Характеристика учебного курса

Курс «Обществознание» входит в предметную область «Общественные науки». Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, издательства «Просвещение», 2014 г. содержат материал, необходимый для изучения предмета на базовом уровне в средней (полной) школе. Содержание курса соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, их практической направленности; позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам развития человеческого общества, особенностям развития отдельных сфер общества, проследить динамику общественного развития, его основные этапы. Обществознание как учебный предмет включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, политологии, экономики и правоведения), сосредотачиваясь на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Иначе говоря, обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную и объемную картину социального мира. Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке. Обществознание призвано познакомить учащихся с тем, что такое общество, по каким законам оно живет и развивается. То же самое делает и история, но между ними есть принципиальная разница. История изучает те события и явления, которые происходили в определенном месте и в определенное время. Обществознание стремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты, которые были присущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте и в любое время. Обществознание призвано дать целостную картину общественной жизни, а именно рассмотреть все компоненты социальной и общественной жизни. Поэтому содержание обществознания включает в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Тем самым, обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира. При этом расширение горизонта восприятия будет состоять не только в том, что обществознание формирует представления об обществе, но и в том, что оно призвано заложить элементарные начала теоретического мышления, научить способности мыслить, именно благодаря обобщающему взгляду на вещи. Тем самым благодаря формированию теоретического мышления учащиеся не только смогут получить уже имеющиеся знания, но и развить способность приобретать новые знания. Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:

· Направленность на теоретическое обобщение учебного материала. Интегрированный характер, особая, по сравнению с другими школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи.

· Дискуссионный характер материалов.

· Практико-ориентированный характер материалов.

· Необходимость привлечения материалов современной жизни (спорной и дискуссионной) В старших классах предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире, а также некоторых вопросов социальнополитического характера. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

· Развивающий потенциал курса связан с развитием обществоведческого мышления, формированию политической и социально-гуманитарной культур учащихся, развитию их способности, понимать логику общественных процессов. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей - это прежде всего исследовательская и проектная деятельность. Предусмотрена так же коллективная деятельность на уроке - проведение дискуссий, конференций, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать свое мнение, приводить примеры.

Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане школы

Курс «Обществознание» в 10 классах средней (полной) школы является продолжением курса «Обществознание», изучаемого с 5 по 9 класс.

Общее количество часов обучения в 10 классе составляет 70 часов. Общая недельная нагрузка - 2 часа. Настоящая программа составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения в 10 классе.

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева, включенной в сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы» – М. «Просвещение» 2014 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала, развитию социальной, экономической и правовой культуры школьников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Обществознание. 10 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

Обществознание. Поурочные разработки.10 кл.: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.Ю.Басик и др.]. – М.: Просвещение, 2014.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10–11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2007.

Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2011.

Уроки проводятся с применением исследовательской и проектной технологий. Цели технологий: заложить у учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Наши рекомендации