Понятие и подходы к анализу современного мира. Теория глобализации
Глобальные тенденции в развитии мира.
Глобализация как процесс.
Глобальные проблемы современности.
Понятие и подходы к анализу современного мира. Теория глобализации.
Современный мир переживает небывалые изменения. В конце ХХ века мы стали свидетелями распада биполярной международной системы, появлением новых государств, формирования интеграционных образований. Финансовые и экономические кризисы, которые приобретают общепланетарный характер, наряду с процессами, изменяющими характер национальных государств, сложно поддаются логике в рамках Вестфальской модели мира, которая сложилась после 1648 г. и на долгие столетия определяла характер международных отношений. К концу ХХ века ход истории существенно ускорился, научные открытия меняют не только жизнь, но и сознание людей. Экономические связи между государствами превратились в сложную паутину взаимодействия различных субъектов – от частных лиц до интеграционных союзов, развитие коммуникаций позволяет возникающие вопросы решать через расстояния за считанные минуты, финансовые сети позволяют перебрасывать любые суммы практически моментально в разные концы мира. Эти изменения заставляют учёных задуматься над объяснением изменений сегодняшнего мира. Глобальная перестройка мира ещё не завершена. Прогнозы относительно дальнейшего его развития, трансформации необходимы для понимания основных тенденций в изменениях, адаптации людей к ним, грамотного использования возможностей и предотвращения катастроф.
Ученые, представляющие разные научные школы и направления, предлагают свое видение происходящих в мире процессов. Российский ученый А.И. Уткин выделял несколько мирообъяснений: С. Хантингтона, Ф. Фукуямы.
1. Всеобъемлющий анализ происходящих в мире процессов после окончания глобального противостояния – это сценарий гарвардского профессора С. Хантингтона, взглянувшего на мир сквозь призму противостояния нескольких цивилизаций, увидевшего новую мощь культурных сил, создающих свой собственный мир, цивилизационные общности. По мнению С. Хантингтона, национальные государства «останутся наиболее важными игроками на международной сцене, но их интересы, союзы и конфликты между ними в значительной степени определяются культурным и цивилизационным факторами»[206].
2. Другой способ объяснить новый мир предпринял американский социолог Ф. Фукуяма. По его мнению, глобальные экономические силы создают новый мир, отставляющий государства в сторону, поскольку капитализм требует адекватно образованной рабочей силы, формирует мобильность как фактор роста производительности труда. Изображаемые Ф. Фукуямой индивидуумы будущего лишены необходимости признания другими. Эта перемена в характере личности ведет к триумфу космополитизма, к культурной гомогенности людей, презревших государственные границы. Экономические выгоды приводят индивидуумов и государства к унификации жизни, росту взаимозависимости.[207]
Кроме выделенных А.И. Уткиным подходов, можно назвать ещё несколько, являющихся значимыми для осмысления глобализации.
3. «Сетевая теория». Сторонником данной теории выступает М. Кастельс. В своей книге «Информационная эпоха: экономика, культура, общество» он выдвигает идею, что социальная структура «сетевого общества» изменяется, происходит одновременная трансформация экономики, политики и культуры. Особое внимание он уделяет глобальной экономике и развитию информационных технологий.[208]
Идея полицентричного мира, построенного по «сетевому типу»(т.е. такого, где множество центров увязаны в сеть), интенсивно развивается и другими авторами, занимающимися процессами глобализации, в том числе шведским ученым О. Е. Андерссоном. Он предполагает рассредоточение производственных, образовательных, научных, финансовых и других структур по земному шару с одновременным их «пересечением» на небольших территориях, образующих межсетевые узлы, которые являются «воротами»в глобальный мир. В результате разные географические образования (города и небольшие территории) по–разному «вписываются» в мир «поствестфальской» эпохи. Одни из них, в том числе Нью–Йорк, Лондон, Токио, Франкфурт, Милан, Майами, Ванкувер, Сингапур и др., оказываются на «передовом крае» глобализации и нового мироустройства. При всем разнообразии и специфике названных территорий их объединяет то, что в них происходит «завязывание», пересечение межсетевых узлов – финансовых, научных, культурных и ряда других, связанных с коммуникациями, информацией, знаниями, образованием, т.е. атрибутами постиндустриального мира.[209]
«Территории–ворота» задают стандарты, которым, по мере своих возможностей, вынуждены следовать остальные территориальные образования. Одновременно они предъявляют крайне высокие требования к человеку, требуют от него высочайшего напряжения со всеми последствиями. При этом другие территории (индустриальной эпохи) не исчезают вовсе, как и сама индустриальная система.
Современный мир, по мнению большинства исследователей международных отношений, переживает сейчас «глобальный переход». Будущее мироустройство, контуры которого закладываются уже сегодня, по словам Дж. Розенау, будет напоминать сеть по типу Интернет. Термин «McWord» применительно к мировому порядку прочно входит в лексикон исследователей. На практике данное понимание международных отношений находит воплощение, например, во внешней политике США.
Теория глобализации.
Значительное число исследователей представляют изменения современного мира как результат глобализации. Среди них можно назвать У. Бека, Р. Робертсона, А.И. Уткина, М. Чешкова и других.
Между тем в собственно социологических дисциплинах идея мирового социума обозначена более скромно. Глобализацию трактуют скорее как «многосторонний процесс взаимосвязывания структур, культур и субъектов в мировом масштабе (М.Эрчер) или же как процесс, размывающий географические границы социокультурных нормативов и сопровождаемый растущим осознанием этого (М.Уотерс). Наконец, этот же процесс определяют как интенсификацию социальных отношений в мировом масштабе, так что события в тех или иных отдаленных друг от друга местах оказываются взаимосвязанными (Э.Гидденс). В итоге глобализация предстает как сжатие мира в одно целое, почти в одну точку, с одновременным осознанием этого целого локальными частями (Р. Робертсон)».[210]