Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет
Таблица 5
Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) | Трудоемкость, час. | Список рекомендуемой литературы | Вопросы для самопроверки | |
Основная (№ из перечня, раздел 9) | Дополнительная (№ из перечня, раздел 9) | |||
Тема 1. Социология как наука об обществе | № 1,5 | № 5,6 | 1.Укажите объект и охарактеризуйте предметную область социологии. 2.Понятие «социального факта» в социологии. 3.Основные исходные категории социологии. 4.Чем отличается общая теоретическая социология от отраслевых социологий? 5.Как соотносятся между собой эмпирическая и прикладная социологии. 1.Раскройте содержание понятия «общество». 2.В чем заключается суть системного подхода к изучению общества. 3.Перечислите отличительные особенности социальных систем. | |
Тема 2. История становления и развития социологии | № 1,5 | № 6 | 1. Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основателями социологии? 2. Что отличает натурализм в социологии? 3. Назовите основные понятия марксистской социологии. Назовите основных представителей данного направления. 4. Какую роль в социологии Э. Дюркгейма играет его теория социальных фактов? 5. Что такое «идеальный тип», согласно М. Веберу? Какой из выделенных М. Вебером видов социального действия можно охарактеризовать как идеальный тип? 6. Какие основные направления социологии получили развитие в России в ХIХ – начале ХХ веков? 7. В чем особенность субъективного направления в социологии? Назовите его основных представителей. 8. Как определяет предмет социологии П. А. Сорокин? | |
Тема 3. Социальная структура и социальная стратификация | № 1, 5 | № 2, 6, 8,11 | 1.Как соотносятся между собой понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»? 2.Укажите основные и дополнительные признаки, по которым выделяются социальные слои. 3.Дайте характеристику основных исторических типов стратификации. 4.Охарактеризуйте социальную мобильность, ее виды и формы. 5.Что означает процесс социальной маргинализации? 6.Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». 7.Охарактеризуйте основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества. | |
Тема 4. Этническая социология | № 2 | № 1, 9 | 1. Дайте определение понятию «этнос». 2. Что такое «этногенез»? Назовите основные фазы этногенеза. 3. Охарактеризуйте основные этнические процессы. 4. Основные формы национального самосознания. 5. Раскройте содержание понятий «национализм», «шовинизм», «интернационализм», «космополитизм», «патриотизм». | |
Тема 5. Социология личности | № 1,5 | № 6 | 1.Раскройте специфику социологического подхода к определению личности. 2.Что означает диспозиционная структура личности? 3. Назовите основных агентов и механизмы социализации личности. 4.Что означают понятия «де-социализация» и «ресоциализация» личности? 5.Типологизация личности. | |
Тема 6. Социология девиантного поведения | № 1,4 | № 3, 6 | 1.Понятие девиации. Функции девиации. 2. Виды и формы девиантного поведения. 3.Понятие социальных норм, их типология. 4. Функция социального контроля в процессе социального управления. 5. Социальные санкции и их роль в поддержании социального порядка. | |
Тема 7. Социология международных отношений | № 4,5 | № 4 | 1. В чем состоит специфика социологического подхода к анализу международных отношений? 2. Основные этапы становления социологии международных отношений. 3. Объект социологии международных отношений. 4. Предмет социологии международных отношений. 5. Акторы международных отношений. 6. Социологические методы изучения международных отношений. | |
Тема 8. Семья как социальный институт | № 1, 5 | № 6, 7, 10 | 1.Брак как социальный институт. 2.Функции семьи: специфические и неспецифические. 3.Социальные нормы как регулятор семейного поведения. 4.Гендерные роли в семье. 5.Типология семейных структур. 6.Семейная политика в России в ХХ веке. | |
Тема 9. Эмпирические социологические исследования | № 1,3,5 | № 6 | 1.Понятие «социологическое исследование» и его виды. 2. Программа социологического исследования. 3.Какова роль гипотез в социологическом исследовании? 4.Процедура планирования социологического исследования. 5. Какое место в социологическом исследовании занимают методы? 6.Что такое выборка и выборочная совокупность? 7. Метод социологического опроса. 8. Методы анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ. 9. Охарактеризуйте метод социологического наблюдения. 10. В чем состоит специфика социологического эксперимента назовите его виды. | |
Итого по дисциплине |
2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
В процессе освоения дисциплины «Социология» используются следующие формы занятий: лекции, семинарские и практические. При подготовке к семинарским занятиям студент должен прорабатывать лекционный материал, текст основных рекомендованных учебников, готовить сообщения и доклады по темам семинарского занятия в соответствии с тематическим планом, используя источники, указанные в дополнительном списке литературы, а также рекомендованные интернет источники и ресурсы, обращаясь к Подписным электронным ресурсам Информационно-библиотечного управления РАНХиГС СЗИУ: ЭБС «Айбукс», «Лань», Рубрикон, Ист-Вью, а также ресурсами по Социальной политике в рубрике Полезные ссылки, а также к электронным правовым базам «Кодекс», «Гарант, «Консультант» в интернет-классе научной библиотеки СЗИУ.
К практическим занятиям, также требуется предварительная подготовка, связанная с систематизацией теоретического материала. На семинарских и практических занятиях применяются различные формы контроля: устный опрос, тестирование, письменные работы, цель которых выяснить уровень освоения основных понятий и категорий курса, основных положений социологических концепций. В устном опросе принимает участие вся студенческая группа, что предполагает готовность студентов к занятию по всем вопросам, включенным в план семинарского занятия. Решение тестовых заданий предусматривает наличие нескольких вариантов. Письменные (срезовые) работы выполняются в учебной аудитории в течении 5-10 минут и предполагают знание основных категорий социологической науки.
Подготовка к зачету и работе на семинарских и практических занятиях подразумевает самостоятельную ритмичную работу студентов в течение всего семестра. Количество часов, отведенных на самостоятельную работу студента в процессе освоения дисциплины, указано в учебно-тематическом плане. Студентам в ходе самостоятельной работы над темами программы рекомендуется ответить на все предложенные вопросы, чтобы понять какие из них вызывают затруднения. В ходе изучения дисциплины проводится оперативный и рубежный контроль знаний в форме тестовых испытаний.
Для того чтобы студент получил допуск к зачету ему необходимо набрать не менее 45 баллов. В случае пропуска занятий, по уважительной причине, студент обязан выполнить компенсирующие задания: подготовить презентацию на 10-15 слайдов по предложенным темам (См. раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине пункт 6.2 Контрольные задания по дисциплине) и сдать зачет по терминам (См. раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Пункт 6.3. Словарь терминов).
Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет
- Объект и предмет социологии как науки.
- Социологическое знание, его специфика и структура.
- Функции социологии и её роль в обществе.
- Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
- Социологические концепции О.Конта и Г.Спенсера.
- Понимающая социология и её представители.
- Основное содержание символического интеракционизма.
- Эмпирическая тенденция в западной социологии.
- Основные понятия структурно-функционального анализа.
- Социологическая мысли в России: её специфика и основные направления.
- Общество как социальная система.
- Современные социологические теории общества.
- Понятие «социальный институт», характерные признаки и функции социальных институтов в обществе.
- Понятие «социальная общность» и их типология.
- Социальная группа: понятие и типология.
- Понятие малой социальной группы: характерные признаки.
- Социологический подход к изучению личности.
- Понятие «социального статуса» и «социальной роли».
- Основные социологические теории личности.
- Процесс социализации личности, его типы и стадии.
- Социальные нормы и их роль в обществе.
- Понятие аномии в социологии девиантного поведения.
- Виды и причины девиантного поведения.
- Социальный контроль как средство регуляции поведения членов общества и его механизмы.
- Семья как один из основных социальных институтов общества.
- Функции семьи в современном обществе.
- Понятие этноса и его основные типы.
- Этнические отношения и социологические методы их изучения.
- Социальная природа межэтнических конфликтов.
- Социальная структура общества.
- Социальная стратификация: понятие и критерии.
- Социальная мобильность и ее виды.
- Понятие и типы маргинальности.
- Трансформация социальной структуры и социальная стратификация российского общества.
- Понятие среднего класса в социологии.
- Гражданское общество и его основные характеристики.
- Предпосылки формирования гражданского общества.
- Сущность общественного мнения и его социальная природа.
- Функции общественного мнения.
- Программа социологического исследования и ее составные части.
- Виды социологического исследования.
- Формирование социального заказа на проведение социологического исследования.
- Выборка в социологическом исследовании.
- Измерение в социологии.
- Опрос в социологическом исследовании, его основные особенности.
- Основные правила составления анкеты.
- Метод социологического наблюдения.
- Изучение документов в социологии.
- Метод эксперимента в социологии.