Тема 3. Социология Огюста Конта
Формы контроля знаний студентов
Й – 2-й годы обучения (разделы 1 и 2)
Тип контроля | Форма контроля | 1 год | 2 год | Параметры ** | ||||||
Текущий (неделя) | Контрольная работа | * | * | Письменная контрольная работа в форме теста – от 15 минут (для 20 тестовых вопросов) до 20 минут (для 30 тестовых вопросов); 60 минут для контрольной в форме развернутого тестирования. | ||||||
Эссе | * | * | * | От 15 до 18 тыс. знаков (5-7 стр.) | ||||||
Промежуточный | Экзамен | * | Устное собеседование по материалу раздела 1 дисциплины; или письменный экзамен с использованием билетов (60 минут) или тестовых заданий (30 минут). | |||||||
Экзамен | * | Устное собеседование по материалу раздела 2 дисциплины; или письменный экзамен с использованием билетов (60 минут) или тестовых заданий (30 минут). | ||||||||
Промежуточный | Экзамен | * | Устное собеседование по материалу дисциплины; или письменный экзамен с использованием билетов (60 минут) или тестовых заданий (40 минут). |
Й год обучения (раздел III)
Тип контроля | Форма контроля | |||
модуль | Параметры | |||
Текущий | ||||
Работа на семинарах | активность студентов в дискуссиях, подготовка устных докладов по темам курса и по первоисточникам, адекватность задаваемых студентом вопросов проблематике курса, участие в коллективной работе с первоисточниками | |||
Домашнее зада- | * | * | Письменные работы продолжительностью 60 минут; каждая контрольная включает два содержательных вопроса по материалу курса. | |
ние | ||||
Текущий | Реферат | * | 6-10 тыс. Знаков с проб. По установленной форме | |
Итоговый | Экзамен | * | Собеседование по всему материалу курса |
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Тема 1. История социологии как область знания.
Что изучает социология? Критерии социологического знания. Что объединяет социологию с другими науками, в том числе естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе.
Школы, направления, ориентации социологической мысли. Парадигмы в истории социологии. Научные революции. Инновации и традиции в истории социологии. Социологическая классика. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов; социальная технология.
Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания.
История науки как ее биография и коллективная память. Значение для социологии ее истории.
Основная литература:
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1997. Лекция первая.
История социологии XIX – первой половины ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. М., 2004. С. 32-46.
Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе.
Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состоянии человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской мысли до ХIХ века.
Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества. Ее значение для возникновения социологии и последующая эволюция.
Формирование идеи общественного прогресса. Четыре теории, оценивающие направленность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика.
Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. «Политическая арифметика». Социология как «социальная физика» и «социальная физиология».
Когда и где начинается социология?
Основная литература:
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1997. Лекция вторая.
История социологии XIX – первой половины ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. М., 2004. С. 32-46.
Тема 3. Социология Огюста Конта.
Этапы жизни и творчества. Три периода в творчестве Конта. Идейные истоки его социологии. Позитивизм как обоснование науки. Классификация наук. Закон трех стадий.
Социология как наука и мировоззрение. Объект социологии. Метод. «Объективная» и «субъективная» социология. Социальная статика и социальная динамика. Проблемы порядка и прогресса. Органицистская метафора в социологии Конта.
От «объективного» метода – к «субъективному», от науки – к социальной утопии и обоснованию Религии Человечества. Социология и «позитивная политика».
Место Конта в истории социологии.
Основная литература:
Конт О. Дух позитивной философии // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 7-93.
Конт О. Курс положительной философии // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 94-119.
Конт О. Общий обзор позитивизма // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 120-179.
Дополнительная литература:
Конт О. Система позитивной политики // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 180-242.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1997. Лекция третья.
История социологии XIX – первой половины ХХ века. М., 2004. С. 47-78.
История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 20-36. История теоретической социологии. Т. 1. М., 1997. С. 64-139.