Раздел I. Методология и история социологии

Тема: «История классической западноевропейской социологической мысли»

1. Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.

2. Классики европейской социологической мысли. Э. Дюркгейм и М. Вебер: сравнительный анализ теоретических взглядов.

3. Психологическое направление в социологической теории: В. Вунд, Г. Лебон, Г. Тард.

Тема: «История социологической науки в России»

1. Возникновение социологии в России (60-е – первая половина 80-х гг. XIX в.):

а) субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский);

б) органицизм (П.Л. Лилиенфельд, А. И. Стронин), психологизм (Е.В. Де Роберти) и географическая школа (Л.И. Мечников);

в) историческая (В.О. Ключевский) и генетическая (М.М. Ковалевский) школы в социологии.

2. Этап теоретико-методологической критики в российской социологии (1880-1900-е гг.):

а) марксистская социология (Г.В. Плеханова, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве).

б) антипозитивистское направление (Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов, Л.И. Петражицкий).

3. Социологическая теория П.А. Сорокина.

4. Судьба социологической науки в СССР.

Раздел II. Макросоциология.

Тема: «Социальные институты. Стратификация и мобильность»

1. Социальные институты: структура, функции, типология.

2. Феномен социальной стратификации и его теоретическое объяснение.

3. Исторические модели стратификации.

4. Социальная мобильность: понятие, виды, механизмы.

Тема: «Социальные изменения»

1. Социальные изменения: понятие, формы, причины.

2. Стадиальные и циклические теории социальных изменений.

3. Понятие, критерии и противоречивость общественного прогресса.

Тема «Глобализация и мировая социальная система»

1. Понятие, структура и этапы формирования мировой социальной системы.

2. Глобализация: сущность процесса и формы его проявления (экономическая, политическая, культурная).

3.Последствия глобализации. Проблемы современного мирового сообщества.

Раздел III. Микросоциология.

Тема «Личность в системе общественных отношений»

1. Социологическое понимание человека. Социальные типы личности

2. Социализация индивида: механизмы, стадии, агенты

3. Теории личности: ролевая, психоаналитическая, поведенческая, деятельностная.

Тема «Социальные взаимодействия»

1. Понятие, структура, формы и виды социальных взаимодействий

2. Теории социального взаимодействия:

а) концепция социального обмена Дж. Хоманса;

б) символический интеракционизм Дж. Г. Мида;

в) концепция «управления впечатлениями» Э. Гофмана.

3. Социальные взаимодействия в малых группахи внутригрупповая динамика.

Тема «Социальный контроль и отклоняющееся поведение»

1. Социальные нормы: понятие, виды, функции. Социальный контроль: механизмы и формы контроля.

2. Отклоняющееся (девиантное) поведение: понятие, виды, влияние на общество.

3. Теории отклоняющегося (девиантного) поведения: биологические, психологические, социологические.

Раздел IV. Современное российское общество.

Тема: «Социальная структура и социальные процессы в современной России»

1. Социальные изменения в России с 1991 г.: становление новой социальной структуры

2. Проблема социального неравенства в России: тенденции 2000-х гг.

3. Социальная политика в современной России: основные направления деятельности.

Критерии оценки:

• оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он во время выступления с докладом / сообщением демонстрирует владение темой, способен излагать её доступным языком и иллюстрировать теоретические положения на конкретных примерах, а также аргументировать свою собственную позицию и отвечать на дополнительные вопросы преподавателя;

• оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он во время выступления с докладом / сообщением показывает высокий уровень знаний по теме и способен развернуто отвечать на дополнительные вопросы преподавателя;

• оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он во время выступления с докладом / сообщением демонстрирует приемлемый уровень проработки темы и логичность при её изложении, но не способен самостоятельно формулировать суждения по теме доклада и отвечать на большинство дополнительных вопросов преподавателя;

• оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он во время выступления с докладом / сообщением показывает поверхностное знание материала по теме, не раскрывает темы полностью, нелогично выстраивает её изложение и неспособен ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Составитель _______________________ А.М. Максимов

(подпись)

НОУ ВПО "Институт управления"

163060 г. Архангельск, ул. Урицкого 43; тел/факс (8182) 64-62-08; www.miuarh.ru; e-mail: [email protected];

Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 0942 от 05.02.2014 года (бессрочная)

Свидетельство о государственной аккредитации рег. № 0563 от 01.04.2013 г.(действует до 01.04.2019)

миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миумиу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу миу

кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Наши рекомендации