Институт семьи и брака
Институт семьи и брака включает в себя:
1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);
2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);
3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Выделение института семьи и брака из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Кроме того, семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.
Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнёра, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. Также семья анализируется в русле двух основных направлений: функционализма и теории конфликта. Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения её функций или социальных потребностей, которым она служит.
Функции семьи.
1.Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.
2.Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества.
3.Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.
4. Функция эмоционального удовлетворения. Потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.
5.Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др.
6.Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними.
Формы семейной жизни. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.
Когда речь заходит о семье, мы, прежде всего, представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями.
Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна.
Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.
Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.
Формы брака. Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества.
Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей.
На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, такой культурный образец называется эндогамией. Эндогамия в чистом вид характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.
Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время).
Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство.
Институт образования.
Социальный институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»
Система образования как институт включает следующие компоненты:
1. органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
2. сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;
3. творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;
4. учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;
5. образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;
6. учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
7. периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Напомним, что социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение конкретных социальных потребностей [2].
На уровнях начальной и средней школы разделение процесса обучения на отдельные этапы отражает психологические и биологические возможности учащихся. На более высоких уровнях системы образования отличаются по нескольким параметрам. Существуют следующие типы этих систем образования: массовое и элитарное обучение; государственное и частное образование; централизованное и нецентрализованное обучение, а также техническое и общее образование.
К функциям образования относят:
1. передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
2. генерирование и хранение культуры общества;
3. социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;
4. определение статуса личности;
5. социальный отбор, дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
6. обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
7. создание базы знаний для последующего непрерывного образования;
8. социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
9. социальный контроль
Будучи социальным институтом, образование, на всех уровнях, в том числе школьном и вузовском, представляет собой сложно разветвленную систему – социальную организацию. Например, на уровне среднего образования эта система включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов.
Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Длительная дисфункция называется институциональным кризисом.
В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы:
1. коммерциализация – расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий
2. элитизация – сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3. регионализация – замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;
4. децентрализация системы высшего образования – расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.