Глава 17 прощение и святые отношения
I. Привести фантазии к истине
1. Предательство Божьего Сына существует лишь в иллюзиях, а все его "грехи" — не более, чем плод его фантазии. Реальность Сына вечно безгреховна. 3Нуждается он не в прощении, а в пробуждении. 40н в грезах предал самого себя, своих собратьев, Бога своего. 5Но что содеяно во снах, в действительности не содеяно. 6В этом, однако, не убедить сновидца, поскольку сны и остаются снами, благодаря иллюзии реальности. 7Лишь пробуждение приносит полную от них свободу, ибо лишь с пробуждением становится понятно: иллюзии не затронули реальность, никоим образом ее не изменили. 8Фантазии изменяют реальность. 9В этом их цель. 10Им не под силу сделать это в действительности, но они могут изменить реальность в разуме, предпочитающем, чтобы она была иной.
2. И стало быть, страшит только твое желанье изменить реальность, поскольку ты уверен, что своим желанием достиг желаемого. 2Такая странная позиция в каком-то смысле свидетельствует о твоей силе. 3Но эту силу исказив, употребив ее "во зло", ты сделал ее нереальной. 4Нельзя служить двум господам, если их цели прямо противоположны. 5Ты истине отказываешь в том, чем пользуешься в своей фантазии. 6А отданное истине, чтобы служить тебе во благо, свободно от фантазий.
3. Настаивая на различии чудес по трудности, ты подразумеваешь, что есть такие вещи, которые ты предпочел бы скрыть от истины. 2Ты полагаешь, что истине они не по плечу, лишь потому, что ты их от нее скрываешь. 33начит неверие в силу, исцеляющую любую боль, приходит от твоего желания оставить за фантазией определенные аспекты реальности. 4Если б ты только осознал, как это сказывается на твоей оценке целого! 5Всё, что ты сохраняешь для себя, ты забираешь у Того, Кто мог тебя освободить. 6Покамест ты не отдашь всего обратно, твое понимание реальности неминуемо останется искаженным и неисправленным.
4. Покамест ты того желаешь, иллюзия степеней трудности в чудесах останется при тебе. 2Ибо ты сам учредил подобный порядок в реальности, отдав какую-то ее часть одному учителю, другую часть — другому. 3Теперь ты учишься справляться с одною частью истины одним путем, с другою частью — иным. 4Расчленить истину — значит ее разрушить, сведя к бессмыслице. 5Степени реальности — концепция, недоступная пониманию; воззрение на реальность, несовместимое с реальностью.
5. Ужели ты считаешь себя способным привести истину к фантазиям и с точки зрения иллюзий постигнуть ее смысл? 2В иллюзии истина не имеет смысла. 3Системою отсчета для нее должна являться она сама. 4Пытаясь привести истину к иллюзиям, ты тщишься превратить иллюзии в реальность и сохраняешь их, оправдывая свою веру в них. 5Но предоставить иллюзии истине — значит дать ей возможность учить, что иллюзии нереальны, тем самым обретая способность от них избавиться. 6Так не утаивай от истины ни единой мысли, иначе установишь степени реальности, которые закабалят тебя. 7В реальности нет степеней, поскольку в ней всё истинно.
6. Тогда отдай по доброй воле всё, что хранил от истины вдали, Тому, Кто знает истину, и в Ком всё к истине принесено. 2Спасение от разделения должно быть полным или его не будет вовсе. 3Пусть не заботит тебя ничто иное, кроме желания, чтобы спасение пришло. Оно осуществится Им, а не тобою. 5Но помни: когда ты беспокоен и потерял покой из-за того, что кто-то с помощью фантазий пытается решить свои проблемы, ты отказываешься простить себя за ту же самую попытку. 6И отстраняешь вас обоих от истины и от спасения. 7Как только ты его простишь, ты возместишь для истины всё то, в чем вы оба ей отказывали. 8И ты увидишь прощенье там, где подарил его.
II. Прощенный мир
1. Разве ты можешь вообразить, насколько восхитительными предстанут пред тобою все, кого ты простил? 2Подобной красоты тебе не доводилось видеть ни в одной фантазии. 3Ничто из видимого здесь, во сне иль наяву, с очарованием подобным несравнимо. 4И ничего не будет для тебя дороже и ценнее этого. 5Всё, что когда-то радостью переполняло сердце, не принесло тебе и доли счастья, которое подарит это виденье. 6Ибо увидишь ты Господня Сына. 7Узришь чарующую красоту, которую с любовью созерцает Дух Святой и за которую Он благодарен Своему Отцу. 8Он сотворен, чтоб видеть ее за тебя, покуда ты не научишься видеть всё это сам. 9И всё Его учение устремлено к тому, чтобы ты всё это увидел вместе с Ним и вместе с Ним воздал благодарение.
2. Подобное очарованье — не фантазия. 2Это реальный, чистый, новый и ослепительно сверкающий под солнцем мир. 33десь ничего не скрыто, ибо всё прощено, и нет фантазий, чтобы прятать истину. 4Мост между тем и этим миром столь мал и так легко преодолим, что ты не верил: он — место встречи двух, таких различных меж собой миров. Однако хоть и невелик сей мост, но он прочней всего, имеющего отношение к миру. 6Тот шаг, настолько малый, что ты его и не заметил вовсе, есть шаг из времени в вечность и от уродства к красоте, чарующей, не устающей изумлять своим совершенством.
3. И всё же этот шаг, самый малый из всех шагов — величайшее достижение в Господнем плане Искупления. 2Всё остальное постигается, и только это, целостное и совершенное, дано. 3Ни-кто, кроме Него, замыслившего спасение, не мог бы завершить его подобным образом. 4Достичь реального мира во всей его красе — вот цель твоей учебы. 5Фантазии упразднены; более никого и ничто они не связывают, и своим собственным прощеньем ты свободен видеть. Однако видишь ты лишь то, что создал сам, благословленное твоим же собственным прощением. 7И с этим окончательным благословением Божьего Сына самому себе, реальное восприятие, рожденное постигнутым им новым видением, своей достигло цели.
4. Звезды исчезнут в лоне света, и солнце, открывшее мир красоте, исчезнет. 2 Достигну в совершенства, лишится смысла восприятие, поскольку всё, необходимое в процессе обучения, лишится своей функции. 3Всё станет неизменным; не будет ни смещений, ни теней, различий или вариаций, способствующих восприятию. 4Восприятие реального мира будет таким недолгим, что ты едва успеешь поблагодарить за него Бога. 5Ибо Предвечный быстро сделает последний шаг, как только ты достигнешь реального мира, как только будешь к Нему готов.
5. Реальный мир достигнут просто полным прощением мира старого, на который ты ныне смотришь без прощения. 2Вели-кий Преобразователь восприятия с тобою вместе предпримет тщательный поиск в разуме, создавшем этот мир и обнажит перед тобой все твои мнимые причины его создания. 3В свете реальной причины, которую Он принесет, как только ты по-
следуешь за Ним, Он покажет тебе, что у тебя для этого нет никаких причин. 4Какой бы сферы ни коснулась Его причина, красою оживает всё, и всё, что виделось уродливым во мраке беспричинности, вдруг неожиданно высвобождается для красоты. 5И даже созданное Сыном Божьим в бреду безумия не может не иметь той скрытой искры, которую высвобождает доброта.
6. Вся эта красота поднимется, чтобы благословить твой взор, как только ты на мир посмотришь взглядом всепрощения. 2Ибо прощение буквально преображает виденье; оно дает воз» можность увидеть реальный мир, в безмолвии и покое протянувшийся к тебе через хаос, и изымает все иллюзии, искажавшие восприятие, фиксируя его на прошлом. 3Опавший лист становится предметом удивления, былинка — знаком совершенства Божьего.
7. А из прощенного мира Господень Сын с легкостью вознесен в свой дом. 2Теперь он знает, что там он вечно пребывал в покое. 3Даже спасенье обратится в сон, покинув разум Сына; 4Ибо спасение — кончина снов и с их кончиною оно теряет смысл. 5Кому из пробудившихся в Раю может присниться, что он когда-либо нуждался в спасении?
8. Как велико твое желание спастись? 2Спасение тебе подарит реальный мир, в трепетной готовности ожидающий быть отданным тебе. 3Желание Святого Духа отдать тебе всё это столь велико, что даже не желая ждать, Он ждет в долготерпении. Ответь же на Его терпение нетерпимостью к любой задержке на пути к Нему. 5Ликуя, выйди Избавителю навстречу и Ним, в доверии, пойди из мира этого в реальный мир прощения и красоты.
III. Тени прошлого
1. Прощать — значит просто помнить мысли, исполненные любви, которые когда-то ты дарил или которые тебе дарили. 2Всё остальное нужно позабыть. 3Прощение есть избирательная память, не обусловленная твоим выбором. 4Ведь призрачные лики, которые ты желал увековечить, — "враги" реальности. 5С готовностью прости Божьего Сына за то, чего он не совершал. 6Те призрачные образы ты взял с собой в свидетели его деяний, которых он не совершал. 7Раз ты привел их, ты их будешь слушать. 8Сам же их выбрав, ты не понимаешь, каким путем они попали в разум твой и какова их цель. 9Они собою олицетворяют зло, которое, как ты считаешь, причинено тебе. 10Ты их с собой привел с одною целью: злом отплатить за зло, надеясь, что их свидетельство позволит обвинить другого, не причинив вреда себе. 11Они так явно свидетельствуют в пользу разделения, что показаний их не слышит тот, кто не заинтересован в сохранении разделения. 12Они тебе подсказывают "мотивы" вступления в порочные союзы для поддержания целей эго и превращают твои взаимоотношения в свидетелей его могущества.
2. Именно эти призрачные лики делают эго святым в твоих глазах и учат, что твои деяния на благо сохранения его и есть любовь. 2Призраки вечно зовут к отмщению, и отношения, в которые они вступают, безумны полностью. 3Цель этих отношений, всех без исключения, исключить истину и о другом, и о тебе. 4Вот почему ты превращаешь обоих в рабов возмездия и видишь то, чего в вас нет. 5Вот почему всё, связанное с прошлыми обидами, тебя влечет и вроде бы вершится под эгидою любви, какими бы искаженными ни были твои ассоциации с прошлым. 6И наконец, вот почему подобные отношения становятся попыткой создания союза через тело: лишь в теле можно увидеть орудие возмездия. 7Что Тело, бесспорно, в центре всех порочных отношений. 8Тому тебя учил твой личный опыт. 9Но ты еще мог не понять всех мотивов, способствующих образованию порочных отношений. 10Ибо порок, как, впрочем, и святость, стремится укрепить себя, собрав вокруг себя всё, что воспринимает себе подобным.
3. В порочных отношениях предпринимается попытка союза даже не с телом другого, а с телами тех, кого там нет. 2Ведь даже тело партнера, уже значительно ограничившее твое восприятие его, вовсе не в фокусе твоего внимания как таковое, т.е. во всей его полноте. 3Только пригодное для фантазии отмщения, имеющее непосредственное отношение к тем, кому действительно желают отомстить, вычленяется и отделяется как ценная, единственно достойная внимания часть. 4Каждый шаг к созданию, поддержанию, затем к расколу порочных отношений, есть шаг к дальнейшей фрагментации и ирреальности. 5Всё многочисленнее призрачные лики, а тот, в ком будто бы они живут, становится всё менее и менее значимым.
4. Время и вправду неблагосклонно к порочным отношениям. 2Ибо оно столь же безжалостно во власти эго, сколь благостно в руках добра. 3Влечение к порочным отношениям слабеет и
начинает вызывать сомнения почти в самом начале. 4С созданием их неминуемо являются сомнения, поскольку цель подобных отношений недостижима. 5Их "идеалом" становятся взаимоотношения, в которых реальность другого лица сбрасывается со счетов, дабы "не портить" сна. 6Чем меньше доля другого в отношениях, тем "лучше" отношения. 7Таким образом, попытка заключить союз становится орудием исключения из него даже того, с кем предполагался союз. 8Ибо он создавался с целью исключить из него партнера и слиться с фантазиями в нескончаемом "блаженстве".
5. Но как же удается Святому Духу внести свою интерпретацию тела как средства взаимосвязи в такие отношения, единственная цель которых — разъединение с реальностью? 2Сутъ самого прощения дает Ему подобную возможность. 3Если забыто всё, за исключением мыслей, исполненных любви, то остающееся — вечно. 4Преобразившееся прошлое становится подобным настоящему. 5Более нет конфликта между прошлым и сейчас. 6И эта непрерывность продолжает настоящее и увеличивает его реальность и ценность в твоем восприятии. 7В этих наполненных любовью мыслях есть искра красоты, сокрытая в уродстве порочных отношений, где памятна лишь ненависть; но возгорится искра, как только отношения отданы Тому, Кто им дарует жизнь и красоту. 8Вот почему предметом Искупленья стало прошлое: оно — источник разделения, именно в нем и нужно с разделением покончить. 9Исправить разделение необходимо там, где оно создано.
6. Эго стремится "разрешить" свои проблемы не в их истоке, не там, где они родились. 2Так оно ищет гарантии их неразрешимости. 3Святой же Дух стремится Свое решение сделать окончательным и совершенным, поэтому Он ищет и находит корень проблемы там, где она есть, и там же ее искореняет. 4И с каждым Его шагом всё более устраняется разделение и близится союз. 5Святого Духа не смутить любым "мотивом" разделения. 6Всё, что Он видит в разделении, это необходимость с ним покончить. 7Пусть же Он обнаружит искру красоты, сокрытую в твоих взаимоотношениях, пусть Он покажет ее тебе. 8Ее пленительность тебя обворожит, и более ты никогда не пожелаешь утратить ее из виду. 9И ты позволишь этой искре преобразить свои взаимоотношения, чтобы всё чаще любоваться ею. 10Желая ее более и более, ты уже не позволишь ей таиться от тебя. ПИ ты научишься искать и создавать условия, в которых можно видеть эту красоту.
7. Всё это ты проделаешь охотно, если позволишь Ему нести перед тобой искру, чтобы она очистила и высветила путь. 2Господень Сын — един. 3Кого Бог сочетал, эго "да не разлучает". 4Искра святости останется сохранной во всех взаимоотношениях, в какие бы глубины ее ни прятать. 5Ибо Творец единственных взаимоотношений не оставил без Себя ни одной их части. 6Лишь эту часть взаимоотношений и видит Святой Дух, ибо одну ее Он знает истинной. 7Ты сделал отношения нереальными, а потому — порочными, увидев их там, где их нет, и тем, чем они быть не могут. 8Отдай же прошлое Тому, кто переменит за тебя твой взгляд на прошлое. 9Но прежде убедись, что в полной мере понимаешь, символом чего ты сделал прошлое и почему.
8. Прошлое становится оправданием для длительного порочного союза с эго против настоящего. 2Ведь настоящее и есть прощение. Следовательно, отношения, диктуемые порочным союзом, не воспринимаются и не переживаются сейчас. 4Однако в оценке смысла настоящего критерием служит иллюзия прошлого, в которой оставлены лишь элементы, угодные цели порочного союза; всему же остальному разрешено уйти. 5Но в том, чему позволено уйти, осталась вся истина, которую прошлое могло бы предложить настоящему в качестве свидетельства его реальности. Оставшееся же подтверждает только реальность снов.
9. От тебя всё еще зависит, соединиться ли с иллюзией или с истиной. 2Но помни: выбор одного является отказом от другого. 3Тобою выбранное ты наделишь реальностью и красотой, поскольку выбор твой зависит от того, что для тебя ценнее. 4Искра очарования или завеса скверны, реальный мир или мир страха и вины, истина или заблуждение, свобода или рабство — всё тот же выбор. 5Ибо нет выбора иного, кроме как между Господом и эго. 6Системы мышления либо истинны, либо ложны, и все их атрибуты просто рождаются из их сути. 7Подлинны только Господни Помыслы.8 И всё, что ими рождено, исходит из их сути и столь же истинно, как сам Святой Источник, из коего они пришли.
10. Мой брат святой, я мог бы прийти во все твои взаимоотношения, шагнув между тобою и твоими фантазиями. 2Пусть наши отношения станут для тебя реальными, позволь мне привнести реальность в твое восприятие твоих братьев. 3Они сотворены не для того, чтоб через них ты мог себе вредить. 4Они сотворены, чтобы творить с тобою заодно. 5Вот истина,
которую я помещу между тобою и твоею безумной целью. 6Со мной не разлучайся и цели Искупления святой не дай исчезнуть в грезах о реванше. 7Из отношений, которые лелеют такие сны, я исключен. 8Дай мне прийти во имя Божье и принести покой, чтобы ты мог мне предложить его.
IV. Две картины
1. Бог учредил Свои взаимоотношения с тобой ради единой цели — сделать тебя счастливым, и никакие твои действия, да разделяющие эту цель, не могут быть реальными. 2Цель, Пхх подом определенная чему-то, и есть того единственная функ^ ция. 3Согласно Его причине сотворения взаимоотношений с тобою, их вечной функцией становится "приносить счастье". 4Й< только это. Осуществляя такую функцию, ты со своими тво-i рениями связан так же, как со Своими — Бог. 6Ибо всё Богом> сотворенное со счастьем неразлучно, и подобно своему Творцу,; стремится это счастье продолжить. 7А то, что не служит осуществлению этой функции, не реально.
2. В сем мире нельзя творить. 2Но осчастливить можно. 3Я повторял неоднократно, что Дух Святой не станет лишать» тебя твоих особых отношений, Он их преобразит. 4То есть, Он возвратит им функцию, назначенную Богом. 5Функция, которую ты им определил, явно не сделала их счастливыми. 6Святые отношения, однако, разделяют Божью цель, а не стремятся3 к ее подмене. 7Любые особые отношения, созданные тобою, — это подмена Божьей Воли; они возвеличивают твою собственную волю вместо Его, благодаря иллюзии отличия твоей воли от Его.
3. Но даже и в этом мире ты создал весьма реальные взаимоотношения. Однако ты их не узнаёшь, поскольку сделал их подмены столь доминирующими, что когда истина тебя зовет (а истина к тебе взывает постоянно), ты отвечаешь их подменой. 3Любые тобою созданные особые отношения по замыслу должны заполонить твой разум настолько, что зов истины становится неразличим.
4. В каком-то смысле, особые отношения были ответом эго на сотворение Святого Духа, который явился Божьим Ответом на разделение. 2Ибо при том, что эго не понимало сути сотворенного, оно восприняло в нем угрозу для себя. 3Вся система защитных механизмов, развернутая эго для защиты разделе-
ния от Святого Духа, была ответом эго на дар, которым Бог благословил разделение и этим благословением даровал возможность исцелить его. 4В этом благословении — вся правда обо всем. 5Правда же в том, что Дух Святой с тобою в тесных отношениях, поскольку в Нем восстановлены для тебя твои отношения с Богом, взаимоотношения с Ним никогда не прерывались, поскольку с самого начала разделения ни с кем не разлучался Дух Святой. 7Через него все твои святые отношения заботливо сохранены, чтобы служить Господней цели для тебя.
5. Эго на редкость бдительно к угрозе, и та часть разума, что приютила эго, горит желанием сохранить свой здравый смысл, каким она видит его. Она не понимает, что полностью безумна. 3Тебе же следует понять, что это значит, если твое желание — восстановление здравомыслия. 4Безумные защищают свою систему мышления, но делают это безумно. 5Все их защитные механизмы безумны в той же мере, в какой безумно всё, что они призваны защищать. 6Нет такой сферы разделения, такого его свойства или "мотива", которые бы не были безумны. 7Его "защита" есть его же часть, она столь же безумна, как и всё целое. 8И следовательно особые отношения, как главная защита разделения, должны быть полностью безумны.
6. Теперь не трудно понять, что система мышления, на страже которой стоят особые отношения, — бредовая система. 2Ты признаёшь, по крайней мере в общих чертах, что эго безрассудно. Особые же отношения всё еще кажутся тебе чем-то "иным". 4И это несмотря на то, что мы их рассмотрели пристальнее, нежели многие другие аспекты в системе мышления эго, от коих ты уже согласен отказаться. Однако покуда остается этот аспект, ты не отпустишь остальные. 6Ведь он ничем не отличается от остальных. Оставь один этот аспект — и ты оставил себе всё целое.
7. Чрезвычайно важно понять, что все защитные механизмы создают то, что будут защищать. 2Секрет их эффективности довольно прост: защита предлагает то, что защищает. 3То, что они защищают, помещено на верное хранение в них самих, и начиная действовать, они его тебе приносят. 4Каждая защита оперирует преподнесением даров, и каждый дар, как правило, есть миниатюрная копия той системы мышления, которая и охраняется защитой, оправленная в золотую раму. 5Рама весьма искусной работы, тонкой резьбы, усыпана драгоценными камнями и тщательно отполирована. Она должна быть ценной сама по себе и отвлекать твое внимание от обрамляемого ею. 7Но раму без картины получить нельзя. 83ащитные же механизмы действуют таким образом, чтобы уверить тебя в обратном.
8. Особые отношения имеют самое впечатляющее и самое обманчивое обрамление из всех защитных механизмов, используемых эго. 2Его мыслительная система здесь помещается в тяжелую и столь искусно выполненную раму, что сама картина блекнет на фоне этого громоздкого сооружения. 3В раму вплетены разного рода причудливые и фрагментарные иллюзии любви, перемежающиеся со снами жертвенности и самовозвеличения и перевитые позолоченными нитями саморазрушения. 4Блеск крови отливает рубинами, а слезы, отшлифованные под бриллианты, сверкают гранями при тусклом свете, в котором преподносится подарок.
9. Всмотрись в картину. 2Пусть рама не отвлекает твоего внимания. 3Сей дар тебе предложен как проклятье и если ты примешь его, то посчитаешь, что и в самом деле проклят. 4Ведь раму без картины не получить. 5Но ценной ты считаешь только раму, поскольку не усматриваешь в ней конфликта. 6Одна-ко рама — лишь обертка самого подарка, который и есть конфликт. 7Рама — не дар. 8Не обманись поверхностными аспектами этой системы мышления, ибо подобные аспекты со-держат в себе целое, вполне законченное в каждом аспекте. 9Смерть затаилась в сем блистающем подарке. 10Пусть не задержится твой взгляд на завораживающем блеске рамы, вглядись в картину и пойми, что предлагается тебе лишь смерть.
10. Вот почему святое мгновение так важно для защиты истины. 2Сама по себе истина не нуждается в защите, зато тебе нужна защита против приятия тобою дара смерти. 3Когда ты, сам будучи истиной, приемлешь столь опасную для истины идею, ты угрожаешь ей гибелью. 4И ныне тебе нужна защита, чтобы осталась целокупной истина. 5Могущество Небес, Любовь Господня, слезы Христа и благость Его вечного Духа спешат защитить тебя от твоей собственной атаки. 6Ведь будучи Их частью, ты нападаешь и на Них, и следовательно Им нужно тебя спасти, поскольку Они любят Самих Себя.
11. Святое мгновение — это миниатюрная копия Рая, посланная тебе из Рая. 2И оно тоже — картина, оправленная в раму. 3Но если ты примешь этот дар, то вовсе не увидишь рамы, ибо условием его приятия является твое согласие сосредоточить всё внимание на картине. 4Святое мгновенье — это вечность в
миниатюре. 5Это картина вневременья, оправленная в раму времени. 6Сосредоточив всё внимание на картине, ты осознаешь, что только рама и заставляла тебя думать, будто это была картина. 7Без рамы же картина видится тем, что на ней изображено. 8Подобно тому, как вся система мышления эго отражена в его подарке, все Небеса заключены в этом мгновении, одолженном у вечности и помещенном для тебя во времени.
12. Тебе предложены два дара. 2И каждый из них целен, его нельзя принять частично. 3Каждый из них — картина всего, что может стать твоим, по-разному увиденная. 4Их ценность не сопоставить, сравнивая картину с рамой. 5Сравнению подлежат только картины, в противном случае оно теряет смысл. 6Не забывай, что дар — сама картина. 7Только на этом основании ты волен выбирать. 8Всмотрись в картины.9В каждую из них. 10Одна из них совсем ничтожна и едва различима в тени тяжелой, чудовищно несоразмерной рамы. 11Другая — в легкой раме, на свету, ласкающая глаз тем, что она есть.
13. Ты, столь усердно пытавшийся и всё еще пытающийся втиснуть лучшую картину в несообразную с ней раму и таким образом совместить несовместимое, прими и возрадуйся следующему: каждой картине в совершенстве подобает ее рама. 2Одна картина оправлена с расчетом быть расплывчатой и незаметной. 3Другая — с тем, чтобы быть предельно ясной. 4Картина тьмы и смерти становится всё менее убедительной, освобождаемая, наконец, от обрамления. 5Как только каждый бессмысленный камень, казалось, переливавшийся во тьме, открыт сияющему свету, он вдруг становится безжизненным и тусклым и не способным отвлечь внимание от картины. 6А ты наконец способен разглядеть картину и осознать, что без защиты рамы, она — бессмысленна.
14. Другая же картина — в легкой раме, ведь время не способно вместить вечность. 2Ничто не отвлекает здесь внимания. 3Картина вечности и Рая становится всё убедительней по мере того, как ты всматриваешься в нее. 4Теперь, в действительном сравнении и происходит окончательное преображение картин. 5Каждой отведено ей подобающее место, когда обе увидены в сравнении друг с другом. 6Мрачная картина, вынесенная к свету, более не страшит, а факт, что это — всего лишь навсего картина, становится в итоге очевидным. 7Увиденное ты принимаешь тем, что оно есть: картиной, показавшейся тебе реальностью, — и только. 8Ибо за этой картиной ты не увидишь ничего.
15. Картина света, по явному и безошибочному контрасту, преображается в то, что превосходит саму картину. 2К ней приглядевшись, понимаешь, что это не картина, а сама реальность. 3Это — не фигуральное отображение мыслительной системы, но сама Мысль. 4То, что она отображает, всё там есть. 5Рама незримо исчезает, и Бог приходит в твою память и предлагает всё творение в обмен на твою жалкую картину, лишенную какого-либо смысла.
16. По мере восхождения Бога к Своему законному месту и твоего восхождения — к своему, ты снова переживаешь смысл взаимоотношений и знаешь его подлинность. 2В покое, взойдем же вместе к нашему Отцу, возвысив Его в наших мыслях. 3Мы всё приобретем, отдав Ему и силу, и славу, и не питая никаких иллюзий по поводу того, где они есть. 4Они — в нас через Его восхождение. 5Всё, что Он отдает, — Его. Оно сияет в каждой Его частице как в целом. 7Вся реальность твоих взаимоотношений с Ним заключена в наших взаимоотношениях друг с другом. 8Святое мгновение сияет одинаково для всех отношений, поскольку в нем они едины. 9Ибо здесь — только исцеление, уже свершившееся и совершенное. 10Ведь здесь — Господь, а там, где Он, возможно только совершенное и целокупное.