В чем состоит трудность понимания категорий «этнос» и «этничность»?

2. Раскройте содержание споров ученых относительно феноменов «нация» и «национальность».

Каковы условия формирования этнической толерантности?

Назовите и охарактеризуйте модели межэтнических отношений, сформировавшиеся в ходе развития полиэтнических государств.

Что собой представляет этнический конфликт как разновидность социального конфликта ? Каковы его особенности?

В чем заключаются причины усиления этнической конфликтогенности в современном мире?

В чем состоит своеобразие механизмов регулирования этнонациональных конфликтов?

Задачи и проблемные задания

Какие этнические общности и почему называют проблемными? Найдите социологические факты, характеризующие социальный статус подобных общностей.

Изучите данные о социальном положении различных этнических групп в современных США. Предложите свои характеристики сложившейся системы неравенства.

Этническая стратификация в США (данные 2000 г.)

Характеристики социального положения Коренные американцы Афроамериканцы Американцы японского происхождения В целом по США
Средний доход семьи $31064 $34204 $74231 $50891
Процент бедных семей 27,1% 22,1% 5,4% 11,3%
Учились 4 года и больше в колледже (в возрасте 25 лет и старше) 9,3% 16,6% 40,2% 25,6%

См : Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб. : Питер, 2004. – С.486–491.

Проанализируйте типологии этноконфликтов, предложив собственные примеры.

4. Этноконфликтным регионом в современной России является Северный Кавказ. Социологами были выявлены главные конфликтогенные факторы[79]. Раскройте особенности конфликтов на основе данных, представленных ниже.

Иерархия основных конфликтогенных факторов на Юге России

В 1990–е гг. и в первое десятилетие ХХI в.

Конфликтогенные факторы в 1990–е гг. Среднее место в рейтинге Конфликтогенные факторы в 2001–2006 гг. Среднее место в рейтинге
Нацстроительство в регионе в 1920–1930е гг. 1,75 Особенности экономики 1,31
Депортации периода Великой Отечественной войны 2,00 Политика центральных органов власти 2,7
Политика центральных органов власти 2,00 Национально–территориальное устройство Юга России 2,13

Изучите фактологический материал, полученный в ходе исследования в г. Воронеже. Опишите социальные дистанции, которые люди выстраивают между своей и чужой группой, на основе каких критериев они ранжируются, в чем проявляются толерантные умонастроения.

Степень терпимого отношения к инонациональным группам, %[80]

Индикатор Обращаете ли Вы внимание на национальность окружающих? Как бы Вы отнеслись к браку близкого родственника с представителем другой национальности?
альтернатива % альтернатива %
Высокая степень терпимости     Положительно 19,5
Отсутствие нетерпимости Обычно не обращаю 39,0 Мне всё равно 30,5
Наличие нетерпимости Обращаю, если они мне чем–то несимпатичны 31,5 В зависимости от национальности (жениха, невесты) 34,0
Высокая степень нетерпимости Обращаю в любом случае 26,5 Отрицательно 16,0

Литература

Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. B.C. Магун. – М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. – 327 с.

Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 376 с.

3. Каспэ С. И. Политическая теология и nation–building: общие положения, российский случай / Святослав Каспэ. – М. : РОССПЭН, 2012. – 190 с.

4. Красова Е. Ю. Этносы в социальном пространстве современного общества : учебное пособие по курсу "Этносоциология" / Е.Ю. Красова. – Воронеж : Истоки, 2010. – 181 с.

Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире / М.О. Мнацаканян. – М. : Анкил, 2009. – 406 с.

Национально–гражданские идентичности и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации / под ред. Л. Дробижевой, Е. Головахи. – К. Институт социологии НАН Украины; Институт социологии РАН, 2007. – 280 с.

Платонов Ю.П. Этническая экспансия / Ю.П. Платонов. – СПб : Речь, 2011. – 599 с.

Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. – М.: Наука, 2005. – 396 с.

Российская нация. Становление и этнокультурное многообразие / Рос. акад. наук, Ин–т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо–Маклая ; под ред. В.А. Тишкова. – Москва : Наука, 2011. – 461 c.

10. Русские : этносоциологические исследования / [Ю.В. Арутюнян и др.] ; Рос. акад. наук, Ин–т социологии. – М.: Наука, 2011. – 189 c.

Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Academia, 2002. – 480 с.

Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд–во Института социологии РАН, 2003. – 222 с.

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. — М. : Новое изд–во, 2006. — 198 с.

14. Территория и власть в новой и новейшей истории Российского государства / [В.Н. Захаров и др.; редкол.: В.Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 407 с.

Лекция 5. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация. В настоящем разделе вы познакомитесь с различными научными походами к сложному явлению личности, с пониманием ее статусов и ролей, процессом освоения культуры общества.

План лекции

Феномен человека и личности.

Теоретико–методологические подходы к личности.

Наши рекомендации