В чем состоит трудность понимания категорий «этнос» и «этничность»?
2. Раскройте содержание споров ученых относительно феноменов «нация» и «национальность».
Каковы условия формирования этнической толерантности?
Назовите и охарактеризуйте модели межэтнических отношений, сформировавшиеся в ходе развития полиэтнических государств.
Что собой представляет этнический конфликт как разновидность социального конфликта ? Каковы его особенности?
В чем заключаются причины усиления этнической конфликтогенности в современном мире?
В чем состоит своеобразие механизмов регулирования этнонациональных конфликтов?
Задачи и проблемные задания
Какие этнические общности и почему называют проблемными? Найдите социологические факты, характеризующие социальный статус подобных общностей.
Изучите данные о социальном положении различных этнических групп в современных США. Предложите свои характеристики сложившейся системы неравенства.
Этническая стратификация в США (данные 2000 г.)
Характеристики социального положения | Коренные американцы | Афроамериканцы | Американцы японского происхождения | В целом по США |
Средний доход семьи | $31064 | $34204 | $74231 | $50891 |
Процент бедных семей | 27,1% | 22,1% | 5,4% | 11,3% |
Учились 4 года и больше в колледже (в возрасте 25 лет и старше) | 9,3% | 16,6% | 40,2% | 25,6% |
См : Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб. : Питер, 2004. – С.486–491.
Проанализируйте типологии этноконфликтов, предложив собственные примеры.
4. Этноконфликтным регионом в современной России является Северный Кавказ. Социологами были выявлены главные конфликтогенные факторы[79]. Раскройте особенности конфликтов на основе данных, представленных ниже.
Иерархия основных конфликтогенных факторов на Юге России
В 1990–е гг. и в первое десятилетие ХХI в.
Конфликтогенные факторы в 1990–е гг. | Среднее место в рейтинге | Конфликтогенные факторы в 2001–2006 гг. | Среднее место в рейтинге |
Нацстроительство в регионе в 1920–1930е гг. | 1,75 | Особенности экономики | 1,31 |
Депортации периода Великой Отечественной войны | 2,00 | Политика центральных органов власти | 2,7 |
Политика центральных органов власти | 2,00 | Национально–территориальное устройство Юга России | 2,13 |
Изучите фактологический материал, полученный в ходе исследования в г. Воронеже. Опишите социальные дистанции, которые люди выстраивают между своей и чужой группой, на основе каких критериев они ранжируются, в чем проявляются толерантные умонастроения.
Степень терпимого отношения к инонациональным группам, %[80]
Индикатор | Обращаете ли Вы внимание на национальность окружающих? | Как бы Вы отнеслись к браку близкого родственника с представителем другой национальности? | ||
альтернатива | % | альтернатива | % | |
Высокая степень терпимости | Положительно | 19,5 | ||
Отсутствие нетерпимости | Обычно не обращаю | 39,0 | Мне всё равно | 30,5 |
Наличие нетерпимости | Обращаю, если они мне чем–то несимпатичны | 31,5 | В зависимости от национальности (жениха, невесты) | 34,0 |
Высокая степень нетерпимости | Обращаю в любом случае | 26,5 | Отрицательно | 16,0 |
Литература
Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. B.C. Магун. – М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. – 327 с.
Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 376 с.
3. Каспэ С. И. Политическая теология и nation–building: общие положения, российский случай / Святослав Каспэ. – М. : РОССПЭН, 2012. – 190 с.
4. Красова Е. Ю. Этносы в социальном пространстве современного общества : учебное пособие по курсу "Этносоциология" / Е.Ю. Красова. – Воронеж : Истоки, 2010. – 181 с.
Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире / М.О. Мнацаканян. – М. : Анкил, 2009. – 406 с.
Национально–гражданские идентичности и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации / под ред. Л. Дробижевой, Е. Головахи. – К. Институт социологии НАН Украины; Институт социологии РАН, 2007. – 280 с.
Платонов Ю.П. Этническая экспансия / Ю.П. Платонов. – СПб : Речь, 2011. – 599 с.
Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. – М.: Наука, 2005. – 396 с.
Российская нация. Становление и этнокультурное многообразие / Рос. акад. наук, Ин–т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо–Маклая ; под ред. В.А. Тишкова. – Москва : Наука, 2011. – 461 c.
10. Русские : этносоциологические исследования / [Ю.В. Арутюнян и др.] ; Рос. акад. наук, Ин–т социологии. – М.: Наука, 2011. – 189 c.
Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Academia, 2002. – 480 с.
Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд–во Института социологии РАН, 2003. – 222 с.
Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. — М. : Новое изд–во, 2006. — 198 с.
14. Территория и власть в новой и новейшей истории Российского государства / [В.Н. Захаров и др.; редкол.: В.Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 407 с.
Лекция 5. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Аннотация. В настоящем разделе вы познакомитесь с различными научными походами к сложному явлению личности, с пониманием ее статусов и ролей, процессом освоения культуры общества.
План лекции
Феномен человека и личности.
Теоретико–методологические подходы к личности.