Сопроводительное письмо
Уважаемый (уважаемая) ________________
Несколькодней назад мы направили Вам письмо, в котором просили Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом редакцией газеты «Коммерсантъ».
Просим заполнить прилагаемую анкету и выслать ее нам. Маркированный конверт с нашим адресом приложен.
Анкета – анонимная. Вы можете не подписывать ее и не указывать свой адрес. Мы будем знать, что Вы приняли наше приглашение к участию в почтовом опросе и направили нам заполненную анкету, если отдельно от анкеты Вы вышлете нам прилагаемую сигнальную карточку.
Ваши ответы будут способствовать улучшению работы редакции, совершенствованию деятельности газеты в целом.
Заранее благодарим за участие в социологическом исследовании.
С уважением…
________________________________
Рекомендуется высылать небольшое символическое вознаграждение (календарь, схему маршрутов общественного транспорта, линий метрополитена и др.), подчеркнуть внимание к респонденту. Это увеличит возврат анкет. Вместе с анкетой респонденту непременно отправляют конверт с напечатанным на нем адресом исследовательской организации, для того чтобы респондент в этом конверте выслал заполненную анкету. Заметим, что и на конверте, в котором документы направляются респонденту, и на конверте возврата стоит наклеивать яркие, многоцветные марки. Сам конверт обязательно должен иметь самоклеющийся ободок. Для обратной пересылки анкеты в исследовательское учреждение не стоит использовать самые большие конверты. Они не входят в почтовый ящик, а ради отправки анкеты далеко не каждый пойдет на почту. Наиболее подходящим является конверт средних размеров.
Примерно через 2–3 недели после отправки анкет высылается напоминание (см. обр. 3). Если опрос анонимный, напоминание высылается всем потенциальным респондентам; если не анонимный, то тем, кто к определенному времени не прислал заполненной анкеты. Напоминание – один из сильнейших стимуляторов, в среднем оно увеличивает возврат анкет на 20 %. Иногда приходится высылать вторичные напоминания.
Образец 3
_____
НАПОМИНАНИЕ
Уважаемый (уважаемая) ______________
Ранее Вам была выслана социологическая анкета с письмом, содержавшим просьбу принять участие в социологическом опросе. К анкете прилагались маркированный конверт с нашим адресом и сигнальная карточка. Если Вы еще не успели заполнить анкету и выслать ее нам, убедительно просим сделать это в ближайшие дни.
Мы уверены, что Ваши ответы будут содействовать улучшению работы редакции газеты «Коммерсантъ».
Заранее благодарим за участие в почтовом опросе.
С уважением...
______________________________
Сигнальная карточка– почтовая открытка с маркой, которая высылается потенциальному респонденту вместе с анкетой. На открытке отпечатан адрес исследовательской организации. Заполнив анкету, опрашиваемый вписывает в сигнальную карточку свою фамилию и адрес и высылает ее отдельно от анкеты. Благодаря этому сохраняется анонимность и одновременно появляется возможность узнать, кому из респондентов не надо высылать напоминание. Все документы можно начинать так: «Уважаемый господин (уважаемая госпожа)...», а заканчивать словами «Группа почтового опроса».
Очень важно заранее выяснить на почте сроки прохождения почтовых отправлений до респондентов и отправить анкеты так, чтобы опрашиваемые получили ее в конце трудовой недели: это повышает вероятность скорого заполнения анкеты.
В крупном городе первые заполненные анкеты возвращаются на 7–8-й день, затем в течение двух недель отмечается период наиболее активного возврата. В это время он достигает, как правило, 50 %. Дальнейший его рост определяется конкретными особенностями процедуры опроса.
Завершая рассмотрение факторов повышения возврата анкет, отметим, что ни один из них не играет исключительной роли. Только совместное использование различных стимуляторов обеспечивает активное участие респондентов в почтовом опросе.
8. ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
Прессовый опрос – разновидность заочного опроса. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Чаще всего используют два вида такого опроса: первый – с целью получения данных о читателях и их мнения о работе печатного органа; второй – через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
Из-за пассивного характера процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании возврат анкет невысок. Зачастую это доли процента или единицы процентов всей совокупности подписчиков и читателей. Крайне редко в опросе участвует более 10 % аудитории. Но при значительном тираже издания, например ежедневной газеты крупного областного города, даже при низкой активности респондентов может быть получено весьма большое (несколько тысяч) число заполненных анкет. Однако в этом случае анализ, обобщение эмпирических данных следует осуществлять осторожно, не спешить с распространением полученных выводов на всю массу читателей. Дело отнюдь не в том, что социально-демографический состав ответивших на анкету чаще всего не совпадает с «паспортными» характеристиками аудитории в целом. Гораздо важнее то, что отвечающие отличаются от «молчаливого большинства» либо своим отношением к конкретному печатному органу, либо своим видением и пониманием изучаемой проблемы, либо тем и другим одновременно. Поэтому даже последующий «ремонт» выборки, приведение ее по ряду контролируемых параметров в соответствие со структурой генеральной совокупности не всегда повышают уровень репрезентативности исследования. Скажем, если в прессовой анкете изучается отношение к жилищной проблеме, то среди приславших свои ответы будет больше, чем в целом среди читателей газеты, тех, кто остро неудовлетворен своими жилищными условиями. Кроме того, в читательской аудитории газет или журналов всегда есть «активисты», готовые заполнять все анкеты независимо от тематики опроса, и пассивная часть, которая в принципе не склонна высказывать свои суждения, тем более в заочной форме.
Решающие факторы формирования модели выборочной совокупности, т.е. того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, – это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика времени публикации. Так, при прочих равных условиях летом, когда нарушается регулярный характер контактов аудитории с изданием, возврат будет ниже, чем в другой сезон. Иным будет и состав ответивших.
Прессовый опрос не гарантирует получения представительной для изучаемой совокупности информации, поэтому суммарные статистические распределения ответов интерпретировать довольно сложно. В то же время из общего массива заполненных анкет почти всегда могут быть созданы однородные подмассивы, составленные из конкретных социально-демографических групп подписчиков. Это открывает благоприятные возможности для исследования мнений и предложений, высказываемых различными группами респондентов. Значительная часть участников опроса сопровождает заполненную анкету письмами, содержащими развернутую аргументацию их отношения к изучаемой проблеме. Подобные «самоинтервью» существенно обогащают первичную информацию и углубляют научный анализ проблемы.
Активность респондентов в прессовом опросе повысится, если за несколько дней до публикации анкеты газета выступит по соответствующей теме, обострит проблему, поместив материалы, где отражены дискуссионные точки зрения. Можно сразу информировать читателя о планируемом социологическом опросе и подчеркнуть заинтересованность редакции в результатах. Анкету публиковать целесообразно перед выходными днями. Однако у такого приема имеются и отрицательные последствия – возможное влияние на мнение читателей, что может стать источником систематической ошибки опроса.
В газете анкету выигрышно расположить на первой полосе, выделив шрифтом, броским заголовком, сопроводив фотографией. Если это по какой-то причине невозможно и анкета помещается в другом месте, целесообразно сообщить об этом читателю на первой полосе. В любом случае анкета должна предваряться вступлением от редакции, в котором сообщается о целях опроса, называется исследовательский коллектив, указывается адрес, по которому надо отправить заполненную анкету.
В журнале текст анкеты можно поместить на двух сторонах одного листа, и тогда читатель, вырезав анкету, не нарушит содержания журнальных статей. В газете анкету чаще всего помещают на одной полосе.
Число вопросов в прессовой анкете ограничивается площадью, которую под нее выделяет печатный орган. Газетная анкета обычно содержит 10–30 вопросов, иногда чуть более.
Если редакция планирует проводить прессовые опросы регулярно, необходимо обязательно опубликовать полученные результаты. Тогда каждый ответивший сможет увидеть на страницах печатного органа свою позицию, найти себя среди большинства или меньшинства. Кроме того, редакция должна информировать читателей о том, что сделано после изучения собранных мнений, что планируется осуществить в ближайшее время и что делать пока трудно или нецелесообразно. В противном случае может нарушиться обратная связь с читательской аудиторией, что быстро сведет на нет все усилия по проведению социологического опроса.
9. ТЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬЮ
В крупных городах, где достаточно высок уровень телефонизации, применяется телефонное интервью, представляющее собой одну из форм опосредованного опроса. Его основные достоинства – оперативность (быстрое установление контакта с респондентом, отсутствие этапа размножения полевой документации и т.д.) и низкая стоимость. Телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта «третьих лиц». Если при личном интервью ответы респондента могут быть не всегда самостоятельны, то при телефонном опросе вопросы обращены только к опрашиваемому и только он отвечает на них. Как показывают исследования, влияние интервьюера на ответы респондента в телефонном интервью ниже, чем при их непосредственном общении. В процессе интервью «лицом к лицу» у опрашивающего имеется множество способов поддержать интерес респондента к теме социологического исследования.
Первое условие эффективного применения телефонного интервью – высокий уровень телефонизации, что позволяет обеспечить репрезентативность данных. Но в отдельных случаях использование телефонного опроса оказывается весьма плодотворным и при относительно невысокой телефонизации, например в рамках поискового, пилотажного исследования или при попытке определить наиболее общие черты картины мнений населения.
Успех телефонного интервью во многом зависит от дикции интервьюера, от интонации его речи, умения на расстоянии чувствовать психологическое состояние опрашиваемого.
Оптимальная продолжительность телефонного интервью 10–15 минут, потом интерес и внимание к опросу ослабевают. Поэтому вопросы не должны быть длинными или содержать большое число вариантов ответа.
Таким образом, при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов опрос бывает недостаточно эффективным. В некоторых ситуациях требуется использование иных специфических методов сбора информации (наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и эксперимент) или сочетание их с методом опроса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите основные требования к конструированию опросника.
2. Перечислите формы вопросов. Чем они различаются?
3. Какие основные требования предъявляются к формулировке вопросов?
4. Каковы основные принципы взаимоотношения интервьюера и респондента?
5. Чем различаются почтовый и прессовый опросы?
6. Перечислите преимущества и недостатки почтового опроса.
7. Какие вспомогательные документы могут способствовать увеличению возврата анкет в почтовом опросе?
8. Какие преимущества и недостатки характерны для прессового опроса?