Глава 16 прощение иллозий
I. Подлинное сочувствие
1. Сочувствовать — вовсе не значит соучаствовать в страдании; именно это ты по-видимому отказываешься понимать. 2Эго толкует сочувствие как сопереживание, используя его в формировании особых отношений, где все партнеры — соучастники в страдании. Способность сопереживать весьма полезна для Святого Духа, но при условии, что ты Ему позволишь использовать ее по Его собственному усмотрению. 4Ведь путь Его совсем иной. 5Страдания не понимая Сам, желает Он, чтобы и ты учил: оно непонимаемо. Соотносясь через тебя с другим, Он не общается с его эго через твое. 7Он не соединяется в страдании, зная, что боль не исцелить иллюзорною попыткой к ней приобщиться и ее утешить, разделив иллюзию.
2. Прекрасным доказательством того, что соучастие в трактовке эго пагубно, может служить тот факт, что оно применимо лишь к узкому кругу проблем и лиц. 2Их эго выбирает и с ними соединяется. Однако оно поступает так всегда с одною целью — упрочить самое себя. Отождествляя себя с тем, что ему кажется понятным, эго видит в нем самое себя и увеличивается, разделяя себе подобное. 5Не обманись этим маневром; эго всегда сочувствует, чтобы ослабить, а ослабление — всегда атака. 6Тебе неведом смысл сочувствия. 73ато в одном ты можешь быть уверен: если ты молча сядешь подле страждущего, позволив Святому Духу прийти через тебя, твое сочувствие окажется куда сильнее и будет разрастаться в силе, а не в слабости.
3. Твоя задача — помнить об одном: ты в этих отношениях ничего не ищешь для себя. 2Ты выбрал им не вредить, не исцелять их на свой лад. 3Смысл исцеления тебе неведом. 4Все сведения о сочувствии почерпнуты тобой из прошлого. 5Но в прошлом нет ничего такого, что ты мог разделить, поскольку ничего из прошлого не хочешь сохранять. 6Не пользуйся сочувствием с тем, чтобы сделать прошлое реальным и так увековечить его. 7Попробуй мягко отступить, дай исцелению свершиться за тебя. 8Удерживай всего лишь одну мысль, не упускай ее из виду, каким бы сильным ни казалось искушение
судить любую ситуацию и обосновывать свою реакцию таким суждением. Сосредоточься только на одном:
10Я не один, и Гостю своему я прошлого навязывать не стану. 11Я пригласил Его, и вот — Он здесь. 12Мне ничего не нужно делать, лишь — не мешать.
4. Подлинное сочувствие исходит от Того, Кто знает, что оно такое. 2Его интерпретацию ты постигнешь, если позволишь Ему воспользоваться твоей потенциальной силой, а не слабостью. 3Он не покинет тебя; только ты сам не покидай Его. Скромность есть сила только в одном аспекте: принять и осознать тот факт, что ты не знаешь, значит принять и осознать тот факт, что знает Он. 5Ты не уверен в том, что Он исполнит Свою часть, поскольку ты никогда еще всецело не осуществил своей. 6Тебе неведомо, как реагировать на непонятное. 7Не нужно и пытаться; не поддавайся эго, склоняющему к сочувствию во имя триумфа его собственной славы.
5. Триумф слабости — совсем не то, что ты бы предложил своему брату. 2А между тем, только такой триумф ты признаешь. 3Это — не знание; форма же сочувствия, рождающая подобное, настолько искажена, что она связывает путами то, что призвана освободить. 4Неискупленные не могут искупать; у них, однако, есть Искупитель. 5Так не пытайся же Его учить. 6Ты — ученик, а Он — Учитель. 7Не путай свою роль с Его, поскольку эта путаница никогда и никому не принесет покоя. Отдай свое сочувствие Ему, ведь именно Его восприятие и Его силу ты разделяешь. 9Позволь Ему отдать тебе и восприятие Его, и силу, чтобы их разделить через тебя.
6. Смысл любви утрачен во всяких отношениях, где видят слабость и в ней надеются найти любовь. 2Могущество любви, которое и есть ее значение, заключено в Господней силе, над ней простертой, в безмолвии благословляющей ее и укрывающей целящими крылами. 3Позволь подобному свершиться, не подменяя его собственным "чудом". 4Я уже говорил, что если брат попросит тебя о чем-то безрассудном, просьбу его уважь. 5Только уверься, что это не повредит ему или тебе, ибо всё, что приносит вред одному, вредит другому. 6Глупые просьбы глупы лишь своею противоречивостью, поскольку в них всегда есть элемент особости. 7Только Святой Дух признает как глупые потребности, так и реальные. 8И Он тебя научит как удовлетворить те и другие, не потеряв ни тех, и ни других.
7. Ты попытаешься всё это сделать втайне. 2И будешь думать, что восполняя нужды одного, ты не подверг опасности другого, поскольку держишь их раздельно и в тайне друг от друга. 3Но это далеко не так, поскольку данный путь не поведет ни к истине, ни к жизни. 4Если все нужды ты предоставишь Тому, Чья функция есть их удовлетворение, то не останется неудовлетворенных нужд. 5Но это — Его функция, а не твоя. Он восполняет нужды не тайком, поскольку Он желает делиться всем, что ты отдашь через Него. 7Вот почему Он это отдает. 8Всё, что ты отдаешь через Него, принадлежит всему Сыновст-ву, а не какой-то его части. 9Оставь же Его функцию Ему, ибо Он выполнит ее, как только ты Его попросишь прийти в твои взаимоотношения и их благословить.
II. Сила святости
1. Ты, вероятно, всё еще считаешь святость недоступной для понимания, ибо не видишь, как ее продолжить, чтобы она в себя вобрала всех. 2Ведь уже говорилось: чтобы она была святою, в нее должны включаться все. 3Пусть тебя не заботит продолжение святости, поскольку ты не понимаешь природы чудес. 4Да и свершаешь их не ты. 5Именно их продолжение, превосходящее пределы твоего восприятия, и говорит о том, что не ты их творишь. 6Стоит ли беспокоиться о том, как чудеса продолжить ко всему Сыновству, если природа самого чуда не ясна тебе? 7Познать какое-либо свойство целого не труднее, чем всё целое. 8И если существуют чудеса, то все их свойства, будучи их частью, должны быть чудодейственны.
2. Существует тенденция: разбить целое на фрагменты, а после проникнуться заботой об истинности какой-то малой его части. 2Подобное — не что иное, как способ уйти или свернуть от целого к тому, что тебе кажется наиболее понятным. 3Иначе говоря, это еще одна попытка сохранить понимание для одного себя. 4Гораздо лучше и полезней мыслить о чудесах в таком разрезе: ты их не понимаешь ни полностью, ни частью. 5Одна-ко они вершились через тебя. 6И следовательно твое понимание не так уж важно. 7Но ведь по-прежнему недостижимо то, чего ты не понимаешь. 8Поэтому в тебе должно быть Нечто, что понимает.
3. Чудо не предстает естественным, поскольку вред, тобою причиненный разуму, сделал его настолько неестественным, что он уже не помнит, что для него естественно. 2Когда же тебе толкуют о естественном, ты не берешь этого в толк. Признать часть целым и целое увидеть в каждой части — вполне естественно, ибо так мыслит Бог, а что естественно для Бога, естественно и для тебя. 4Вполне естественное восприятие в миг показало бы тебе, что в чудесах немыслима градация по трудности, ибо она противоречит смыслу чудес. 5А будь тебе понятен смысл чудес, вряд ли их свойства вызвали бы такое замешательство.
4. Ты чудеса творил, но совершенно ясно, что ты творил их не один. 2Удача сопутствовала тебе всякий раз, когда ты потянулся к другому разуму, когда соединился с ним. 3Если два разума соединяются в один, одну идею равно разделяя, первое звено в цепи осознания Сыновства единым целым установлено. 4Поскольку в этом единении ты следовал советам Святого Духа и отдал сей союз в Его распоряжение, Его естественное восприятие дара позволило Ему твой дар понять, тебе же — использовать Его понимание себе во благо. 5Тебя не убедить в реальности достигнутого через твою готовность, покуда ты веришь, что должен понимать его реальность, в противном случае, оно нереально.
5. Как же довериться реальности, покуда все твои усилия направлены на то, чтоб сделать ее нереальной? 2Неужто безопасней поддерживать реальность иллюзий, нежели с благодарностью и радостью принять истину тем, что она есть? 3Почти же истину, которая тебе дана, и радуйся, что ты ее не понимаешь. 4Чудеса естественны для Того, Кто говорит за Бога. 5Ибо Его задача — перевести чудо в знание, олицетворяемое чудом, которое сокрыто от тебя. 6Пусть Его понимание чуда станет для тебя достаточным, не отворачивайся от свидетелей Его реальности, Им предоставленных тебе.
6. Никакие доводы не убедят тебя в подлинности того, чего ты не желаешь. 2А вместе с тем, твои взаимоотношения с Ним реальны. 3Прими же это с радостью, без страха. 4Тот, Кого ты позвал — с тобою. Приветствуй Его и почитай свидетелей, несущих тебе благовесть Его прихода. 6Как ты и опасался, признание Его означает отказ ото всего, что, как тебе казалось, ты знал. 7Но всё, что ты казалось знал, не было истинным. 8Чего же ради так цепляться за прошлое и отрицать доводы истины? 9Ты уже слишком близок к истине, чтобы теперь отречься от нее, и ты уступишь ее неодолимому влечению. 10Возможно,
еще помедлишь с этим, но уже недолго. 11Радушный Хозяин Божий к тебе воззвал, и ты Его услышал. 12Более никогда уже не согласишься ты не слушать вовсе.
7. Сей год — год радости, когда всё более и более ты вслушиваешься, и сообразно этому, тобой всё более завладевает покой. 2До твоего сознания доходят и сила святости, и немощь атаки. 3Всё это происходит в том самом разуме, который был убежден, что святость — это немощь, а атака — сила. 4Разве подобного чуда недостаточно, чтобы учить тебя: Учитель твой — не от тебя? 5Припомни также, что когда бы ты ни внял Его интерпретации, исход всегда был радостен. 6Разве же честно взглянув на результат своей интерпретации, ты предпочтешь ее? 7Господь желает тебе лучшей доли. 8Разве же ты не отнесешься с большим милосердием к тому, кого Бог возлюбил любовью совершенной?
8. Так не толкуй против Любви Господней, ведь пред тобою столько красноречивых ее свидетелей, что только тот, кто слеп и глух, способен их не видеть и не слышать. 2В этом году реши не отрицать того, что дал тебе Господь. 3Проснись и это раздели, приняв, ведь с этой целью Он и позвал тебя. 4Голос Его звучал предельно ясно, но ты не верил в то, что слышал, поскольку предпочел гораздо больше веры вложить в те бедствия, что создал сам. 5Давай же вместе решим сегодня принять благую весть о том, что нереальны бедствия, и что реальность не есть бедствие. Реальность и невредима, и цела, добра всецело ко всем и вся. 7Разве принять благую весть и ей возрадоваться — не станет высшим проявлением любви? 8Ведь только одного и просит у тебя любовь — чтоб ты был счастлив; всем, что для этого необходимо, она тебя одарит.
9. Ты никогда не задал и не задашь Святому Духу такой задачи, какую Он не разрешил бы для тебя. 2Пытаясь разрешить проблему сам, ты никогда не достигал успеха. 3Быть может, время сопоставить факты и сделать выводы? 4Год этот — год приложения подаренных тебе идей. 5Ибо идеи — могучая сила, которой нужно пользоваться, а не держать втуне. 6Идеи уже доказали свою силу в достаточной мере, чтобы вложить всю свою веру в них, а не в их отрицание. 7В этом году отдай всю свою веру истине и пусть она работает в покое. 8Поверь в Того, Кто верит полностью в тебя. 93адумайся о том, что ты, в действительности, видел и слышал; это признай. 10Разве ты одинок, имея подле себя таких свидетелей?