Сопроводительное письмо

Уважаемый (уважаемая) ________________

Несколькодней назад мы направили Вам письмо, в котором просили Вас при­нять участие в социологическом исследовании, проводимом редакцией газеты «Ком­мерсантъ».

Просим заполнить прилагаемую анкету и выслать ее нам. Маркированный кон­верт с нашим адресом приложен.

Анкета – анонимная. Вы можете не подписывать ее и не указывать свой адрес. Мы будем знать, что Вы приняли наше приглашение к участию в почтовом опросе и направили нам заполненную анкету, если отдельно от анкеты Вы вышлете нам прила­гаемую сигнальную карточку.

Ваши ответы будут способствовать улучшению работы редакции, совершенство­ванию деятельности газеты в целом.

Заранее благодарим за участие в социологическом исследовании.

С уважением…

________________________________

Рекомендуется высылать небольшое символическое возна­граждение (календарь, схему маршрутов общественного транс­порта, линий метрополитена и др.), подчеркнуть внимание к респонденту. Это увеличит возврат анкет. Вместе с анкетой рес­понденту непременно отправляют конверт с напечатанным на нем адресом исследовательской организации, для того чтобы респондент в этом конверте выслал заполненную анкету. Заме­тим, что и на конверте, в котором документы направляются рес­понденту, и на конверте возврата стоит наклеивать яркие, мно­гоцветные марки. Сам конверт обязательно должен иметь самоклеющийся ободок. Для обратной пересылки анкеты в исследовательское учреждение не стоит использовать самые большие конверты. Они не входят в почтовый ящик, а ради от­правки анкеты далеко не каждый пойдет на почту. Наиболее подходящим является конверт средних размеров.

Примерно через 2–3 недели после отправки анкет высыла­ется напоминание (см. обр. 3). Если опрос анонимный, на­поминание высылается всем потенциальным респондентам; ес­ли не анонимный, то тем, кто к определенному времени не при­слал заполненной анкеты. Напоминание – один из сильнейших стимуляторов, в среднем оно увеличивает возврат анкет на 20 %. Иногда приходится высылать вторичные напоминания.

Образец 3

_____

НАПОМИНАНИЕ

Уважаемый (уважаемая) ______________

Ранее Вам была выслана социологическая анкета с письмом, содержавшим просьбу принять участие в социологическом опросе. К анкете прилагались маркиро­ванный конверт с нашим адресом и сигнальная карточка. Если Вы еще не успели за­полнить анкету и выслать ее нам, убедительно просим сделать это в ближайшие дни.

Мы уверены, что Ваши ответы будут содействовать улучшению работы редакции газеты «Коммерсантъ».

Заранее благодарим за участие в почтовом опросе.

С уважением...

______________________________

Сигнальная карточка– почтовая открытка с маркой, кото­рая высылается потенциальному респонденту вместе с анке­той. На открытке отпечатан адрес исследовательской органи­зации. Заполнив анкету, опрашиваемый вписывает в сигналь­ную карточку свою фамилию и адрес и высылает ее отдельно от анкеты. Благодаря этому сохраняется анонимность и одновре­менно появляется возможность узнать, кому из респондентов не надо высылать напоминание. Все документы можно начи­нать так: «Уважаемый господин (уважаемая госпожа)...», а за­канчивать словами «Группа почтового опроса».

Очень важно заранее выяснить на почте сроки прохожде­ния почтовых отправлений до респондентов и отправить анке­ты так, чтобы опрашиваемые получили ее в конце трудовой не­дели: это повышает вероятность скорого заполнения анкеты.

В крупном городе первые заполненные анкеты возвраща­ются на 7–8-й день, затем в течение двух недель отмечается пе­риод наиболее активного возврата. В это время он достигает, как правило, 50 %. Дальнейший его рост определяется кон­кретными особенностями процедуры опроса.

Завершая рассмотрение факторов повышения возврата ан­кет, отметим, что ни один из них не играет исключительной роли. Только совместное использование различных стимуляторов обеспечивает активное участие респондентов в почтовом опросе.

8. ПРЕССОВЫЙ ОПРОС

Прессовый опрос – разновидность заочного оп­роса. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Ча­ще всего используют два вида такого опроса: первый – с целью получения данных о читателях и их мнения о работе пе­чатного органа; второй – через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

Из-за пассивного характера процедуры вовлечения потен­циальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании возврат анкет невысок. Зачастую это доли процента или едини­цы процентов всей совокупности подписчиков и читателей. Крайне редко в опросе участвует более 10 % аудитории. Но при значительном тираже издания, например ежедневной газеты крупного областного города, даже при низкой активности рес­пондентов может быть получено весьма большое (несколько тысяч) число заполненных анкет. Однако в этом случае анализ, обобщение эмпирических данных следует осуществлять осто­рожно, не спешить с распространением полученных выводов на всю массу читателей. Дело отнюдь не в том, что социально-де­мографический состав ответивших на анкету чаще всего не сов­падает с «паспортными» характеристиками аудитории в целом. Гораздо важнее то, что отвечающие отличаются от «молчаливо­го большинства» либо своим отношением к конкретному печат­ному органу, либо своим видением и пониманием изучаемой проблемы, либо тем и другим одновременно. Поэтому даже по­следующий «ремонт» выборки, приведение ее по ряду контро­лируемых параметров в соответствие со структурой генеральной совокупности не всегда повышают уровень репрезентативности исследования. Скажем, если в прессовой анкете изучается отношение к жилищной проблеме, то среди приславших свои ответы будет больше, чем в целом среди читателей газеты, тех, кто остро неудовлетворен своими жилищными условиями. Кроме того, в читательской аудитории газет или журналов всегда есть «акти­висты», готовые заполнять все анкеты независимо от тематики опроса, и пассивная часть, которая в принципе не склонна вы­сказывать свои суждения, тем более в заочной форме.

Решающие факторы формирования модели выборочной совокупности, т.е. того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, – это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика времени публика­ции. Так, при прочих равных условиях летом, когда нарушает­ся регулярный характер контактов аудитории с изданием, воз­врат будет ниже, чем в другой сезон. Иным будет и состав отве­тивших.

Прессовый опрос не гарантирует получения представи­тельной для изучаемой совокупности информации, поэтому суммарные статистические распределения ответов интерпретировать довольно сложно. В то же время из общего массива заполненных анкет почти всегда могут быть созданы однородные подмассивы, составленные из конкретных социально-демо­графических групп подписчиков. Это открывает благоприят­ные возможности для исследования мнений и предложений, высказываемых различными группами респондентов. Значи­тельная часть участников опроса сопровождает заполненную анкету письмами, содержащими развернутую аргументацию их отношения к изучаемой проблеме. Подобные «самоинтер­вью» существенно обогащают первичную информацию и уг­лубляют научный анализ проблемы.

Активность респондентов в прессовом опросе повысится, если за несколько дней до публикации анкеты газета выступит по соответствующей теме, обострит проблему, поместив мате­риалы, где отражены дискуссионные точки зрения. Можно сразу информировать читателя о планируемом социологиче­ском опросе и подчеркнуть заинтересованность редакции в ре­зультатах. Анкету публиковать целесообразно перед выходны­ми днями. Однако у такого приема имеются и отрицательные последствия – возможное влияние на мнение читателей, что может стать источником систематической ошибки опроса.

В газете анкету выигрышно расположить на первой полосе, выделив шрифтом, броским заголовком, сопроводив фотогра­фией. Если это по какой-то причине невозможно и анкета по­мещается в другом месте, целесообразно сообщить об этом чи­тателю на первой полосе. В любом случае анкета должна предваряться вступлением от редакции, в котором сообщается о целях опроса, называется исследовательский коллектив, указывается адрес, по которому надо отправить заполненную анкету.

В журнале текст анкеты можно поместить на двух сторонах одного листа, и тогда читатель, вырезав анкету, не нарушит со­держания журнальных статей. В газете анкету чаще всего поме­щают на одной полосе.

Число вопросов в прессовой анкете ограничивается площадью, которую под нее выделяет печатный орган. Газетная анке­та обычно содержит 10–30 вопросов, иногда чуть более.

Если редакция планирует проводить прессовые опросы ре­гулярно, необходимо обязательно опубликовать полученные результаты. Тогда каждый ответивший сможет увидеть на стра­ницах печатного органа свою позицию, найти себя среди боль­шинства или меньшинства. Кроме того, редакция должна ин­формировать читателей о том, что сделано после изучения соб­ранных мнений, что планируется осуществить в ближайшее время и что делать пока трудно или нецелесообразно. В про­тивном случае может нарушиться обратная связь с читатель­ской аудиторией, что быстро сведет на нет все усилия по проведению социологического опроса.

9. ТЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬЮ

В крупных городах, где достаточно высок уро­вень телефонизации, применяется телефонное интервью, представляющее собой одну из форм опосредованного опроса. Его основные достоинства – оперативность (быстрое установле­ние контакта с респондентом, отсутствие этапа размножения полевой документации и т.д.) и низкая стоимость. Телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта «третьих лиц». Если при личном интервью ответы рес­пондента могут быть не всегда самостоятельны, то при телефон­ном опросе вопросы обращены только к опрашиваемому и толь­ко он отвечает на них. Как показывают исследования, влияние интервьюера на ответы респондента в телефонном интервью ниже, чем при их непосредственном общении. В процессе ин­тервью «лицом к лицу» у опрашивающего имеется множество способов поддержать интерес респондента к теме социологи­ческого исследования.

Первое условие эффективного применения телефонного интервью – высокий уровень телефонизации, что позволяет обеспечить репрезентативность данных. Но в отдельных случаях использование телефонного опроса оказывается весьма плодотворным и при относительно невысокой телефониза­ции, например в рамках поискового, пилотажного исследова­ния или при попытке определить наиболее общие черты карти­ны мнений населения.

Успех телефонного интервью во многом зависит от дикции интервьюера, от интонации его речи, умения на расстоянии чувствовать психологическое состояние опрашиваемого.

Оптимальная продолжительность телефонного интервью 10–15 минут, потом интерес и внимание к опросу ослабевают. Поэтому вопросы не должны быть длинными или содержать большое число вариантов ответа.

Таким образом, при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов опрос бывает недостаточно эф­фективным. В некоторых ситуациях требуется использование иных специфических методов сбора информации (наблюде­ние, анализ документов, экспертные оценки и эксперимент) или сочетание их с методом опроса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите основные требования к конструированию опросника.

2. Перечислите формы вопросов. Чем они различаются?

3. Какие основные требования предъявляются к формулировке вопро­сов?

4. Каковы основные принципы взаимоотношения интервьюера и рес­пондента?

5. Чем различаются почтовый и прессовый опросы?

6. Перечислите преимущества и недостатки почтового опроса.

7. Какие вспомогательные документы могут способствовать увеличению возврата анкет в почтовом опросе?

8. Какие преимущества и недостатки характерны для прессового опроса?

Наши рекомендации