Тема 1. социология как наука

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Социология» включена в цикл дисциплин базовой части.

Цели преподавания дисциплины «Социология»:

- дать целостное представление об обществе, проблемах и закономерностях его функционирования и развития как социальной системы;

- вооружить студента методологией, методикой и техникой социологических исследований;

- развить практические навыки и умения в области социологического анализа конкретных проблем и ситуаций профессиональной деятельности.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

- ОК-1 -знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

- ОК-2 -знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

- ОК-7- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- ОК-11- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- историю и этапы становления и развития социологии как науки, структуру социологического знания, социологический подход к изучению общества и его социоструктурных образований; основные концепции стратификации, социальной мобильности;

Уметь:

- понимать потребности общества и возможности социокультурного знания в решении возникающих социальных проблем;

- давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;

Владеть:

- понятийным аппаратом современной социологии и способами самостоятельной работы с социологической литературой;

- методами социологического анализа социальных явлений и процессов;

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Термин социологияпроисходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Объектомлюбой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социальногоможно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметомнауки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология - это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная(познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая– данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная– социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная– теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая– на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая– социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирования своей позиции;

7) гуманитарная– социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод– это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследование социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории. Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости (недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов). Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.). Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Наши рекомендации