Перечень вопросов для самоподготовки
1. Каковы социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки?
2. Почему О. Конта можно назвать родоначальником социологии? В чем его вклад в становление и развитие социологической мысли?
3. Почему М. Вебера считают одним из крупнейших социологов всех времен и народов? Какие теории М. Вебера вам известны?
4. Каково значение социологического творчества Э. Дюркгейма?
5. Охарактеризуйте этапы становления социологической мысли в 19 – начале 20 веков.
6. Почему проблема глобализации стала одной из самых актуальных в современном мире? Как это явление трактуется в социологии?
7. Что такое социальная стратификация? Как соотносится социальная структура и социальная стратификация?
8. Каковы тенденции изменения стратификационной картины в настоящее время?
9. Что такое социальная мобильность? Какие типы социальной мобильности вы знаете?
10. Что представляет собой структура социальной группы?
11. Какие классификации социальных групп чаще всего встречаются в литературе?
12. Формирование социологии как науки.
13. Специфика объекта и предмета социологии.
14. Н. Макиавелли «Государь».
15. Основные социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и другие.
16. Место социологии в системе социальных наук.
17. Взаимосвязь социологии с философией, историей, психологией, экономикой, политологией и другими науками.
18. Социологическая теория и ее основные уровни.
19. Общая теория, специальные и отраслевые социологические теории.
20. Функции социологии.
21. Методологическая, познавательная, описательная, общекультурная и другие функции социологии.
22. Место социологии в обществе.
23. Понятие культуры.
24. Культура и система норм.
25. Понятие «ценности» и «социальные нормы». Социальные санкции.
26. Формы проявления культуры в жизни человека.
27. Этноцентризм и культурные релятивизм.
28. Структура культуры.
29. Субкультура и контркультуры.
30. Культурное многообразие.
31. Формирование социологии как науки.
32. Специфика объекта и предмета социологии.
33. Понятие социального. Основные социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и другие.
34. Место социологии в системе социальных наук.
35. Взаимосвязь социологии с философией, историей, психологией, экономикой, политологией и другими науками.
36. Социологическая теория и ее основные уровни.
37. Общая теория, специальные и отраслевые социологические теории.
38. Функции социологии. Методологическая, познавательная, описательная, общекультурная и другие функции социологии.
39. Место социологии в обществе.
40. Социологическая перспектива.
41. Социологическое воображение.
42. Основные направления современных исследований.
43. Социальные характеристики аграрного общества.
44. Особенности социального взаимодействия в традиционном обществе.
45. Теории индустриального развития общества.
46. Характеристики индустриальных и постиндустриальных обществ.
47. Выборка в социологическом исследовании.
48. Сущность выборочных обследований.
49. Лидерство в группе.
50. Воздействие глобализации на общественное развитие и локальные культуры.
51. Расскажите о больших и малых первичных и вторичных формальных и неформальных группах.
52. Что такое референтная группа?
53. Охарактеризуйте понятие номинальной группы и покажите ее значение для социологии.
54. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений?
55. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?
56. Как развивались представление о социальном институте в истории и современной западной социологической мысли?
57. В чем заключается предмет институциональной социологии?
58. Охарактеризуйте основные признаки социального института.
59. Что понимается под институционализацией общества?
60. Какие социальные институты относятся к социальной сфере?
61.Как институты социальной сферы взаимодействуют с экономическими, политическими институтами?
62. В чем состоит специфика социологического изучения духовного производства?
63. Раскройте некоторые современные представления о религии и покажите их сложность и противоречивость.
64. Какие функции института религии вам известны?
65. Как проблема личности раскрывается в философии и социологии?
66. В чем суть соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»?
67. Дайте определение личности.
68. Как вы считаете, что такое социальное свойство человека?
69. Какое поведение называется отклоняющиймся?
70. В чем проявляется позитивное и негативное направленность девиации?
71. Как можно отличить девиантное поведение от нормативного?
72. Что такое социальный контроль?
73. Что такое социальное движение?
74. Виды и методы социологического исследования.
75. Социология семьи и гендера.
76.Социальное неравенство и социальная стратификация.
77. Социология девиантного поведения
78. Социальные функции СМИ: информационная, образовательная, воспитательная и другие.
79. Мировой рынок образования и новые возможности подготовки молодежи к труду и жизни. Молодежная культура.
80. Культура и общество.
81. Культура как символическая система.
82.Язык и его роль в обществе.
83. Культурные изменения.
84. Идея прогресса.
85.Социологическое исследование разных форм культуры: этнокультуры, городской и сельской культуры, культура классов и различных социальных групп. Массовое и элитарное в культуре.
86.Социологическая перспектива.
87.Социологическое воображение.
88.Основные направления современных исследований.
89.Понятие социализация личности.
90.Методология социологического исследования.
91.Молодежь в политической сфере общества.
92.Государственная молодежная политика.
93.Казахстан и мировой опыт.
94.Молодежь в экономике. Проблемы занятости и безработицы и пути их разрешения.
95.Конфликтные теории. Теории контроля.
96.Актуальные проблемы девиации в казахстанском обществе преступность, самоубийство, проституция, алкоголизм, наркотизм и другие. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
97.Психоаналитическая теория З. Фрейда.
98.Социальные сети. Интернет как социальная сеть.
99.Понятие метода социологии. Метод, методика, техника и процедура как составные части социологического исследования.
100.Теория нравственного развития Л. Колберга.
ПРОГРАМНОЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Использование материально-технических, библиотечных, информационных ресурсов:
Вид занятия | Содержание | Аудитория |
Лекция | Проектор, интерактивная доска, мультемедийный видеопроектор | |
Практика (семинар) | Проектор, электронные учебники, видео материал, слайдовые презентации | |
СРС | Информационные ресурсы и библиотечный фонд | 225 (читальный зал) |
СРСП | Слайды, видеоматериал |