Тема 4. Общество и его структура. Основные социальные институты
Цели занятия: - составить представление о сущности социальных систем различного уровня,
- выделить социальное действие в качестве элементарного общественного явления, характеристики и разновидности социального взаимодействия;
- выработать навыки анализа элементарных видов социального взаимодействия, встречающихся в практической деятельности сотрудников ОВД;
- раскрыть сущность и значение социальных институтов в обеспечении стабильности социальной структуры общества;
- выработать навыки анализа структуры социальных общностей, групп и организации, составить представление о механизмах возникновения и распада социальных систем, общностей и групп;
-способствовать формированию личностных установок на необходимость сохранения системных качеств российского общества как основы его жизнедеятельности и патриотизма граждан, привитию толерантного отношения к интересам различных социальных общностей.
План:
1. Общество как социальная система. Функции и структура социальных систем.
2. Взаимодействие как простейшее социальное явление. Элементы социального взаимодействия и его основные формы.
3. Сущность, функции и виды социальных институтов. Институционализация и её этапы.
4.Основные социальные институты и их роль в обеспечении жизнедеятельности общества.
5. Социальные общности, группы и организации.
Темы рефератов и докладов:
1. Теория социального действия М.Вебера.
2. Концепция социального взаимодействия П.А.Сорокина.
3. Проблема институциализации новых общественных отношений в современной России.
4. Концепция "идеальной бюрократии" Макса Вебера и её актуальность для современного российского общества.
5. "Проводники" социального взаимодействия и их обратное влияние на характер общественных отношений (по работам П.А.Сорокина).
6. Концепция возникновения, сохранения и распада коллективных единств П.А.Сорокина и возможность её применения для анализа современного российского общества.
7. Принципы классификации социальных общностей и использование их познавательных возможностей в деятельности ОВД.
8. Бюрократическая организация, ее достоинства и недостатки.
9. Общественное мнение как социальный институт.
Основная литература:
Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - Гл. 5.
Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 4.
Дополнительная литература:
Борцов Ю.С. Социология: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Волков Ю.Г.Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть(опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011.
Глобализация и социальные институты. Социологический подход /Н.И.Лапин, И.О. Девятко. М.: Наука, 2010.
Гумплович Л. Основы социологи. Пер. с нем. Изд. 2-ое. М.:Либроком, 2010.
Добролюбов С.В. Теория социогенеза обществ//Социс, 2010. №3.
Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности//Социс, 2010. №4.
Кравченко С.А.“Нормальная аномия”: контуры концепции. 2014. № 8.
Методические рекомендации:
При подготовке первого вопроса придерживайтесь следующей последовательности:
· понятие социальной системы, признаки общества, отличающие его от других социальных систем
· общество как социокультурная система
· типы социальных систем
· функции социальных систем и их реализация в различных типах социальных систем
· понятие социальной структуры, ее основные элементы и роль в общественной системе
· виды социальной структуры общества (по различным основаниям классификации)
Во втором вопросе семинара целесообразно рассмотреть следующие подвопросы:
· социальное действие, его основные признаки
· понятие социального взаимодействия
· структура социального взаимодействия; характеристика ее компонентов
· основные формы социального взаимодействия
· социальные контакты, отношения и их характерные признаки
· реализация различных форм социального взаимодействия в деятельности органов внутренних дел
Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия может строиться по следующему плану:
· сущность социального института и его значение для жизнедеятельности общества
· функции социального института, их характеристика на примере одного из институтов
· сущность и этапы процесса институциализации
· виды социальных институтов
Четвертый вопрос семинара предполагает следующую последовательность изложения:
· роль и значение социальных институтов в воспроизводстве и обеспечении целостности общественной системы
· социальный институт права и его роль в обеспечении жизнедеятельности общества и воспроизводстве общественной системы
· охрана правопорядка как социальный институт, его роль в обеспечении целостности общественной системы
· общественное мнение как институт и его роль в жизни общества
Пятый вопрос изложите по ниже приведенному плану:
· сущность социальной общности, ее основные признаки
· природно-географические, биологические и социальные условия возникновения, сохранения и распада социальных общностей
· классификация видов социальных общностей;
· массовые общности
· социальные группы, их признаки, значение группового самосознания
· виды социальных групп (малые и большие, первичные и вторичные социальные группы) и их значение для понимания общества
· социальные организации их характерные черты и структура
· признаки бюрократической организации согласно теориям К.Маркса, М.Вебера и Р.Мертона
Семинар
Время 4 часа
Тема 5. Личность в системе социальных связей.
Цели занятия:
- ознакомиться с методологическими принципами исследования личности в социологии;
- выработать навыки анализа социального статуса личности и её социальных ролей в различных общностях и организациях;
-получить представление о социологической характеристике личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации и последовательности ее составления.
- усвоить основные факторы и компоненты процесса социализации личности;
- ознакомиться с методологическими принципами социологического подхода к изучению девиантного поведения и основными социологическими концепциями девиантного поведения;
- способствовать привитию уважительного отношения к личности, правам человека и гражданина, реализации личностной установки на развитие индивидуальности.
План:
1. Понятие личности в социологии и основные подходы к её изучению. Статусно-ролевая концепция личности.
2. Факторы, механизмы и этапы социализации личности. Социализация и ресоциализация.
3. Социологическая характеристика личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации.
4. Девиантное поведение личности, его социальные предпосылки и детерминанты. Классификация форм девиантного поведения в социологии.
Темы рефератов и докладов:
1. Теория личности З.Фрейда и её развитие в неофрейдизме.
2. Теории развития личности Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида.
3. Проблема личности в социологической теории К.Маркса.
4. Использование статусно-ролевой концепции личности для создания "социального портрета" слушателя высшего учебного заведения МВД.
5. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.
6. Проблемы социальных отклонений в работе Э.Дюркгейма "Самоубийство. Социологический этюд".
7. Молодежный экстремизм: происхождение и формы проявления.
8. Тенденции эволюции девиантных форм поведения в современном российском обществе.
Основная литература:
Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - Гл. 6, 7.
Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 5.
Дополнительная литература: |
Давыдов А.П.Переход от цивилизационной идентичности к самоидентификации личности в России в условиях модернизации. Вопросы методологии // Философские науки. 2012. №11. С. 37-46. |
Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). Социологические исследования, 2009, № 8.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социальный портрет. М., 2010.
Зубков В. И. Девиантность молодежи как результата ее неадекватной социализации//Соц.-гуманитарные знания, 2011. №4.
Староверова И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи. Социологические исследования, 2009, № 11.
Методические рекомендации:
Первый вопрос изложите в следующем порядке:
· категории "человек", "индивид", «личность» - понятия раскрывающие многоплановость личности как явления
· специфика социологического подхода к исследованию личности
· классические социологические концепции личности
· социальный статус и социальная дистанция как показатели положения личности в группе и обществе
· основные виды социальных статусов и их характеристика
· статусный профиль личности
· несовместимость социальных статусов как личностная проблема
· статусный набор личности курсанта Московского университета МВД России
· социальная роль и ее нормативное содержание, ролевой набор
· ролевое ожидание и ролевое поведение
· причины возникновения ролевого конфликта
· внутриролевые и межролевые конфликты
· пути разрешения ролевых конфликтов
При рассмотрении второго вопроса раскройте следующие пункты плана:
· социализация как процесс приобретения человеком социальных качеств
· соотношение социализации, ресоциализации, социальной адаптации и воспитания
· общественные условия и агенты социализации как ее факторы
· механизмы социализации
· основные этапы социализации индивида, их особенности
· ресоциализация как особый вид социализации
· категории населения современного российского общества нуждаются в ресоциализации?
· проблема ресоциализации в деятельности органов внутренних
Третий вопрос семинара предполагает следующую последовательность изложения:
· значение социальных характеристик личности для определения жизненных и профессиональных перспектив индивидов и выявления факторов девиантного поведения
· характеристика личности на основе определение ее статусного профиля и исполнения ролевого набора главного социального статуса
· характеристика личности на основе оценки особенностей социализации, влияющих на базисные качества личности
При изучении материала и подготовке ответа на четвертый вопрос данной темы рекомендуется придерживаться следующей логической последовательности:
· девиантное поведение как отклонение от нормы, его позитивные и негативные проявления
· особенность социологического подхода к объяснению девиантного поведения
· теория социальной аномии, ее классические (Э.Дюркгейм) и современные (Р.Мертон и др.) трактовки
· пять способов индивидуальной адаптации к условиям структурной социальной аномии Р. Мертона
· теории субкультур о механизме приобщения индивида к различным формам девиантного поведения
· теории конфликта о классовом господстве как причине социальной девиации
· теория стигматизации о навешивании ярлыка девианта и ступенях движения индивида по пути девиантной карьеры
· разновидности (ступени) девиантного поведения деструктивной направленности и критерии их различения
· «слабые» формы девиации и применяемые к ним неформальные санкции
· делинквентное поведение и административная ответственность
· «восхождение» по ступеням девиации: делинквентная и криминальная «карьера»
Семинар
Время - 2 часа
Тема 6. Социальное неравенство: