Сбор социологической информации

Итак, определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые заслуживают особого внимания. Теперь встает задача выявления количественных парамет­ров данных сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, не­обходимо осуществить полевой этаписследования. Название данного этапа весьма удачно, поскольку зона практических действий социоло­гов и в самом деле представляет собой нечто вроде поля, с которого со­бирается урожай в виде надежной и представительной информации, способной помочь в осмыслении сложных проблем. В ходе полевого этапа исследования для сбора социологической ин­формации применяются различные методы. Каждый из них имеет свои особенности, предъявляет определенные методические требова­ния.

Как ни коротки слова «да», «нет», все же они требуют самого серьезного раз­мышления.

Пифагор с Самоса

1. ИНТЕРВЬЮ И АНКЕТИРОВАНИЕ

Метод опроса – не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации кто-ли­бо обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различ­ными модификациями этого метода. Например, врачи, выяс­няя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Методом опро­са пользуются и юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, и журналисты, стремясь полу­чить интересующие их сведения об отношении населения к тем или иным событиям, и т.д.

Опрос как метод познания социальных явлений и процес­сов имеет в прикладной социологии давние традиции. Но хотя в комплексе методов сбора первичной социологической ин­формации он наиболее популярен, это не единственный и универсальный метод получения социологических данных.

Специфика опроса состоит прежде всего в том, что здесь источником информации является человек (респондент) – не­посредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы образуют первичную социологическую информацию.

Для сбора первичной социологической информации ис­пользуются интервью и анкетирование (рис. 5.1). Оба метода основаны на единых принципах конструирования вопросов и различаются преимущественно по степени формализованности опросника, а также процедуре опроса. Логика составления бланка-интервью или анкеты обуслов­лена характером операционализации основных понятий и вы­бором индикаторов для построения шкал измерения. Совокуп­ность вопросов образует структурированную модель предмета анализа.

сбор социологической информации - student2.ru

Рис. 1. Логическая схема видов опроса

И интервью, и анкетирование имеют как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, собранная при помощи этих методов информация позволяет выявить статистические законо­мерности, вскрыть тенденции развития тех или иных социаль­ных процессов.

С другой стороны, ответы респондента преломляются через призму его субъективных представлений и оценок, что может поставить под сомнение достоверность данных. Кроме того, нельзя исключать таких потенциальных источников погреш­ности, как неискренность респондента, его неосознанные за­блуждения, нежелание отвечать, некомпетентность и даже пред­намеренная дезинформация.

Интервью чаще проводится в индивидуальном порядке, но существуют и групповые формы – так называемые фокус-группы. (О них речь пойдет в отдельном параграфе.)

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПРОСНИКА

Выше отмечалось, что исходной для конструи­рования опросника является модель, построенная в результате операционализации основных понятий. Она определяет число вопросов, их направленность, логику расположения. Структу­ра каждого вопроса зависит от выбора индикаторов.

Как правило, опросник состоит из трех блоков: основных вопросов (проблемных), вспомогательных (уточняющих, контрольных) и «паспортички» – вопросов, выявляющих социальные и демографические характеристики респондентов. Обыч­но «паспортичка» располагается в конце опросника.

Что касается содержательных вопросов, то их последова­тельность должна учитывать характер субкультуры респонден­та и психологическую атмосферу его контакта с интервьюером (анкетером). Чтобы выбрать оптимальный вариант, полезно обратиться к уже апробированному методическому инстру­ментарию прошлого исследования, проводившегося на анало­гичную тему либо использованного в повторных или панель­ных исследованиях.

Независимо от тематики исследования вопросы должны быть сформулированы ясно, однозначно, с использованием лексики массового сознания, если речь идет о массовом опро­се, или терминов, соответствующих профилю профессиональ­ной деятельности, если предстоит опрашивать экспертов.

Внешнее оформление опросникаимеет важное значение. К нему предъявляется ряд требований:

ü бумага для массового опросника должна быть не самого высо­кого качества, чтобы он не был похож на официальный доку­мент, но и не самая плохая, иначе у респондента создастся впе­чатление, что к нему относятся неуважительно;

ü бумага для экспертного опросника, напротив, должна быть са­мого высокого качества – этим подчеркивается важность оце­ночной процедуры, в которой эксперт выступает как ключевая фигура;

ü печать должна быть четкая, шрифт не должен быть смазанным, бледным, должен соответствовать шрифту массовых изда­ний – он привычно воспринимается и легко читается;

ü вопросы целесообразно печатать полужирным, а варианты от­ветов – обычным шрифтом;

ü интервалы между строками не должны быть узкими – это за­трудняет восприятие вопросов, вызывает раздражение респон­дента и может привести к ошибочным ответам;

ü в анкете следует использовать замечания, уточнения, поясне­ния, указатели перехода к более «удаленным» вопросам, выпол­ненные специальными шрифтами (например, курсив), рамки, стрелки, значки и графические символы. Подобное оформле­ние оживит анкету, исключит ее монотонность, предотвратит быстрое уставание респондента.

К структуре содержания опросникаследует также соблю­дать ряд требований:

ü в анкете должна быть «шапка», включающая название органи­зации, проводящей опрос (для экспертов обязательно с указа­нием адреса, телефона, факса или электронной почты органи­зации); название темы опроса; обращение к респонденту или эксперту с кратким изложением цели исследования и правил заполнения анкеты;

ü отдельные тематические блоки вопросов целесообразно пред­варить кратким подзаголовком, чтобы «мобилизовать» внима­ние респондента или эксперта на очередную проблему;

ü в конце анкеты следует поблагодарить респондента (эксперта) за участие в опросе.

Составленную анкету, равно как и бланк-интервью, необ­ходимо апробировать с точки зрения полноты охвата изучаемой проблемы, логики построения, ясности и однозначности формулировки вопросов, валидности используемых шкал из­мерения. С этой целью можно прибегнуть к совместному обсу­ждению опросника аналитической и методической группами исследовательской организации; обратиться к специалистам с просьбой о проведении экспертной оценки; провести пило­таж, т.е. анкетирование на небольшом массиве (20–30 чело­век).

Пилотажпозволяет, кроме того, измерить «усредненное» время заполнения анкеты респондентом или интервьюером, выявить схожие или повторяющиеся по смыслу вопросы либо отсутствие ряда вопросов, необходимых для получения важной информации. В пилотаже независимо от того, идет ли речь об анкете или бланке-интервью, их апробация всегда должна осу­ществляться в устной форме. Это касается и телефонного ин­тервью, и почтового опроса.

В многоплановых аналитических исследованиях, где при­меняется сложный методический инструментарий, может воз­никнуть потребность в двух или трех пилотажах. Их проведе­ние целесообразно поручить разработчикам опросника, кото­рые способны уловить мельчайшие недостатки тех или иных вопросов, обнаружить психологические барьеры их воспри­ятия. В процессе пилотажа фиксируются реакция респондента на каждый вопрос, его замечания. Если он затрудняется отве­тить, нужно попытаться выяснить причину. В случае непонима­ния какого-то вопроса, последний формулируется по-новому.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ

Прежде чем приступить к формулировке во­просов, следует осуществить несколько «фильтрующих» про­цедур:

1)принять решение о целесообразности сбора информации по всем признакам предмета анализа, исключить вопросы по ряду признаков в тех случаях, когда имеются достоверные статисти­ческие сведения, способные заменить первичную социологи­ческую информацию;

2)решить, требуется для измерения параметров признака один или несколько (взаимодополняющих) вопросов;

3)попытаться оценить, можно ли рассчитывать на достаточный уровень компетентности респондентов при ответах на вопрос;

4)установить, не совмещает ли в себе вопрос две проблемы или более, относящиеся к различным социальным явлениям.

Если проводится крупномасштабное исследование на осно­вании территориальной выборки с последующей группировкой объекта по регионам, позиции для вопросов социально-эконо­мического, экологического, демографического характера «паспортички» целесообразно заимствовать из официальной стати­стики с тем, чтобы обеспечить сопоставимость выборочных данных с общестатистическими.

В ряде случаев основные вопросы желательно сопроводить вопросами, которые позволяют выявить мотивацию поведе­ния респондента, его отношение к чему-либо, кому-либо. На­пример, после вопроса, намерен ли респондент участвовать в очередных выборах, напрашивается следующий: чем он объяс­няет свое решение.

Причиной некомпетентности респондента может быть про­стая неинформированность. Поэтому вопрос о его отношении к какому-либо объекту должен предваряться вопросом о том, знаком ли он с этим объектом. Например, до вопроса об от­ношении к движению «зеленых» следует спросить, в какой сте­пени респондент знаком с этим движением.

Необходимо избегать абстрактной формулировки вопроса, включающей идеологемы, например: «Считаете ли вы харак­терным для россиян конформистский образ мышления?»

Каждый вопрос должен быть нацелен на получение строго однозначной информации. Например, трудно ответить на вопрос «Как вы относитесь к демократам –сторонникам интенсивного вхождения России в рыночную экономику и сближения с Западом?», поскольку неясно, на чем ставить акцент: на «вхожде­нии в рыночную экономику» или на «сближении с Западом».

В сравнительных исследованиях, когда какие-то проблемы, актуальные для одной группы населения, уже не актуальны для другой (например, для старшего поколения в отличие от моло­дежи не актуальны выбор профессии, планирование семьи и др.), приходится составлять две анкеты. Сопоставимость ре­зультатов исследования по двум анкетам обеспечивается иден­тичностью позиций вопросов, одинаковых для обеих анкет.

4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ

Вопросы должны включать простые и понят­ные термины, широко используемые в повседневной жизни.

Необходимо убедиться в том, что вопрос: Одостаточно ясен с точки зрения лексики, органически прису­щей объекту изучения; Оне громоздкий, не перегружен лишними словами; Ооднозначен по смыслу и будет адекватно понят респондентом; Оимеет недвусмысленное содержание из-за какого-то знака препинания.

В вопросах, выявляющих установки, ценностные ориента­ции, политическое поведение, нередко используются абст­рактные понятия, не доведенные до эмпирического индикато­ра, скажем, «принцип социальной справедливости», «центри­стская политика» и т.д. Не зная точного смысла подобных выражений, респондент будет отвечать наугад. Такой же исход вполне вероятен и при использовании в вопросах аббревиатур типа МВФ (Международный валютный фонд), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образова­ния, науки и культуры) без расшифровки.

Примеры, данные ниже, иллюстрируют изложенное. Не­однозначная трактовка использованных в вопросе слов возмож­на в следующем случае: «Какой вид обуви вы предпочитаете?» Под словом «вид» респондент может подразумевать и фасон, и марку (производителя) изделия, и страну-производителя; к то­му же неясно, об обуви какого сезона идет речь.

Вопрос «Считаете ли вы важным главенство в обществен­ных отношениях в нашей стране на современном этапе прин­ципа социального равенства или приоритетным должен быть принцип равенства шансов?», не только чрезмерно громозд­кий, но и слишком абстрактный. Оба упомянутых принципа респонденты могут толковать по-разному.

Вопрос «Как вы считаете, виноваты ли федеральные орга­ны власти в том, что учителям задерживается заработная пла­та?» неоднозначен, так как под федеральными органами власти может пониматься и правительство, и министерство финан­сов, и министерство образования.

Если вопрос не нацелен непосредственно на выявление от­ношения к персоналиям (построение рейтингов, изучение электоральных предпочтений), то следует избегать упомина­ния имен, поскольку симпатия или антипатия респондента к упоминаемой личности могут оказать влияние на ответ.

Например, на вопрос «В своем выступлении по радио Президент России Б. Ельцин подчеркнул, что вхождение в ры­нок это – единственный путь прогресса. Вы согласны с этим заключением?» часть тех, кто симпатизирует данному прези­денту РФ, даже относясь к идее рынка критически, тем не ме­нее могут ответить положительно. И наоборот.

Если речь идет о достаточно щепетильных вещах (доходах, взаимоотношениях людей, отклоняющемся поведении), то в таких случаях прибегают к косвенным вопросам.

Например, вместо вопроса «Приходится ли вам давать взятки при решении ваших проблем в государственных ин­станциях?» можно спросить: «Известны ли вам случаи, когда (или: Приходилось ли вам слышать о том, что...) кто-либо из ваших знакомых был вынужден давать взятку при решении своей проблемы в государственных инстанциях?».

5. ФОРМА ВОПРОСА

Различают вопросы линейные, перечневые, таб­личные, шкальные, тестовые, графические, семантические, об­разные (рис. 5.2). Эти формы используются не только в анке­тах, но и в интервью.

В линейных вопросахварианты ответов располагаются по­следовательно и респондент может выбрать один из них или несколько. Все варианты относятся только к предмету, сфор­мулированному в вопросе.

Пример: «Какие последствия вы ожидаете от деномина­ции рубля?»:

1 – рост цен; 2 – снижение цен; 3 – укрепление рубля; 4 – ослабление рубля; 5 – никаких серьезных последствий.

 
  сбор социологической информации - student2.ru

Рис. 2. Логическая схема видов вопросов

Перечневые вопросыпредполагают различные варианты предмета анализа, подлежащего оценке, и могут быть как за­крытыми (с полным набором ответов), так и открытыми. Они выявляют: отношение респондента к персоналиям (полити­кам, артистам, спортсменам и т.д.), т.е. измеряют рейтинг; предпочтение видов деятельности (например, во время досу­га); потребительские предпочтения; информированность о со­бытиях, людях, видах товара и др.

Пример: «Как вы считаете, кто из перечисленных ниже лиц будет претендовать в нынешнем году на пост губернатора вашей области?»

1 – Иванов А.

2 – Петров Б.

3 – Сидоров В. и т.д.

Выбор респондентом вариантов ответа может быть неог­раниченным или предусматривать ограничение типа: вы­брать не более 3 или не более 5 вариантов ответа. Такое огра­ничение вводится для более точной оценки устойчивости ус­тановок.

Табличные вопросыиспользуются в двух случаях: когда по структуре объединяется несколько вопросов, различающихся по предмету, но имеющих одинаковую шкалу оценки, и когда перечневый вопрос строится на базенекоторойшкалы измере­ния, используемой для каждого предмета выбора, оценки.

Например:

1. Как вы оцениваете свои жизненные условия сегодня?

Жизненные условия Хорошо Удовлетвори­тельно Плохо Затрудняюсь ответить
Материально обеспечены
Питаетесь
Одеваетесь
И т.д.        

2.Что характерно, по вашему мнению, для разных периодов истории Украины?

Явления и процессы До 1917 г. В период Сталина В период Хрущева В период Брежнева В настоя­щий период
Подъем экономики
Кризис экономики
Рост благосостоя­ния населения
Обнищание насе­ления
Развитие демокра­тии
Ущемление прав граждан
И т.д.          

Шкальные вопросыпредполагают построение ранговых (балльных) или интервальных шкал, которые измеряют вели­чину (возраст, заработная плата, число выписываемых газет и т.д.), частоту (посещения мероприятий, приобретения че­го-то, обращения к телеканалу, радиостанции и т.п.), интервалы времени (сезонность потребления, просмотра телепередач и др.), отношение (к политическим партиям, видам товаров и проч.).

В подобных измерениях могут использоваться различные шкалы: с числовыми значениями (баллы, проценты, градусы), с условной градацией.

Например: «К каким странам ближе Россия по уровню экономического развития? Поставьте “крестик” в клетку бли­же к одной из стран или посередине, еслиблизость к этимстра-нам отсутствует»:

сбор социологической информации - student2.ru

Тестовые вопросыимеют линейную, перечневую или ком­бинированную конструкцию.

Пример последней: Выберите, пожалуйста, в каждой паре суждений то, с которым вы согласны в большей степени, и от­метьте его:

А)

1 – В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него были спокойная совесть и душевная гармония

2 – В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него были доступ к власти, возможность оказывать влияние на других

Б)

1 – В жизни главное – хорошие отношения в семье и с друзь­ями

2 – В жизни главное – общественное признание и успех и т.д.

Образные вопросыоснованы на иллюстрациях или эскизах, отображающих ситуативные композиции, мимики, жесты.

Например: «Как вы оцениваете свое материальное поло­жение?»

сбор социологической информации - student2.ru

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ИНТЕРВЬЮ

Качество интервью, т.е. получение откровен­ной и достоверной информации, зависит от многих факторов. Среди них атмосфера доброжелательности, тактичное поведе­ние интервьюера, постепенное «вхождение» в тему – от про­стых вопросов к сложным, отсутствие намеренного или непро­извольного навязывания интервьюером своей позиции.

Вводная часть интервьюдолжна быть лаконичной, не от­влекать респондента от основной темы опроса.

Например: «Здравствуйте! Я представитель Центра со­циологических исследований, изучающего отношение населе­ния к новым видам туристских услуг. Вы предпочитаете прово­дить отпуск дома, на даче, или на курортах?..» Если «молние­носный» контакт не завязывается, интервьюер должен в течение 2–3 мин попытаться уговорить потенциального рес­пондента. В случае неудачи попытку следует прекратить и при­ступить к отбору следующего респондента, согласно инструк­ции по выборке.

Интервьюер обязан спокойно, без раздражения дать пол­ные ответы на все вопросы респондента, касающиеся темы и цели опроса (разумеется, в рамках своей компетенции), и обя­зательно подчеркнуть, что опрос анонимный, что респондент имеет полное право на любые формы ответов, а также на отказ отвечать.

Стиль поведения интервьюера должен быть уважительным, дружелюбным. Опрос не должен превращаться в допрос!

В процессе беседыроль ведущего постоянно должна быть у интервьюера. Чтобы овладеть этой ролью, ему необходимо досконально знать содержание бланка-интервью, помнить очередность вопросов, что поможет избежать длительных пауз.

Интервьюеру следует уходить от любых дискуссий с рес­пондентом и только регистрировать его мнение, но не коммен­тировать его. Должны быть исключены собственные оценки, неодобрительные замечания во время общения с респонден­том, проявления равнодушия, безразличия. Более того, интер­вьюер должен всячески подчеркивать интерес к тому, что гово­рит его собеседник. Это может быть одобрительный кивок, улыбка и т.д. Если респондент спрашивает о точке зрения интервьюера на обсуждаемую проблему, тот должен объяснить, что его функция – выяснить различные мнения, а не навязы­вать свое.

В случае, когда респонденту непонятен вопрос, его нужно повторить еще раз; если он опять непонятен, кое-где усилить акценты. Если вопрос непонятен респонденту после повтор­ного прочтения, этот факт зафиксируется и интервьюер пере­ходит к следующему вопросу. Объяснять респонденту суть во­проса можно лишь тогда, когда это предусмотрено инструкцией.

Задавать вопросынужно в той последовательности, в кото­рой они изложены в бланке. Каждый предыдущий вопрос дол­жен быть как бы введением к последующему, что гарантирует непрерывность и последовательную логику беседы.

Вопрос может быть пропущен только в случае, если на этот счет в бланке-интервью есть специальные указания.

В ситуации, когда ответ не отличается конкретностью или однозначностью, интервьюеру целесообразно попытаться уточнить позицию респондента, задав наводящие вопросы ти­па: «Эта мысль интересна. Смогли бы вы объяснить ее подроб­нее?», или «Значит, вы считаете, что...,» или «А точнее, что именно вы имеете в виду?»

Причиной отказа от ответа нередко бывает некомпетент­ность респондента или нежелание огласить свою позицию, ка­жущуюся ему несовместимой с общепринятой. Уловив это об­стоятельство, интервьюер может сказать: «Наверное, я не со­всем ясно зачитал вопрос. Позвольте, я повторю его», или «Данная проблема действительно сложная, порождающая раз­личные мнения, что вполне правомерно. И все-таки мне было бы интересно узнать по этому поводу ваше личное мнение».

Регистрировать ответыпроще всего в формализованном интервью, когда интервьюер обводит ответы респондента по заранее проставленным числовым кодам. Свободное интервью предполагает «стенографирование» ответов. Для ускорения за­писи рекомендуется использовать ряд обозначений (их круг может быть расширен самим интервьюером):

1) обозначения по процедуре опроса: //повторно зачитанный вопрос; жуточняющий вопрос; ? вопрос, заданный респонден­том; ~J респондент не понимает вопрос;

2) обозначения реакций респондента: иреспондент улыбается (смеется); преспондент недоволен (возмущен); с:«затяжное» (задумчивое) молчание респондента.

Конструирование анкеты осуществляется с учетом требо­ваний к форме, содержанию, числу и последовательности во­просов.

По формевопросы бывают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.

К закрытым вопросам «прилагается» заранее сформулированный полный набор ответов. К полузакрытым – максимум заранее сформулированных вариантов ответов, а также дополнительные строки для свободного ответа.

Откры­тый вопрос предполагает только свободный ответ респонден­та. Закрытые и полузакрытые вопросы конструируются тогда, когда исследователю заранее известны все или почти все вари­анты ответов. В противном случае вопрос задается в открытой форме.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными, когда сумма всех вариантов ответов равна 100 %, и неальтернативны­ми, когда предоставляется возможность выбора нескольких вариантов, в результате чего сумма ответов может превысить 100 %.

Если в перечне ответов не предусмотрена позиция «затруд­няюсь ответить», отсутствие ответа кодируют отдельно.

По содержаниювопросы могут быть направлены на конста­тацию фактов, знаний («Читаете ли вы газету “Известия”», или «Могли бы вы назвать примеры этнического геноцида из исто­рии СССР?»); мнений, намерений, представлений, поведения («Кто может стать, по вашему мнению, следующим президен­том России?», или «Где вы намерены провести летний от­пуск?», или «Какой вы представляете себе вашу будущую квар­тиру?», или «Как вы провели прошлое воскресенье?»).

Общее число вопросовв анкете зависит от полноты опера­циональной схемы, а соотношение числа открытых и закрытых вопросов – от степени изученности предмета исследования.

Логическая последовательностьвопросов в анкете (как правило, от простых к сложным) предопределена структурой предмета исследования, а также психологическими требова­ниями к коммуникативному процессу. Важно, чтобы анкета не начиналась с вопросов, способных насторожить, а то и от­пугнуть респондента. Для смягчения остротыпсихологически трудных вопросов можно задать предварительный «ввод­ный», начинающийся, например, со слов: «Бытует мнение, что...»

Как свидетельствует опыт, после 35–50 минут внимание респондента обычно притупляется, поэтому целесообразно вопросы объединить в блоки, которые выделяются тематиче­скими заголовками. Более сложные вопросы стоит располо­жить в рамках первых 40 минут заполнения анкеты. Оптималь­ной считается анкета, заполнение которой в среднем не превы­шает одного часа.

7. ПОЧТОВЫЙ ОПРОС

Почтовый опрос – разновидность анкетирова­ния, эффективный прием «заочного» сбора первичной эмпи­рической информации. Этот метод с успехом используется как для выяснения мнений населения, так и для получения экс­пертных оценок.

Важное преимущество почтового опроса – простота ор­ганизации. Нет необходимости в подборе, обучении, кон­троле за деятельностью интервьюеров. При известном опыте подготовка и рассылка всей документации для почтового оп­роса 2000–3000 человек может быть осуществлена двумя ра­ботниками за 7–10 дней, что значительно уменьшает мате­риальные расходы на исследование, обеспечивая тем самым низкую стоимость информации. К достоинствам метода от­носится и то, что он позволяет одновременно опросить лю­дей, проживающих на большой территории, в том числе в труднодоступных районах. Кроме того, благодаря отсутст­вию контакта между респондентом (экспертом) и анкетером (интервьюером) психологический барьер, который возника­ет иногда при индивидуальном опросе, здесь исключен. На респондента не «давят» и временные рамки – он может не спешить, уточнить какие-то детали для ответа на вопросы анкеты.

Среди недостатков почтового опроса назовем прежде всего неполный возврат анкет, что снижает надежность собранных данных. Если бы причиной этого были лишь случайные об­стоятельства, было бы достаточно увеличить число рассылае­мых анкет. Однако практика почтового опроса, результаты ме­тодических экспериментов доказывают, что здесь действуют не случайные причины, а систематические. В одних ситуациях в заочном анкетировании активнее участвуют представители старших возрастных групп (например, по вопросам, касаю­щимся пенсионной или налоговой политики государства), в других – молодежь (например, по вопросам выбора жизненно­го пути или рейтинга рок-групп). В целом процент возврата ан­кет зависит от социально-демографической структуры обсле­дуемых. Обычно состав ответивших на анкету по полу, возрас­ту, образованию, стажу профессиональной деятельности в большей или меньшей степени не соответствует составу гене­ральной совокупности. Очевидно, что такое отклонение не­возможно устранить путем увеличения числа рассылаемых ан­кет.

На надежность получаемых результатов в почтовом опросе влияют и другие факторы. Так, мнения ответивших могут не совпадать с мнениями тех, кто воздержался от участия в почто­вом опросе; не редки ситуации, когда респондент не сам запол­няет анкету, а перекладывает это на кого-либо из членов семьи; нельзя исключить и случаи группового «творчества».

Следовательно, важнейшая методическая и организацион­ная задача, решаемая исследователем при планировании и проведении почтового опроса, – стимулирование возврата ан­кет. Опыт показывает, что 70–75%-ный возврат обеспечивает достаточно высокую надежность результатов. Существуют ре­альные приемы достижения этого уровня, направленные на создание у респондентов благоприятной установки на участие в почтовом опросе.

Методический инструментарий для почтового опроса дол­жен отвечать повышенным требованиям. Если при непосред­ственном общении интервьюер «подстраховывает» исследова­теля, помогает респондентам понять содержание вопросов и правила ответа на них, то при почтовом анкетировании такой возможности нет. Все контакты социолога с опрашиваемым и в основных моментах, и в деталях опосредуются только документами. Из этого следует, что допущенные в анкете методические ошибки исправить по ходу исследования не представляется возможным и они неизбежно «воплотятся» в полученных результатах в виде систематической погрешности.

В почтовой анкете обязательно должно быть краткое вступ­ление, где дается объяснение правил, по которым она заполня­ется. Такое вступление помогает завоевать расположение рес­пондента, добиться сокращения числа ошибок, пропусков в ответах.

В начале анкеты располагают простые вопросы, интерес­ные по содержанию. Вопросы, требующие серьезных размыш­лений, а также открытые и табличные вопросы, предусматри­вающие выбор из большого числа суждений, задают позже. В общем случае анкету завершает «паспортичка».

Близкие по содержанию вопросы группируют в блоки.

Оформление анкетытребует серьезного внимания. В частности, строчные буквы целесообразно использовать для во­просов, прописные – для ответов. Коды, идентифицирую­щие ответы, лучше всего поместить слева от градаций. Жела­тельно предусмотреть переходы, вводящие опрашиваемого в новый тематический блок и подсказывающие смену конструкции, формы вопросов, использовать визуальные средства (стрелки, указатели, пробелы), помогающие респонденту не сбиться с направления «движения», заданного исследовате­лем. Не допускается перенос части вопроса со страницы на страницу.

При оформлении анкеты рекомендуется использовать раз­личные шрифты, придумать для нее привлекательное, броское название. Формат по возможности выбирается такой, чтобы респонденту не пришлось складывать анкету при отправке.

На последней странице обычно помещают обращение к респонденту с предложением дать какие-либо дополнитель­ные комментарии по теме опроса и выражением благодарно­сти за участие в исследовании.

Существует некоторая отрицательная связь между объемом (длиной) анкет и уровнем их возврата. Тем не менее иногда, чтобы усилить интерес опрашиваемого к анкете, вводят ряд дополнительных вопросов, а не сокращают ее.

Некоторые считают, что высокий возврат при проведении почтового опроса достигается лишь в достаточно однородных социальных или демографических группах. В действительно­сти заочная форма анкетирования успешно применяется при массовых обследованиях общественного мнения, когда выбо­рочная совокупность включает представителей всех слоев на­селения.

На численность выборочной совокупности, используемой при почтовом опросе, обычно не накладывается каких-либо ограничений. Она определяется целями исследования, мате­риальными и организационными возможностями исследова­тельского коллектива. Этот метод не рекомендуется приме­нять при изучении достаточно замкнутых совокупностей, где велика вероятность контактов потенциальных респондентов. Так, если почтовые анкеты разослать членам небольшого тру­дового коллектива или жителям деревни, то, несомненно, этот факт вскоре станет предметом обсуждения между ними и ответы на вопросы анкеты, как и само участие в почтовом оп­росе, окажутся в некоторой степени итогом коллективного мнения.

Минимальное число рассылаемых анкет – 400. В этом слу­чае высока вероятность получения 250–300 анкет для после­дующей обработки и анализа.

Адреса потенциальных респондентов при опросе населе­ния можно извлечь из списков избирателей, из домовых книг, телефонных, коммерческих справочников. Если изучается ау­дитория какой-либо газеты, журнала, адреса подписчиков оп­ределяются по картотекам почтовых отделений. Почтовый оп­рос применим и при исследовании мнений трудящихся боль­ших коллективов. При этом выборка комплектуется на основе данных отделов кадров предприятия (учреждения).

Увеличение возврата почтовых анкет достигается за счет рассылки респондентам уведомлений (см. образец 1). Они на­правляются за 3–4 дня до отправления анкет и настраивают че­ловека на участие в опросе. В уведомлении указывают, каким образом исследователи получили адрес респондента (напри­мер, по списку избирателей, в адресной книге и т.д.), чему бу­дет посвящен опрос, какие цели ставят перед собой исследова­тели; подчеркивается важность участия данного респондента в опросе. Обычно высылка уведомлений повышает возврат ан­кет на 10–15 %.

Образец 1.

________________________________

УВЕДОМЛЕНИЕ

Уважаемый (уважаемая) _________________

Центр социального прогнозирования по инициативе редакции газеты «Коммер­сантъ» проводит социологическое исследование. Его цель – изучение читательской аудитории, более полный учет интересов подписчиков при подборе публикуемых в газете материалов.

Социологический опрос будет проведен по анкете, которую через несколько дней мы вышлем по Вашему адресу. Просим Вас принять участие в опросе.

Ваш адрес был выбран случайно из адресов пяти тысяч человек, обращавшихся в газету в прошлом году.

Заранее благодарим за участие в почтовом опросе.

С уважением...

____

Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высы­лаются другие документы. Среди них обязательно должно при­сутствовать сопроводительное письмо. Здесь, обращаясь к рес­понденту по фамилии или имени и отчеству, следует повторить просьбу об участии в почтовом опросе, подробно изложить це­ли исследования, подчеркнуть его практическую направлен­ность, обратить внимание потенциального респондента на анонимность анкеты (нужно или нет подписывать возвращае­мую анкету). Обязательно приводятся адрес и телефон иссле­довательской организации, что при необходимости позволит респонденту получить дополнительную информацию об ис­следовании, о правилах заполнения анкеты (см. образец 2).

Образец 2

____

Наши рекомендации