Самыми главными для Э. Шилза выступают трое из перечисленных признаков – общая система управления, общая территория и общая культура
Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, или социальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно–функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, динамизмом, эволюцией.
Системные признаки общества
Раскроем некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества. Это:
– целостность – это внутреннее качество совпадает с общественным производством;
– устойчивость – относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий;
– динамизм – смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение;
– открытость – социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой;
– саморазвитие – его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей;
– пространственно–временные формы и способы социального бытия – массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застает уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их.
Особенности общества
К числу основных особенностей общества как социальной системы можно отнести то, что:
1 – исходной клеточкой общества являются индивиды, а важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь и занятость в определенной сфере деятельности;
2 – общество – это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда;
3 – родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей»;
4 – общество всегда есть многоуровневая система (общество в целостном виде, социальные институты, индивидуальный мир человека);
5 – общество обладает высокой степенью организации; чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности;
6 – общество не идентично понятиям «народ», «нация», «государство».
Народ – это форма общности людей, связанных, языком, культурой, происхождением. Нация – это форма организации жизни одного народа или нескольких народов, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство – это форма организации жизни народов и наций, основанная на правах и законах, продукт исторического развития человеческой цивилизации. Но важно понимать, что все эти понятия очень часто пересекаются и взаимосвязаны;
7 – общество обладает внутренними механизмами самообновления – включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований;
Общество как целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции. Важно учитывать, что понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей.
Структура, функции и механизм развития общества.
Структура общества
Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение, включающее большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах.
Первый подход рассматривает общество как социокультурную систему.
Составными базисными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности.
Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей.
Общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений, но не является их простой суммой. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество – системное, где отношения носят надындивидуальный характер. Следовательно, общество – это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.
Второй подход – детерминистский (например, в марксистской социологии). В том случае, когда выявляется причинно–следственная связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается как целостная система, включающая четыре основные сферы (подсистемы) – экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую).
В целом общество как социальная система включает следующие обязательные элементы:
– социальные общности, т.е. реально существующие совокупности индивидов, образующие определенную целостность и обладающие самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития человечества и характеризуются многообразием видов и форм. Наиболее значимыми общностями являются: социально–территориальные (город, деревня, регион т.д.), социально–демографические (семья, гендерные и возрастные группы и т.д.), социально–этнические (нации, народности, этнические группы), религиозные (христиане – католики, протестанты, православные; мусульмане – сунниты, шииты; буддисты, иудеи и т.д.), социально–трудовые (различные типы трудовых коллективов);
– социальные институты. Любая социальная общность, все сферы жизни общества не могут функционировать и тем более развиваться без регулирования, упорядочения отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Поэтому общество выработало своеобразную систему, инструмент такого регулирования и организации общественной жизни – социальные институты как определенную совокупность учреждений;
– социальную организацию как способ регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для достижения определенных целей общественного развития и как механизм интеграции действий индивидов и социальных общностей (социальных групп, слоев и т.д.) в рамках той или иной социальной системы;
– культуру как систему социальных норм и ценностей, закрепленных в практической деятельности людей, а также как саму эту деятельность. Ценности являются главным связующим звеном социальной и культурной систем. Их задача – служить поддержанию образца функционирования социальной системы. Нормы осуществляют функцию интеграции, регулируя огромное количество процессов, и содействуют внедрению нормативных ценностных обязательств.
Сложность структуры общества позволила П. Сорокину охарактеризовать его как социокультурную систему, где в социальную составляющую входят социальные общности и социальные группы, социальные организации и социальные институты, а в культурную – нормы и ценности.
Функции общества