Культура, культурная эволюция есть бесконечный процесс роста ценностного смысла жизни

Г Зиммель

По Зиммелем, конфликт жизни и культуры - неразрешимый, а противоречия, из которых состоит конфликт не ведут к синтезу, следовательно, и развития Из этого можно сделать вывод: все большее расхождение жизненных смыслов и культурных форм, претендующих на их воплощение, ведет в конечном счете к конфликту и гибели культуры, не способной содержать смысл жизни, изменяющейся Такая неизбежная судьба любой ку льтурри.

Так же как в искусстве или философии, разрушение традиционных форм выражения жизненных смыслов проявлял Зиммель в религии, половой морали и в других сферах культурной жизни Процесс разрушения традиционно й религии была, по Зиммелем, двусторонние последствия: с одной стороны, он освобождал человека от гнета квазиобьективних сил, которые находят свое выражение в веками сложившихся религиозно-идеологических представлениях, с другой - он разрушал нормативные структуры совместного существования, не предлагая вместо них новых структур Говоря языком Зиммеля, жизнь разрушило сложившуюся форму, но не дало вместо нее нов й Дело не в том, что старая религиозная идея была \"хорошая\" или \"полезная\": дело в том, что, разрушив традиционную религию, \"непосредственность\" современного \"жизнь\", не сумела найти в себе новой идеи, способность ной стать основой человеческого общественной жизни Жизнь должна пониматься исторически Только в этом случае развитие культуры обретает смысл и цель Если же этого не происходит, если историзм отсутствует а жизнь рассматривается как вечно тождественно самому себе, не сконструирован поток бытия, тогда действительно процесс разложения культурных форм приобретает видимость неизбежного трагического конфликта, кризис культур и начинает восприниматься как гибель культуры Именно это и произошло с зиммеливською концепцией культурультури.

Интересны рассуждения Зиммеля о творчестве, о реальности произведений искусства Он считал, что настоящее произведение искусства имеет характер неизбежной ценности

Произведение искусства, по Зиммелем немыслим без органично соединенных трех элементов: стиля, формы и идеи Совершенство представления и реализации этих элементов, как и достижения их единства зависит от вели ичи личности художника Социальный смысл творчества раскрывается двояконо:

1) он проявляется как фактор генезиса творчества

2) он проявляется в том, что творчество, а, следовательно, ее результат - произведение искусства - несут в себе социологическую информацию

Зиммель дал характеристики различным культурно-историческим эпохам XIX века, \"по мнению Зиммеля, при всем многообразии идейных движений не выдвинуло всеобъемлющей и грандиозной идеи Вместе с тем наиболее масш штабной, считает он, есть идея общества, где личность - лишь простой продукт скрещивания социальных сил В XIX веке, как никогда ранее, \"выдвигается требование растворения личности в обществе, и такое подчинение рассматривалось как нечто абсолютное, что помещают в себе моральную основание (повинность) Однако к концу XIX века понятие общества как центральной точки \"картины мира\" все более усту пае иному пониманию жизни \"Именно вокруг этого понятия, как считает Зиммель,\" основного мотива мировоззрения \", объединяются на пороге XX столетия широкие слои интеллектуальной Европы Действительно, мировоззренческие уста овкы, характерные для философии жизни, находили свое воплощение в литературе, скульптуре, живописи того временио часу.

Приближая философское понимание к реалиям культуры, Зиммель переводит его в социологическую сферу, сферу социального анализа кризиса современной ему эпохи Этот кризис определяется Зиммелем всесторонним воздействием двух факторов денег и интеллекта - эти два фактора образуют сущностное ядро ??современной культуры Они все рационализируют, огрубляют, снижают эмоциональный компонент культуры падает индивидуальная культура, ос облил в высших социальных слоях \"Массовость культуры\" ведет к общему снижению ее содержания, не только в разных областях духовной жизни, но и в сфере материального производства Пример: прогресс техник и не ведет к духовному обогащению производителя, рабочего, так как техника \"умнее\" за рабочийтника.

То же самое мы наблюдаем в науке По Зиммелем, индивиды, знают и думают, сплошь и рядом оперируют понятиями, символами, подлинная суть и содержание которых ими не осознается Идеи \"ходят по рукам\", как запечатанные контейнеры, но не раскрывают богатства своего духовного содержания Подобное видим, как считает Зиммель, и в системе образования, где на смену концепции, связанной с выработкой внутренних, глубокого ко личных ценностей приходит формальное образование, состоящая только во внедрении в сознание индивида некоторой совокупности объективного знания и навыков поведениянки.

Какая причина снижения культурного потенциала и снижение внутренней духовности личности?

Зиммель считает, что единственная причина - это разделение труда, крупное машинное производство Именно оно делает \"изготовление продукта за счет недоразвитие личности производителя\" Узкая специализация виявляеть ься бесполезной и усиливает отчуждение человека как от продукта труда, так и культурных ценностей Параллельно со специализацией и разделением труда растет потребление, что в таких условиях неизбежно становится массовым потр Иванна, а продукты культуры приобретают безличный \"объективный\" (отчужден) характер В этой связи он дает блестящие образцы психологии массовой культуры, что приводит к подавлению индивидуального \"Я\" и ограничению человеческой волволі.

Зиммель рисует грандиозную картину \"затвердевания\" того, что в его философии культуры называлось культурной форме объективированного культура, по Зиммелем, становится тормозом на пути саморазвития и самореализации жизни В этом заключается \"трагедия культуры\", которая заложена внутренней логикой ее развитияку.

Наши рекомендации