Социального управления

« Основные черты социальной организации.

Социальные институты тесно связаны с социальными орга­низациями. Многие социологи называют социальные орга­низации разновидностью социального института — слож­ными институтами.

Термин «организация» применяется очень широко. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности. В социологии объ­ектом упорядоченности являются индивиды, социальные группы и общности, включенные в совместную деятельность и выполняющие определенные социальные функции.

Социальная организация, по А. Г. Пригожину, имеет ряд характерных черт:

1) Она обладает целевой природой,поскольку созда­ется для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.

2)Ради достижения цели члены организации вынуж­дены распределиться по ролям и статусам. Следовательно, социальная организация представляет собой сложную взаи­мосвязанную систему социальных позиций и ролей,кото­рые исполняются входящими в нее членами. Социальная ор­ганизация дает человеку возможность удовлетворить свои

3)потребности и интересы в тех пределах, которые устанавли­ваются социальным статусом человека, социальными роля­ми, которые ему предписаны, социальными нормами и цен­ностями, принятыми в данной социальной организации.

4)Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэто­му в социальных организациях имеют место различные го­ризонтальные структуры. Однако более существенным для понимания организации является то, что они всегда строят­ся по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы вызва­на потребностью координации разнонаправленной деятель­ности горизонтальных структур. Иерархичностьже постро­ения организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

5)Управляющие подсистемы создают свои специфи­ческие средства регулирования и контроля за деятельнос­тью организации. Среди этих средств значительную роль иг­рают так называемые институциональные, или внутриорга-низационные нормы,то есть нормы, которые создаются деятельностью особых институтов, обладающих на это осо­быми полномочиями. Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизнь, поддерживают их своей особой властью и влиянием, контролируют их осу­ществление и применяют свои санкции.

На основе действия этих четырех факторов возникает определенный организационный порядок как система отно­сительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения.

Социальные организации представляют собой цело­стную социальную систему. А целое, как отмечалось выше, больше своих частей. Поэтому на базе соединения различ­ных элементов организации в целое создается организаци­онный, или кооперативный, эффект.Организационный эф­фект означает синергию,прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участни­ков. Из чего же складывается этот эффект? Исследователи организации называют 3 основных его составляющих: а) Ор­ганизация объединяет усилия многих своих членов, уже простая массовость, то есть одновременность многих уси­лий, дает прирост энергии, б) Сами единицы — элементы ор­ганизации, включаясь в нее, становятся несколько иными: они превращаются в частично специализированные, а, сле­довательно, однонаправленные элементы, выполняющие лишь определенную функцию. Эта специализированная од­нонаправленность действия индивида позволяет также уси­лить его энергию, поскольку энергия концентрируется в од­ной точке, в) Благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а это также служит мощным ис­точником повышения общей энергии организации.

Формальные и неформальные организации. Бюрократия

как социальное явление.

Наряду с выделением характерных черт организации соци­ологи предлагают определенную их типологию. Наиболее часто различаются формальные и неформальные организа­ции. Критерием этого разграничения, как следует из назван­ных типов организации, служит степень формализации су­ществующих в них связей, взаимодействий и отношений. А. И. Пригожий характеризует формальную организацию как способ организационного построения на основе соци­альной формализации связей, статусов и норм.В основе формальной организации лежит разделение труда,возни­кающее как результат необходимой специализации. Разде­ление труда выступает в виде системы статусов—должнос­тей, каждая из которых наделена специфическими функци­ями таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределенными между членами организа­ции. Должностные статусы упорядочиваются в иерархичес­кую структуру по сходству функциональных задач, в раз­личные организационные подразделения по принципу руко­водящие — подчиненные, в лестницу зависимостей между низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).

Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации необходимой для функционального взаимодействия. Она включает в себя различные регулято­ры, нормирующие и планирующие деятельность данной со циальной организации: нормы и образцы служебного пове­дения, программы деятельности, принципы и нормы вознаг­раждения. Формальная организация рациональна, то есть в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, то есть рассчитана на абстрактных индивидов, между кото­рыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служеб­ных, проходящих по определенной программе.

Формальная организация имеет сильную тенденцию превратиться в бюрократическую систему. Всоциологии существуют противоположные оценки и характеристики этой системы. М. Вебер высоко оценивал возможности бюро­кратии и считал развитие бюрократии положительной пер­спективой исторического процесса. По Веберу, идеальный тип бюрократиивключает следующие свойства: управлен­ческая деятельность осуществляется постоянно; установле­на сфера власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления: иерархия образует основной прин­цип контроля за чиновником, последний отделен от собст­венности на средства управления, а должность отделена от индивида, выполняющего административные функции; уп­равленческая деятельность становится особой профессией; существует система образования по подготовке чиновников, управленческие функции документируются; в управлении господствует принцип безличности.

Главное достоинствобюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность:точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Таковы основные достоинства бюрократического управления орга­низацией. Главный же недостаток— игнорирование специ­фики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсут­ствие необходимой гибкости.М. Вебер считал, что можно выработать определенные гарантии от бюрократических недостатков и злоупотреблений властью.

Веберовская теория бюрократии подвергается крити­ке в современной социологии организаций с разных позиций. Т. Парсонс, А. Голднер и др. считают, что два типа власти — на основе положения в иерархии и профессионального зна ния — противоречат друг другу. Власть бюрократа базиру­ется на праве приказа, и поэтому подчинение ему не являет­ся добровольным. Подчинение специалисту связано с при­знанием его социального и профессионального статуса и по­этому добровольно. Противоречие между этими двумя основаниями власти может быть основой постоянных кон­фликтов. Главной практической проблемой современных организаций является определение степени самостоятель­ности специалистов в сфере оперативной формулировки це­лей деятельности, типа решаемых задач, способа использо­вания знания и контроля исполнения.

Большое место в социологии организаций отводится исследованию противоречий между бюрократической орга­низацией управления и творческой деятельностью, воспри­имчивостью организаций к нововведениям.Французский социолог М. Крозье убедительно показал, что способность организаций к нововедениям зависит от существования та­ких норм, которые поощряют конструктивную и творческую деятельность. Между тем, сама логика деятельности бюро­кратических организаций, характер сложившихся в ней связей и зависимостей препятствуют национальной дея­тельности: бюрократия координирует деятельность низших звеньев с опорой на сложившуюся иерархию служебных за­висимостей. Действия подчиненных толкуются, как пра­вильные, если они соответствуют уставам и приказам на­чальства. Однако знания и способность к творчеству не мо­гут передаваться в приказном порядке. Система поощрения в бюрократических организациях также способствует кон­формизму поведения и мышления, а не самостоятельности и творчеству. Вывод следует однозначный: бюрократия не в состоянии управлять творческим процессом.

Тормозящие влияния бюрократии на нововведения проявляются и при противоречии между централизованным управлением и профессионализмом. Бюрократия стремится к однородности в организационных системах. Чрезмерная разнородность задач, функций и звеньев организации за­трудняет руководство, хотя и создает большие возможности для нововведений. Американские социологи Блау и Скотт на основе эмпирических исследований доказали, что группы, выполнявшие простые задачи, решают их лучше, если суще ствует иерархическая структура управления. А группы, ре­шающие сложные, комплексные и неопределенные пробле­мы, дают лучшие результаты, если организационные отно­шения исключают иерархическую систему власти.

Бюрократия как идеально-типическая система орга­низационных отношений предусматривает преобразование единичных и особых интересов во всеобщие интересы орга­низации и, следовательно, исключает наличие собственного интереса у управляющих структур и лиц (канцелярии и уч­реждения создаются для реализации целей организации). Но внутри канцелярий и учреждений действуют конкрет­ные индивиды, материальные и иные интересы которых больше связаны не столько с целями организации вообще, сколько с фактами существования учреждений и формами регламентации управляющей деятельности. Тем самым ус­тойчивость данных учреждений и форм управления стано­вится главной целью людей, занятых в управлении. Уже К. Маркс отмечал существование особого корпоративного интереса бюрократии в государстве. В результате цели ор­ганизации преобразуются в средства поддержания устой­чивости учреждений, форм регламентации деятельности и материальных интересов особых групп людей — правящей элиты.В советском обществе существовал особый класс лю­дей, имевших свои отличные от всего общества интересы, — класс партийно-хозяйственной номенклатуры.

В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций возникают и функционируют не­формальные организации. Неформальные организациипредставляют собой спонтанно сложившуюся систему соци­альных связей, взаимодействий, норм межличностных и межгруппового общения. Неформальные организации воз­никают там, где неисправность формальной организации вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. Они компенсируют его за счет функционально направленной самоорганизации и са­морегуляции. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организации и ее членов.

Известно, что функция в организации не тождествен­на ее носителю. Всегда существует зазор между разделени­ем функций и личностями. Личность сохраняет определен ную автономию по отношению к функции. Благодаря этой автономии работник получает определенный диапазон сво­боды в выборе конкретных форм служебного поведения и взаимодействия с другими членами организации. Нефор­мальная организация как непосредственная спонтанная общность людей, основанная на личном выборе связей и ас­социаций между собой, предполагает личностные неформа­лизованные служебные отношения, решение организацион­ных задач способами, отличными от формальных предписа­ний и т. д. В ней нет жестокого закрепления безличных стандартов, делающих организацию устойчивой. Напротив, в ней превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимо­действие людей придает гибкость организационному пове­дению. Если формальная организация опирается на жест­кую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной — подобная структура носит ситуационный характер. Не­формальная организация создает большие возможности для творческой, продуктивной деятельности, разработки и вне­дрения нововведений.

Марксистское учение о государстве как социальной организации

классово-антагонистического общества. Государство

и гражданское общество.

Наиболее крупной социальной организацией общества яв­ляется государство. Государство возникает из определен­ных социальных потребностей, с определенной целевой на­правленностью, в нем довольно четко осуществляется соци­альная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные управляющая и управляемая подсистемы и другие признаки социальной ор­ганизации. В социологии существует множество теорий го­сударства. Наиболее разработанной нам представляется марксистское учение о государстве как социальной органи­зации классово антагонистического общества…..

…..Главная функция государствасостоит в формирова­нии такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников. Марксизм ут­верждает, что организация общества в форме государства есть институционализация в политической форме экономи­ческого могущества господствующих классов, концентриро­ванное выражение этого могущества и создание на его основе принципиальных условий существования данного спо­соба производства. Однако создание таких условий невоз­можно без общего интереса класса собственников и направле­ния воли всех граждан (подданных государства) в одно русло, что предусматривает определенное ограничение стихии са­мого этого класса, обуздание стихии единичных интересов.

Другой не менее важной функцией государства явля­ется подавление сопротивления угнетенных классов, уста­новление отношений господства и подчинения. Господство— это не что иное, как навязывание воли класса остальной части общества посредством применения институциональ­ного принуждения. Принуждение осуществляется многооб­разными формами воздействия, в том числе и идеологичес­кими. Идеология в этом плане предстает как инструмент гос­подствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способ­ствующих осуществлению классового господства.

Государству, как наиболее общей форме социальной организации отношений людей,, в известной мере, противо­стоит такая форма социальной организации, как граждан­ское общество. Гражданское общество— это совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои це­ли личностей и их добровольных объединений.

Как самостоятельная форма социальной организации гражданское общество формируется в процессе борьбы с властью, первоначально требуя изменения своих прав, за­тем добиваясь участия в управлении государством и, нако­нец, превращая государственную власть в надежный инст­румент регулирования общественных отношений.

В центре гражданского общества находится суверен­ная личность, обладающая разнообразными правами и сво­бодами, прежде всего, такими «неотчужденными» правами, как право на жизнь, собственность, свободу. В этих условиях поведение человека определяется, прежде всего, его собст­венными интересами, на него ложится и вся ответственность за свои действия. Такая личность превыше всего ценит соб­ственную свободу, уважая, вместе с тем, законные интересы других людей. Ценность человека определяется его лично­стными качествами, что стимулирует в нем стремление к раскрытию и развитию его способностей. Осознание лично­стной самооценки является важнейшей характеристикой гражданского общества.

Формирование гражданского общества связано со становлением и развитием капиталистического способа про­изводства, который способствовал утверждению идеологии индивидуализма. В условиях капиталистических общест­венных отношений индивид получил возможность действо­вать как самостоятельная общественная сила, чьи возмож­ности во многом зависела от его собственных способностей. Становление капиталистического общества в политической сфере способствовало утверждению правового государства, вырабатывающего механизмы защиты общества и личности от произвола государственной власти.

Такой тип общества в странах Западной Европы фор­мировался на рубеже XIX - XX вв. В России в это время на­чали закладываться только первоначальные задатки граж­данского общества. Но этот процесс был прерван в октябре 1917 г. В результате социалистической революции советское общество превратилось в тоталитарную систему. Тоталита­ризм полностью подчиняет интересы личности интересам государства. Государственная машина регламентировала все, даже самые интимные стороны жизни советских людей. В настоящее время Россия встала на путь создания граж­данского государства со всеми его необходимыми атрибута­ми: правовым государством, правом людей на собственность, на свободу деятельности и выражения мнений и убеждений» [10, c. 142-153].

ГЛОССАРИЙ

ИНСТИТУТ(от лат. institutum — уч­реждение, установление) — англ.in­stitution /institut; нем.Institution; фр. institution/institut. 1. Учреждение, установление. 2. Со­вокупность норм права, регулирую­щих определенную группу обществ, отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ— англ.institution, social; нем.Institu­tion, soziale; фр. institut social. Истор. сложившиеся формы органи­зации и регулирования обществ, жиз­ни (напр., семья, религия, образова­ние и т. д.), обеспечивающие выпол­нение жизненно важных для общест­ва функций, включающие совокуп­ность норм, ролей, предписаний, об­разцов поведения, специальных уч­реждений, систему контроля.

ИНСТИТУТ ТОТАЛЬНЫЙ— англ.institution, total; нем.Institution, to-tale (nach Hofmann); фр. institut/in-stitution totale. По Э. Гофману —вид института, характеризующийся: соц. ограничен­ностью контактов с остальным обще­ством; непреодолимой дистанцией между различными соц. ролями; фор­мализованным, жестко контролируе­мым распорядком жизни (напр., гос­питаль, тюрьма, военный лагерь, мо­настырь и т. д.).

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ—англ.institutionalization; нем.Institu-tionalisierung; фр. institutionalisation. 1. Образование стабильных образцов соц. взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. И. делает возмож­ным прогнозирование соц. поведения в определенных соц. ролях (таких, как роль родителей, служащего, священ­ника и т. п.). 2. Правовое и организа­ционное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т. д. 3. Образование института.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРА­ЗЕЦ— англ.institutional pattern; нем.institutionelles Muster; фр. modele in-stitutionnel.

Система взаимосвязанных соц. норм, к-рая определяет ожидаемую и уза­коненную форму поведения в к.-л. соц. ситуации в данном обществе.

СЕМЬЯ— англ. family; нем. Familie; фр. familie. 1. Соц. институт, характеризующий­ся определенными соц. нормами, сан­кциями, образцами поведения, права­ми и обязанностями, регулирующи­ми отношения между супругами, ро­дителями и детьми. Основные функ­ции семьи: воспроизводство населе­ния и социализация. 2. Малая груп­па, основанная на браке или кровном родстве, члены к-рой связаны общнос­тью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

СЕМЬЯ АВТОНОМНАЯ — англ.family, autonomous; нем.Familie, аи-tonome; фр. familie autonome.

Семья, представляющая собой само­достаточную самостоятельную едини­цу. См. СЕМЬЯ ГЕТЕРОНОМНАЯ.

СЕМЬЯ АТОМИЗИРОВАННАЯ—англ. family, atomistic; нем.Familie, atomisierte; фр. familie atomisee. Тип современной семьи, как правило, состоящей из супругов и неженатых детей, обладающих значительной сво­бодой от семейного контроля; инди­видуальные интересы каждого име­ют большую ценность, чем интересы семьи как целого.

СЕМЬЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ— англ.family, biological; нем.Familie, biolo-gische; фр. familie biologique. Супружеская пара и ее потомство, обычно включающая только два по­коления (родителей и их детей). С. б. образуют индивиды, связанные отно­шениями только кровного родства.

СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ— англ.family,grand/extended; нем.Grqfifamilie; фр. famule etendue/indivise/grande. Состоящая из нескольких семей нук-леарных, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

СЕМЬЯ БРАЧНАЯ (СУПРУЖЕС­КАЯ) — англ.family, marital; нем.Ehegattenfamilie; фр. familie conjugate. 1. Тип семейной организации, на пер­вый план в к-рой выдвигаются отно­шения мужа и жены, а не кровнород­ственные связи. 2. То же, что семья нуклеарная.

СЕМЬЯ ГЕТЕРОГАМНАЯ— англ.family, heterogamous; фр. familie heterogame. Семья, в к-рой супруги имеют раз­личные социально значимые призна­ки (соц. происхождение, националь­ность, раса, религия и др.). См. ГЕТЕ­РОГАМИЯ.

СЕМЬЯ ГЕТЕРОНОМНАЯ— англ.family, heteronomous; нем.Familie, heteronome; фр. familie heteronome; чешек,heteronomni rodina. Семья, к-рая не является экономичес­ки самодостаточной, и средства к жиз­ни к-рой обеспечивают один или бо­лее членов семьи в рамках соц.-экон. системы, характеризующейся высо­ким уровнем разделения труда.

СЕМЬЯ ГРАЖДАНСКАЯ— англ. family, civil; нем.Familie, staatsburgerliche; фр. concubinage /union libre. Семья, в основе к-рой лежит гражданский брак.

СЕМЬЯ КОНТРАКТНАЯ— англ.family, contract; нем.Vertragsfamilie; фр. familie contractuelle; чешек, sm-luvni rodina. Семья, супруги в к-рой при вступле­нии в брак заключают контракт.

СЕМЬЯ КРОВНОРОДСТВЕННАЯ—англ. family, consanguine(ous); нем.Blutverwandtschaftsfamilie; фр. familie sanguine. Тип семейной организации, где основ­ной связью являются отношения детей с родителями и детей между собой, т. е. отношения, основанные на кровном род­стве, а не на связях между супругами.

СЕМЬЯ МАТРИАРХАЛЬНАЯ.См. МАТРИАРХАТ.МАТРИАРХАТ(от лат. mater (ma-tris) — мать и греч. arche — власт ъ) — англ. matriarchy/matriarchat; нем. Matriarchat; фр. matriarchat. По И. Бахофену —предполагае­мая форма обществ, устройства на ранних этапах развития первобытно­общинного строя, характеризующая­ся доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, обществ, жизни.

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ(от лат. mater (matris) — мать и Кпеа — линия ) — англ. matrilinearity; нем. Matrilinear-itdt; фр. matrilinearite; чешек, matri-linearita. Система родства, устанавливающая происхождение по материнской, жен­ской линии, согласно к-рой наследу­ются имя, состояние, иногда и статус. См. ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ.

МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ(от лат. mater (matris) — мать и localis — местный) — англ. matrilocality; нем. Matrilokalitdt; фр. matrilocalite. Тип семейного уклада, при к-ром суп­руги живут в семье жены. См. ПАТ-РИЛОКАЛЬНОСТЬ.

МАТРИМОНИАЛЬНАЯ ШКОЛА—англ. marital school; нем. Matrimoni-ale Schule; фр. ecole matrimoniale; чешек, matrimonialni skola. Брачный обычай, существующий у многих племен, к-рый характеризу­ется тем, что сначала браки заклю­чаются между молодыми и пожилы­ми людьми с целью воспитания и обу­чения семейной жизни первых, а за­тем между ровесниками.

СЕМЬЯ МАТРИЦЕНТРИЧЕСКАЯ— англ.family, matricentric; нем.Familie, matrizentristische; фу. famille matricen-trique. Семья, в к-рой центральное место занимает мать в силу ограниченной включенности отца в семейную жизнь.

СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ — англ.family, multigenerational; нем.Mehrgenerationenfamilie; фр. famille a plusieurs generations. Тип семьи, в к-рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хо­зяйством. См. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ

СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ—англ. family, broken; нем.Familie, unvollstandige; фр. famille monoparentale; чешек. neiiplnd rodina. Семья нуклеарная, в к-рой один из супругов отсутствует.

СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ— англ.fa­mily, nuclear; нем.Nuklearfamilie/Ker-nfamilie; фр. famille nucleare. Наиболее распространенный тип се­мьи в современном обществе — суп­ружеская пара с детьми, не состоя­щими в браке.

СЕМЬЯ ОДНОПОКОЛЕННАЯ —англ.family, one-generational; нем.Eingener-ationenfamilie; фр. famiUe a une gene­ration. Семья, состоящая из супружеской пары без детей.

СЕМЬЯ ПАРТНЕРСКАЯ— англ.family, parity; нем.Partnerschafsfami-lie; фр. famille egalitaire. Тип современной семьи, основанной на взаимопонимании супругов и добро­вольном распределении ролей в соот­ветствии с возможностями и способ­ностями каждого. См. ПАРТНЕРСТВО.

СЕМЬЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ.См.ПАТРИАРХАТ.ПАТРИАРХ(от греч. pater — отец и arhe —власть) —англ.patriarch; нем.Patriarch; фр. patriarche. Глава рода в родовом обществе. Старейший, всеми уважаемый человек; основоположник, старейший представитель к.-л. области деятель­ности. 3. Высший духовный сан, гла­ва православной автокефальной церкви в ряде стран.

ПАТРИАРХАТ— англ.patriarchat; нем. Patriarchat; фр. patriarcat. 1. Форма соц. организации, при к-рой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной, обществ, жизни. 2. В эволюционизме — период родового строя, следующий после матриархата, совпадающий во времени с медным, бронзовым и ран­ним периодом железного века; харак­теризуется патрилинейным родом, властью мужчины, возглавляющего род, развитием скотоводства, плужного земледелия, металлообработки и т. д.

ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ(от лат. pa­ter — отец и Нпеа — линия) — англ.patrilinearity; нем.Patrilinear; фр. patrilinearite. Система родства, устанавливающая происхождение по отцовской, муж­ской линии, при к-рой наследуются имя и состояние отца.

ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ(от лат. pa­ter — отец и locus — место) — англ.patrilocality; нем. Patrilokal; фр. patrilocalite. В нек-рых культурах — тип семейного уклада, при к-ром супруги живут в семье мужа.

СЕМЬЯ ПРОСТАЯ.(СЕМЬЯНУКЛЕАРНАЯ).

СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ— англ. family, extended; нем.Familie, erweit-erte; фр. famille etendue.

1. Семья, включающая З или более поколений (кровнородственная семья).

2. Семья, состоящая из 2-х или более нуклеарных семей, объединенных не через полигамию или полигинию.

СЕМЬЯ СЛОЖНАЯ— англ.family, complex/compound; нем.Familie, komplizierte; фр. famille compliquee. 1. Тип семьи, возникающий в резуль­тате полигинии или полиандрии, ког­да несколько нуклеарных семей объ­единены через общего мужа или жену. См. ПОЛИАНДРИЯ, ПОЛИГИНИЯ.

СЕМЬЯ ЭГАЛИТАРНАЯ— family, egalitarian; нем.Familie, ega-litare; фр. famille egalitaire. Тип семьи, члены к-рой равны и име­ют одинаковые привилегии, права и обязанности.

БРАК— англ.marriage; нем. Heirat; фр. mariage. Семейный союз мужчины и женщи­ны, порождающий и права, и обязан­ности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации). См. СЕМЬЯ.

БРАК ВНЕШНИЙ.См. ЭКЗОГАМИЯ.

БРАК ВНУТРЕННИЙ.См. ЭНДОГА­МИЯ.

БРАК ВТОРИЧНЫЙ— англ.remar­riage; нем.Zweitehe; фр. гетападе. Матримониальный союз, следующий за первым браком и подчиняющийся особым правилам; основные формы: левират и сорорат.

БРАК ГРАЖДАНСКИЙ— англ.marriage, civil; нем.Ehe, burgerliche; фр. mariage civil. Брак, оформленный в соответствую­щих органах государственной власти без участия церкви.

БРАК ГРУППОВОЙ— англ.mar­riage, group; нем.Gruppenehe; фр. mariage de groupe. Форма брака между несколькими мужчинами и несколькими женщина­ми, в основном у этнических групп, находящихся на низких ступенях об­ществ, развития. См. ПОЛИГАМИЯ.

БРАК ДОГОВОРНОЙ— англ.mar­riage contractual; нем.Vertragsehe; фр. mariage contractuel.Форма брака, заключенного на осно­ве предварительного договора, обыч­но родителей жениха и невесты без их участия.

БРАК КРОССКУЗЕННЫЙ— англ.marriage, cross-cousin; нем.Kreuz-Vet-tern-Kusinen-Ehe; фр. mariage cross-cousin. Брак, заключаемый между детьми брата и сестры, т. е. между двоюрод­ными родственниками, связанными кровнородственной связью через ро­дителей противоположного пола.

БРАК МОРГАНАТИЧЕСКИЙ— англ.marriage, morganatic; нем.Ehe, morganatische; фр. mariage morgana-tique. Брак, заключаемый между партнера­ми разного соц. статуса. В соответст­вии с заключаемым при Б. м. брач­ным контрактом, дети, рожденные в таком браке, считаются законными, но ни они, ни родитель низкого соц. ста­туса не наследуют богатства и титу­лов родителя и супруга, обладающе­го высоким соц. статусом.

БРАК НЕФОРМАЛЬНЫЙ— англ.marriage, informal; нем.Ehe, in-formelle; фр. mariage informel. Семейное сожительство, не оформлен­ное законом.

БРАК ПАРАЛЛЕЛЬНО КУЗЕННЫЙ— англ.marriage, parallel cous­in; нем.Parallel-Cousin-Ehe; фр. mar­iage parallel-cousin. Брак, заключаемый между детьми братьев или детьми сестер, т. е. меж­ду двоюродными родственниками, свя­занными кровнородственной связью через родителей одного и того же пола.

БРАК ПОЛИАНДРИЧЕСКИЙ.См.ПОЛИАНДРИЯ.

БРАК ПОЛИГАМНЫЙ. См.ПОЛИ­ГАМИЯ.

БРАК ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ— англ.marriage, preferable; нем.Vorzugsehe; фр. mariage preferable. Поощряемая или предписываемая форма брака в данном обществе, напр., левират, сорорат, брак кросскузенный.

БРАК ПРОБНЫЙ— англ. marriage, trial; нем.Probeehe; фр. mariage d'essai/a I'essai. Брак, при к-ром супруги договарива­ются не иметь детей до тех пор, пока они не убедятся в том, что их брак будет успешным. Если брачная связь оказывается дисгармоничной, она раз­рывается по обоюдному согласию. В случае появления детей брачный союз считается узаконенным.

БРАК СМЕШАННЫЙ— англ.mar­riage, mixed; нем.Ehe, gemischte; фр. mariage mixte. Брак между людьми разных нацио­нальностей или представителями раз­ных рас. См. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.

БРАКА ОБРАЗЕЦ (БРАКА ПОРЯ­ДОК)— англ.marriage, pattern of; нем.Heiratsordnung; фр. modele de mariage. Существующая в данном обществе система правил выбора партнера и заключения брака. См. БРАЧНЫЕ КРУГИ.

БРАЧНАЯ СЕМЬЯ.См. СЕМЬЯ БРАЧНАЯ.

БРАЧНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ— англ.wedding; нем.Hochzeitszeremoniell; фр. ceremonie de manage; чешек, svatebni obfad. Ритуал, совершаемый публично пред­ставителем власти или к.-л. предста­вителем общественности, к к-рой при­надлежат жених и невеста. Б. ц. оз­начает признание обществом их се­мейного статуса.

БРАЧНОСТЬ— англ. rate, marriage; нем.Eheschliessungshaufigkeit; фр. coefficient des manages.Частота вступления в брак в поколе­нии; измеряется отношением числа вступивших в брак к численности населения (общий коэффициент брач-ности) или к числу лиц бракоспособ-ного возраста, не состоящих в браке; определяется обычно отдельно для мужчин и женщин (специальные ко­эффициенты брачности).

БРАЧНЫЕ КРУГИ— англ.circles, marriage; нем.Heiratskreise; фр. сег-cles des manages. Соц. слои, определенные семейные группы, к к-рым, в соответствии с принятыми в данном обществе нор­мами, должны принадлежать всту­пающие в брак. См. ГЕТЕРОГАМИЯ, ГОМОГАМИЯ.

БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ.См. ВОЗРАСТ БРАЧНЫЙ.

БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ— англ.con­tract, marriage; нем.Ehevertrag; фр. contrat de manage.В нек-рых государствах письменное соглашение жениха и невесты об уре­гулировании их взаимных прав и обя­занностей по управлению и распоря­жению имуществом.

БРАЧНЫЙ СОЮЗ— англ.union, marital; нем.Ehebund; фр. union mat-rimoniale. Соц. институт, узаконивающий интим­ные отношения между представителя­ми противоположных полов и возни­кающую на этой основе их совместную жизнь, налагая при этом на супругов взаимные обязательства. См. БРАК, СЕМЬЯ, СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ(от позднелат. ог-ganizo — сообщаю стройный вид, устраиваю) — англ.organization; нем.Organisation; фр. organisation.1. Внутренняя упорядоченность, со­гласованность взаимодействия от­дельных элементов или частей сис­темы в соответствии со структурой целого. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение ч.-л. в систему. 3. Объединение людей, со­вместно реализующих цели програм­мы и действующих на основе опреде­ленных норм и правил.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКС­НАЯ — англ.organization, complex; нем.Organisation, komplexe; фр. or­ganisation complexe. Формальная организация, включаю­щая в качестве составных элементов разнородные соц. системы (профсо­юзы, университеты, профессиональ­ные объединения и т. д.), выполняю­щие специфические функции.

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬ­НАЯ— англ.organization, informal; нем.Organisation, informelle; фр. or­ganisation informelle. Организация, характеризующаяся спонтанно сложившейся системой соц. связей и отношений, норм, действий, являющихся результатом межлич­ностного и внутригруппового общения, отсутствием четко выраженных и до­кументально зафиксированных пра­вил и предписаний. См. ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕН­НАЯ— англ.organization, social; нем.Sozialorganisation; фр. organisation sociale/publique.Организация, добровольное объедине­ние, представляющее интересы определенных групп населения, осно­ванное на самоуправлении.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНАЯ — англ.organization, primary; нем.Or­ganisation, primdre; фр. organisation primaire. Организация, являющаяся базисным элементом иерархической системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ— англ.organization, social; нем.So-zialorganisation; фр. organisation so-ciale. Система соц. групп и отношений меж­ду ними.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТУСНАЯ— англ.organization, status; нем.Statu-sorganisation; фр. organisation de stat-ut. Формальная или неформальная орга­низация, образующаяся в соц. орга­низации вокруг какой-то системы ста­туса (воспринимаемой ее членами в качестве самостоятельной).

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОТАЛЬНАЯ— англ.organization, total; нем.Organi­sation, totale; фр. organisation totale. По Э.Гоффману — организация, члены к-рой в большей или меньшей степени изолированы от внешней сре­ды и подчиняются жестким правилам внутреннего распорядка данной орга­низации (монастыри, тюрьмы, лечеб­ницы, казармы и т. д.). См. ИЗОЛЯЦИЯ.

Наши рекомендации