Тема 3. Социология Огюста Конта

Формы контроля знаний студентов

Й – 2-й годы обучения (разделы 1 и 2)

Тип контроля Форма контроля 1 год 2 год Параметры **
Текущий (неделя) Контрольная работа   *   *         Письменная контрольная работа в форме теста – от 15 минут (для 20 тестовых вопросов) до 20 минут (для 30 тестовых вопросов); 60 минут для контрольной в форме развернутого тестирования.
Эссе   *   * *       От 15 до 18 тыс. знаков (5-7 стр.)
Промежуточный Экзамен   *             Устное собеседование по материалу раздела 1 дисциплины; или письменный экзамен с использованием билетов (60 минут) или тестовых заданий (30 минут).
Экзамен       *         Устное собеседование по материалу раздела 2 дисциплины; или письменный экзамен с использованием билетов (60 минут) или тестовых заданий (30 минут).
Промежуточный Экзамен           *       Устное собеседование по материалу дисциплины; или письменный экзамен с использованием билетов (60 минут) или тестовых заданий (40 минут).

Й год обучения (раздел III)

Тип контроля Форма контроля  
модуль Параметры
 
Текущий          
Работа на семинарах     активность студентов в дискуссиях, подготовка устных докладов по темам курса и по первоисточникам, адекватность задаваемых студентом вопросов проблематике курса, участие в коллективной работе с первоисточниками
Домашнее зада- * * Письменные работы продолжительностью 60 минут; каждая контрольная включает два содержательных вопроса по материалу курса.
  ние      
Текущий Реферат   * 6-10 тыс. Знаков с проб. По установленной форме  
Итоговый Экзамен     * Собеседование по всему материалу курса

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Тема 1. История социологии как область знания.

Что изучает социология? Критерии социологического знания. Что объединяет социологию с другими науками, в том числе естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе.

Школы, направления, ориентации социологической мысли. Парадигмы в истории социологии. Научные революции. Инновации и традиции в истории социологии. Социологическая классика. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов; социальная технология.

Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания.

История науки как ее биография и коллективная память. Значение для социологии ее истории.

Основная литература:

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1997. Лекция первая.

История социологии XIX – первой половины ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. М., 2004. С. 32-46.

Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе.

Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состоянии человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской мысли до ХIХ века.

Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества. Ее значение для возникновения социологии и последующая эволюция.

Формирование идеи общественного прогресса. Четыре теории, оценивающие направленность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика.

Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. «Политическая арифметика». Социология как «социальная физика» и «социальная физиология».

Когда и где начинается социология?

Основная литература:

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1997. Лекция вторая.

История социологии XIX – первой половины ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. М., 2004. С. 32-46.

Тема 3. Социология Огюста Конта.

Этапы жизни и творчества. Три периода в творчестве Конта. Идейные истоки его социологии. Позитивизм как обоснование науки. Классификация наук. Закон трех стадий.

Социология как наука и мировоззрение. Объект социологии. Метод. «Объективная» и «субъективная» социология. Социальная статика и социальная динамика. Проблемы порядка и прогресса. Органицистская метафора в социологии Конта.

От «объективного» метода – к «субъективному», от науки – к социальной утопии и обоснованию Религии Человечества. Социология и «позитивная политика».

Место Конта в истории социологии.

Основная литература:

Конт О. Дух позитивной философии // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 7-93.

Конт О. Курс положительной философии // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 94-119.

Конт О. Общий обзор позитивизма // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 120-179.

Дополнительная литература:

Конт О. Система позитивной политики // Западноевропейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 180-242.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1997. Лекция третья.

История социологии XIX – первой половины ХХ века. М., 2004. С. 47-78.

История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 20-36. История теоретической социологии. Т. 1. М., 1997. С. 64-139.

Наши рекомендации