методов исследования применяется ряд фи­зиологических, психологических, биомеханических и математиче­ских методов.

В заключение можно отметить, что гимнастика, являясь учебным предметом в институтах физической культуры, может квалифици­роваться как учебная дисциплина ярко выраженной профессио­нально-педагогической направленности, существенная часть спе­циальной профилирующей подготовки преподавателей физической культуры.

Глава 2

Наши рекомендации