Формирование выборочной совокупности

Формирование генеральной совокупности.

Пол, образование, доход не имеют ограничивающего значения для определения генеральной совокупности, так как респондентом в телефонном опросе может стать любой житель Москвы. Неотъемлемым фактором при формировании генеральной совокупности является наличие стационарного телефона у респондентов. Установленное число жителей г. Москвы, проживающих в квартирах с телефоном, равно 11,000,000. Так как молодежь в возрасте 18-25 лет составляет 8,9% населения, генеральная совокупность составляет 979000 человек (расчеты произведены на основании данных, полученных на сайте федеральной службы государственной статистики). Итак, генеральная совокупность – это люди в возрасте от 18 до 23 лет (возрастные рамки соответствуют периоду юности с точки зрения И.В. Шаповаленко «Возрастная психология» 2005г.М.), представители женского и мужского пола, доход которых можно считать средним, ниже среднего и выше среднего.

Формирование выборочной совокупности.

Количество участников, чел Пол Возраст, лет Город проживания Образование Опыт участия в телефонных опросах
1 – м 1 – ж 18 – 19     Москва     Студент/ аспирант/ молодой специалист     Менее 1 раза
1 – м 1 – ж 19 – 20
1 – м 1 – ж 21 – 22
1 – м 1 – ж 22 – 23
Всего: 8 4 – м 4 –ж - - - -

Для получения наиболее полной информации в фокус-группе участвует равное количество молодых людей и девушек, чтобы в процессе дискуссии представители одного пола не подавляли представителей другого за счет численного преимущества. Кроме того, полностью представлена возрастная группа, так как, несмотря на общие черты, характерные для всех представителей молодежи в возрасте от 18 до 23 лет, все же может возникнуть авторитетное отношение к 23-летнему респонденту, если в процессе дискуссии его будут окружать молодые люди, недавно достигнувшие 18 лет. Именно поэтому в фокус-группе равноценно представлены представители разных возрастов (но в рамках одной возрастной категории). Помимо места проживания, обязательным критерием для респондентов был опыт участия в телефонных опросах, который позволит опрашиваемым максимально точно спрогнозировать свое поведение или реакцию на предложенную модератором ситуацию.

Место проведения:

· аудитория ГУУ в учебном конкурсе

· размер аудитории составляет 7 х 10 м2 (небольшой, но все же достаточный для 8 человек, размер аудитории поможет создать атмосферу непринужденного общения)

· дневной свет

· температура аудитории » 23° С

· белый\бежевый цвет стен (эти тона настраивают не деловое общение, не отвлекание внимания беседующих)

· комфортабельные стулья

· техническое оснащение: компьютер; видеокамера, расположенная таким образом, чтобы фиксировать вербальные и невербальные символы участников групповой дискуссии, но не привлекать к себе их внимание.

Участники данного исследования образуют собой гетерогенную группу, в которой высока вероятность того, что представители мужского пола, составляя малую группу, будут подавлять представителей женского пола. Таким образом, учитывая данный факт, целесообразным будет сажать участников через одного для поддержания дискуссии. Расположение модератора, позволяющее ему наблюдать за всеми участниками фокус-группы, выбрано таким образом, чтобы при необходимости он мог оживлять дискуссию или включать в разговор некоторых участников, задавая вопрос конкретному человеку

Формирование выборочной совокупности - student2.ru   .

Рис.1 Место проведения фокус-группы

Модератор фокус-группы по стилю поведения полностью ориентирован на респондентов, он придерживается основной линии вопросов, но за ним остается право генерировать вопросы непосредственно во время дискуссии. Из-за большой вероятности отклонения от обсуждаемой темы вследствие остро негативного отношения некоторых респондентов к телефонным опросам, модератор вынужден полностью контролировать ход дискуссии, препятствуя тому, чтобы и остальные респонденты увлеклись неконструктивными замечаниями.

[1] Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. под ред. Н.С. Мансурова. М.: «Прогресс-Академия», «Весь Мир», 1996.

[2] Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. Пер. с англ. А.А. Петровой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

[3] Докторов Б. Б.А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения// Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004.

Докторов Б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения// Мониторинг общественного мнения. 2004.

[4] Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Изд-во Самарский университет, 1995.

[5] Левада Ю. А. Факторы и ресурсы общественного мнения в условиях постмобилизационного общества. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1994.

[6] Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М.: Политиздат, 1988.

[7] Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения в России и СССР// Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1996.С. 515-540.

[8] Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.

[9] Ослон А.А. Общественное мнение в контексте социальной реальности // Социальная реальность. 2006

[10] Иванов О.И.Изучение общественного мнения населения крупного города (Достижения, проблемы, перспективы). JL: Изд-во ЛГУ, 1990.

[11] Гавра Д.П. История и перспективы изучения общественного мнения в СССР и Российской Федерации // Социология и социальная антропология. Под ред. В. А. Виноградова, В. В. Козловского СПб., 1997.

[12] Бахмин А.В. Сотрудничество и конфликт в виртуальном сообществе // Социологический журнал. 1997.

[13] Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах// Социологические исследования. 2000.

[14] . Жичкина А.Е. Методология, теория и практика психологических исследований в сети Интернет// http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Wsurvey.doc

[15] Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: Изд. СПбГУ, 2002.

[16] Шашкин А.В. Телефон vs онлайн// Интернет-маркетинг. 2008. №4// http://grebennikon.ru/article-awpk-44.html

Наши рекомендации