Начальный этап развития социологической мысли

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ / ДОБРЕНЬКОВ В.И., КРАВЧЕНКО А.И.

Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru История зарубежной социологии. Добреньков В.И., Кравченко А.И.
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Раздел 1. Методологические тренды
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 1. Исторические траектории социологии
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 2. Социологические отрасли и научные школы
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 3. Основные парадигмы и перспективы в социологии
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Раздел 2. Фундаментальные персоналии
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 1. Социологическая классика
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 2. Формационная теория К.Маркса
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 3. Общность и общество в учении Ф.Тенниса
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 4. Органическая и механическая солидарность Э.Дюркгейма
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 5. Открытое и закрытое общество К.Поппера
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 6. Теория социального пространства П.Бурдье
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Раздел 3. Тематические ареалы
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 1. Теории личности
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 2. Теоретики социального действия
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 3. Социология города
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 4. Модернизация и глобализация
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Раздел 4. Эмпирические находки
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Глава 1. История эмпирической и прикладной социологии
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Литература
Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Начальный этап развития социологической мысли - student2.ru Сноски

РАЗДЕЛ 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ

Глава 1. Исторические траектории социологии

Нередко студенты задают вопрос: зачем нам изучать историю социологии, знать то, что навсегда ушло в прошлое и в текущей деятельности вряд ли пригодится? Не лучше ли сразу начать с изучения методики и принципов разработки социальных технологий, не забивая голову излишней информацией?

Но подлинный профессионализм невозможен без истоков знаний. Без знания истории своей науки невозможны профессиональная культура человека, аналитическое мышление, сформировать которые призвано университетское образование. Интерес к истории - не досужее любопытство, а естественная необходимость и внутренняя потребность тех, кто стремится выйти за грань поверхностного усвоения предмета.

Начальный этап развития социологической мысли

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон (род. 1910) как-то сказал:

<Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения>.

Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией.

Античность. Первое (и достаточно полное) представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта - Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель(384-322 до н.э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.

Платон.Первым в истории трудом по <общей социологии> считают <Государство> Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, его необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (Как вы думаете, а сегодня высший класс следует этим требованиям?)

Наилучшей формой правленияПлатон считал аристократию - власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из неё обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном -законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

Аристотель. У него опорой порядка выступалсреднийкласс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократияи лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель, как подлинный государственник (если к нему можно применить подобное выражение), осуждал любые проявление духа наживы и погони за прибылью, приветствовал нравственно-этические отношения между людьми, не зараженные алчностью и рыночными извращениями. Погоня за деньгами становится самоцелью, она превращается в манию преследования и развращает нравственность. Конечным пунктом на этом пути является плеонаксия (pleonasmos - чрезмерность, излишество) - осуждаемое всеми греками чрезмерное увлечение чем-либо, не обязательно деньгами, но властью, словотворчеством, роскошью и т. д.

Аристотелевская этика деловых отношений последовательно реализовывалась древнегреческим рынком, который был ориентирован не только и не столько на интересы богатых клиентов, сколько на удовлетворение повседневных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Духовные ценности и гражданские доблести ставились греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами. Да и сами деньги должны добываться честным и добросовестным трудом.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Новое время (ХV-XVII вв.).Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые были непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

Еще в средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVII-ХIХ вв. (Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс) задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей.

НиколоМакиавелли (1469-1527 гг.) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальнуютеорию общества и государства. Его главное произведение <Государь> как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского <Государства>, но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами). Первый принцип: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость - там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий принцип: использование любви подчиненных, в начале карьеры правителя и использовать их страх при достижении им власти. Четвертый принцип: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям). Пятый принцип: можно отобрать у подчиненных жизнь, но нельзя посягать на имущество

В <Государе> Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Надо сказать, прообразом такого правителя для него был Цезарь Борджиа, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588-1679 гг.), разработав теориюобщественногодоговора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти - причин мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему полезнее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в условиях конкуренции. Но, объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство - наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества - взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние - война всех против всех или социальнаяборьбазавыживание. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе.

Иное дело гражданское общество - высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате прекращается война всех против всех.

Наши рекомендации