Взгляд синергетики на человеческую жизнь и процесс самоопределения личности
Междисциплинарный анализ понятия «самоопределение»
Понятие самоопределение затронуло многие научные дисциплины, в результате чего оно получило несколько определений.
Психология определяет данное понятие следующим образом. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение — это неоднократный акт, а образ существования или стиль жизни, решения возникающих на ее протяжении задач. Именно в юности закладываются основы этого стиля жизни. Идея самоопределения возникла потому, что и люди, и жизненные события уникальны, индивидуально неповторимы. Активное самоопределение — это деятельность в некотором роде противоположная бездумному уподоблению окружающим. Это поиск именно тех индивидуально-своеобразных вариантов жизненного пути, на котором можно принести много добра людям и получить поэтому достаточное моральное удовлетворение.
В толковых словарях (В.И. Даля, СИ. Ожегова) самоопределиться означает «найти, определить свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности,...осознать свои общественные, классовые, национальные интересы». В педагогических словарях и энциклопедиях самоопределение относят к центральному механизму становления личностной зрелости, состоящему в осознанном выборе человеком свого места в системе социальных отношений; как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Сложилось много аспектов изучения самоопределения, что позволяет выделить такой ряд: профессиональное, личностное, жизненное, социальное.
Наибольший объем исследований приходится в последнее десятилетие на профессиональное самоопределение. В результате анализа работ, посвященных этому аспекту самоопределения, можно сделать ряд выводов:
Сложилось несколько подходов к раскрытию сущности рассматриваемого явления: социально-педагогический, дифференциально-психологический, процессуально-результативный.
Так, социально-педагогический подход предопределен поэтапным принятием решений, посредством которых возможны сочетания собственных предпочтений личности с потребностями общества. Формирование индивидуального стиля жизни и профессиональной деятельности составляет основу дифференциально-психологического подхода. Процессуально-результативный подход в профессиональном самоопределении позволяет рассматривать его, с одной стороны, как внутренний процесс развития личности, а с другой - как результат этого развития.
С позиций дифференциально-психологического подхода профессиональное самоопределение трактуется «как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность». Профессиональное самоопределение «как смыслообразующая составная часть «Я-концепции» разграничено с учетом таких признаков, как осознанность процесса и результата выбора, устойчивость, противоречивость, широта, степень структурности, и представляет собой «не только момент выбора, но и динамический профессиональный процесс, характерный для всех этапов жизни человека».
Взгляд синергетики на человеческую жизнь и процесс самоопределения личности
Синергетика рассматривает общество как нелинейную систему.
С синергетической точки зрения, общество как социальный организм представляет собою сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет характерные для подобных систем общие свойства.
Общество обладает системностью – оно рассматривается не как механическая совокупность индивидов, а как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами). Каждый человек является членом различных социальных групп, исполняет предписанные социальные роли, совершает социальные действия. Выпадая из привычной для себя социальной системы, индивид испытывает сильный стресс. Будучи целостной системой, общество обладает устойчивостью, определенным консерватизмом
Общество обладает универсальностью – создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться по социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации жизни, которые облегчают достижение их личных целей. Прогресс общества видят как раз в повышении его универсальности – в предоставлении индивиду все большего спектра возможностей. С этой точки зрения, современное общество намного прогрессивнее, например, первобытного. Но и первобытное общество обладало универсальностью, поскольку позволяло людям удовлетворять элементарные потребности не только в пище, одежде и жилище, но и в объяснении окружающего мира, в творческом самовыражении и т.д
Условия общественной жизни — являются первичными и определяющими по отношению к обстоятельствам и событиям индивидуальной жизни членов общества. Жизнь любого индивида начинается в условиях общественной жизни, которые складываются до его рождения, и которые он в одиночку изменить не может.
Каждый индивид — источник и приемник социальной информации, способный генерировать, передавать, хранить, отбирать и целесообразно использовать ее. Но так как социальная информация кодируется внешними по отношению к его телу структурами, она получает самостоятельное существование и может сохраняться в культуре после его смерти. Это принципиально отличает человеческую культуру от информационных процессов, происходящих в животном мире.