Социал-дарвинистские концепции 10 страница

Бюрократия, говорит Вебер, технически является самым чистым типом легального господства. Однако никакое господство не может быть только бюрократическим: на вершине лестницы стоят либо наследные монархи, либо избранные народом президенты, либо лидеры, избранные парламент­ской аристократией. Но повседневная, непрерывная работа ведется при этом силами специалистов-чиновников, т. е. машиной управления, деятель­ность которой не может быть приостановлена без того, чтобы не вызвать серьезного нарушения в функционировании социального механизма.

Описанный Вебером идеальный тип формально-рационального управ­ления, безусловно, представляет собой идеализацию реального положения вещей, он не имел и не имеет эмпирического осуществления ни в одном из современных буржуазных государств. Вебер здесь в сущности имеет в ви­ду машину управления, машину в самом буквальном значении этого слова - у последней в самом деле не может быть никаких интересов, кроме «интересов дела», и она не подвержена коррупции. Вебер счита­ет, что такая «человеческая машина» точнее и дешевле механического устройства.

Однако машина управления, подобно всякой машине, нуждается в про­грамме. Программу может ей задать только политический лидер (или ли­деры), ставящий перед собой определенные цели, т. е., другими словами, ставящий формальный механизм управления на службу определенным политическим ценностям. Характерное для веберовской методологии раз­ведение «науки» и «ценности» в его социологии господства находит еще одно применение. Другой тип легитимного господства, обусловленный «нравами, привычкой к определенном}' поведению», Вебер называет: тра-

Ч. .. ИИ I 1П1ШЧ ^_ "" HIMl ||.:

диционным. Традиционное господство основано на вере не только в за­конность, но даже в священность издревле существующих порядков и вла­стей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистей­шим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное гос­подство. Союз господствующих представляет собой общность, тип на­чальника - «господин», штаб управления - «слуги», подчиненные -«подданные», которые послушны господин)' в силу пиетета. Вебер под­черкивает, что патриархальный тип господства по своей структуре во мно­гом сходен со структурой семьи (именно это обстоятельство делает осо­бенно прочным и устойчивым тот тип легитимности, который характерен для этого типа господства1).

Аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от господина домашних служащих, родственников, личных друзей или лично верных ему вассалов. Во всех случаях не служебная дисциплина и не деловая компетентность, как в уже рассмотренном типе господства, а именно лич­ная верность служит основанием для назначения на должность и для про­движения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение часто нарушается при­вилегиями.

Для обычных видов традиционного господства характерно отсутствие формального права и. соответственно, требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере - сугубо личный; правда, некоторой свободой от этого чисто личного начала во всех типах традици­онных обществ, как подчеркивает Вебер, пользуется сфера торговли, но эта свобода относительна: наряду со свободной торговлей всегда сущест­вует традиционная ее форма.

Третьим чистым типом господства является, по Веберу. так называе­мое харизматическое господство. Понятие харизмы играет в социологии Вебера важную роль; харизма, по крайней мере в соответствии с этимоло-

Вебер неоднократно отмечал неустойчивость и слабость легитимности в современном правовом государстве, легальный тип господства представлялся ему хотя и наиболее подхо­дящим для современного индустриального общества, но нуждающимся в некотором «подкреплении»; именно поэтому Вебер считал полезным сохранение наследного монарха в качестве главы государства, как это было в некоторых европейских странах.

Социал-дарвинистские концепции 10 страница - student2.ru Социал-дарвинистские концепции 10 страница - student2.ru гическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способ­ность, выделяющая индивида среди остальных и, самое главное, не столь­ко приобретенная им, сколько дарованная ему - природой, Богом, судь­бой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способно­сти, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова; харизмой, по Вебе-ру, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, ге­ниальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых рели­гий - Будда, Иисус, Магомет, основатели государств - Солон и Ликург, великие завоеватели - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон.

Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному: если традиционный тип гос­подства держится привычкой, привязанностью к обычному, раз навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необы­чайное, никогда ранее не признававшееся; не случайно для пророка, по Веберу, характерен такой оборот: «Сказано ... а я говорю вам...» Аффек­тивный тип социального действия является основной базой харизматиче­ского господства. Вебер рассматривает харизму как «великую революци­онную силу», существовавшую в традиционном типе общества и способ­ную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ.

Однако при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господи­ном и подчиненными. В этом отношении оба эти типа противостоят фор­мально-рациональному типу господства как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю являются не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенная пре­данность ему и вера в его харизму. Именно поэтому, подчеркивает Вебер, харизматический вождь должен постоянно доказывать ее присутствие. Союз господствующих, как и в предыдущем случае, представляет собой общину, в которой объединены - в зависимости от характера харизмы -учитель и его ученики, вождь и его последователи и приверженцы и т. д. Аппарат управления составляется на основании присутствия (у управ­ляющего) харизмы и личной преданности вождю; рациональное понятие «компетентности», так же как и сословно-традиционное понятие «приви­легии», здесь полностью отсутствует. Как от формально-рационального, так и от традиционного типа господства харизматическое отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил: ре­шения по всем вопросам выносятся иррационально, на основании откро­вения или творчества, деяния и личного примера, от случая к случаю.

Харизматический принцип легитимности в отличие от формально-рационального авторитарен. По существу авторитет носителя харизмы ба­зируется на его силе - только не на грубой, физической (что, впрочем, от­нюдь не исключено), а на силе его дара.

Нельзя не обратить внимания на то, что Вебер рассматривает харизму совершенно безотносительно к содержанию того, что возвещает, за что выступает, что несет с собой харизматический лидер; верный своему принципу, согласно которому срциология как наука должна быть свободна., ._, от ценностей, Вебер подчеркнуто "безразличен к ценностям" вносимым в мир харШмаТйческой личностью: Перикл, Клеон, Наполеон, Иисус или Чингисхан, с точки зрения Вебера как социолога власти, - одинаково ха­ризматические деятели; создаваемые ими государственные или религиоз­ные сообщества представляют собой разновидности харизматического ти­па господства.

Методологические принципы Вебера исключают возможность отличия того типа политика, каким был, например, Перикл, от политического де­магога типа Гитлера, опиравшегося на суггестивно-эмоциональные формы воздействия на массы и потому вполне подходившего под веберовское оп­ределение харизмы. Поскольку социолога, по Веберу, должно интересо­вать не субъективное различие (скажем, подлинной религиозности от псевдорелигиозности), а объективный результат действий того или иного исторического лица, то веберовская социология с необходимостью несет в себе некоторую двусмысленность. Эта двусмысленность независимо от политических установок самого Вебера сыграла отрицательную роль в сложной социально-политической ситуации, которая сложилась в Герма­нии после первой мировой войны в период Веймарской республики.

Наиболее отчетливо двойственность веберовского отношения к любому из идеальных типов - рациональности, харизме, традиции - сказалась в его социологии религии.

Веберовские исследования в области социологии религии, начатые с изучения протестантизма, завершились большими историко-социоло-гическими экскурсами, посвященными анализу индуизма, буддизма, кон­фуцианства, даосизма, иудаизма и др. В работе Вебера над проблемами религии можно выделить два этапа, различающиеся не только по предме­ту, но отчасти и по направленности исследовательского интереса. На пер­вом этапе, в период работы над «Протестантской этикой», веберовский интерес к религии ограничивается главным образом вопросом о том, ка­кую роль сыграло изменение религиозной этики, обусловленное возникно­вением и развитием протестантизма, в становлении современного капита­лизма, и шире - в проведении в жизнь принципа рациональности. Пред­метом исследования у Вебера становится поэтому связь между религиоз­но-этическими принципами и формами экономической деятельности.

Намеченная в «Протестантской этике» тема - связь и взаимовлияние религии и экономики - сохраняет свое значение и в дальнейших веберов-ских исследованиях религии. Как влияют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности и, глав-

ное, на формы ее мотивации, как, далее, те или иные типы ведения хозяй­ства «деформируют» религиозно-этические принципы - вот одна из глав­ных тем Вебера при исследовании им мировых религий. При этом основ­ным средством анализа у Вебера является сравнение: этого требует его метод идеального типизирования. Основанием сравнения служит прежде всего (хотя, конечно, не исключительно) степень рационализации эконо­мической деятельности, допускаемая той или иной религиозной этикой. Степень рационализации, как показывает Вебер, обратно пропорциональ­на силе магического элемента, в разной степени присутствующего в каж­дой религии. Пара противоположностей «рациональное - магическое» яв­ляется одним из инструментов анализа в «Хозяйственной этике мировых религий» (1916-1919).

Однако по мере того, как Вебер от вопроса о становлении и развитии современного капитализма переходил к непосредственному созданию со­циологии как положительной эмпирической науки об обществе, по мере того, как он осмыслял место и роль религиозного фактора в структуре со­циального образования, его социология религии получала - наряду с прежней - еще и новую нагрузку: именно с помощью социологии религии Вебер пытался вскрыть содержание категории социального действия: со­циология религии имеет своим предметом субъективно подразумеваемый смысл. Если в социологии права и государства Вебер анализирует формы «ориентации на другого», то в социологии религии он типологизирует ос­новные виды смыслов, как они выступали в истории. В результате социо­логия религии становится одним из центральных разделов социологии Ве­бера в целом.

Как в реальном социальном действии трудно отделить друг от друга его моменты - «субъективно подразумеваемый смысл» и «ориентацию на другого», так же трудно отделить друг от друга религиозно-этические и государственно-правовые образования, в истории тесно между собой свя­занные. Но в целях анализа Вебер сознательно расщепляет эти моменты, чтобы затем в ходе исследования уяснить себе «механизм» их связи. По­этому в «Хозяйственной этике мировых религий» речь идет уже не только о соотношении религии и хозяйства, но и о соотношении религии и форм власти, религии и искусства, науки, философии и т. д.

Однако, несмотря на расширение и углубление темы, методологиче­ские средства анализа религиозной этики у Вебера в значительной мере остаются прежними: эталоном для сравнения у него здесь так же, как и в других разделах его социологии, остается целерациональное действие, а его наиболее чистым вариантом является действие экономическое. Поэто­му установление типа связи религии именно с хозяйственной этикой оста­ется для Вебера по-прежнему важнейшим средством анализа как самой религии, так и отношения ее к праву, государству, науке, искусству и т. д.

Сравнение производится Вебером не на основании внешне фиксируе­мых моментов религиозного действия - именно по отношению к религи­озным явлениям этот подход мало что дает. Только понимание смысла со­вершаемых действий, т. е. мотивов действующих индивидов, открывает возможность социологического анализа религии. Прежде чем производить сравнение и классификацию типов религиозного поведения, надо увидеть тот предмет, который должен быть сравнен и классифицирован.

Не ставя в качестве центрального вопрос о происхождении религии, Вебер не рассматривает специально и вопрос о ее сущности.

Второй важнейший аспект социологии религии Вебера - это сосредо­точенность его на роли необычных, сверхъестественных способностей ин­дивида, благодаря которым он в состоянии быть магом, шаманом, проро­ком, основателем новой религии. Эти способности (индивидуальная ха­ризма) представляют собой, по Веберу, огромную социальную силу, но силу иррациональную, которую он противопоставляет рациональным факторам.

Соответственно своим интересам и методу Вебер выбирает и предмет исследования: он изучает главным образом религии развитых обществ, т. е. мировые религии, предполагающие сравнительно высокий уровень соци­альной дифференциации, значительное интеллектуальное развитие, появ­ление личности, наделенной ясным самосознанием. Хотя ритуально-культовый момент имеет место и в мировых религиях, но в той мере, в ка­кой здесь ослабляется групповое начало и выделяется индивидуальное, возрастает значение догматических и этических элементов по сравнению с обрядовыми и ритуальными. И вот тут веберовская методология, требую­щая анализа мотивов действующих индивидов, находит себе соответст­вующий предмет исследования.

На огромном материале высокоразвитых форм религиозной жизни Ве­бер путем эмпирического наблюдения и сравнения фиксирует, где и при каких социальных условиях, среди каких социальных слоев и профессио­нальных групп преобладает в религии ритуалистически- культовое начало, где аскетически-деятельное, где мистико-созерцательное, а где интеллек­туально-догматическое. Так, согласно Веберу, магические элементы наи­более характерны для религии земледельческих народов и - в рамках вы­сокоразвитых культур - для крестьянского сословия; вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия; рационалистический характер носит религия город­ских сословий, в частности ремесленников, которые меньше, чем земле­дельцы, зависят от внешних, природных условий и в большей степени - от ритмически правильного, рационально организованного трудового про­цесса. Однако поскольку мировые религии, как правило, возникают и рас­пространяются не среди одного только сословия, то в них присутствует в своеобразных сочетаниях целый ряд различных моментов.

Социал-дарвинистские концепции 10 страница - student2.ru Влияние Вебера на западную социологию было огромно, но не одно­значно. Парсонс, много сделавший для популяризации Вебера в США, приложил немало усилий, чтобы синтезировать его идеи с идеями Парето и Дюркгейма в рамках единой теории социального действия; теоретиче­ские категории Вебера были при этом вырваны из исторического контек­ста и превратились в понятия с вневременным содержанием. В то же вре­мя Вебер использовался как знамя антинатуралистической ориентации в социологии. Кризис структурного функционализма в 60-х годах нашего столетия усилил интерес к антипозитивистским идеям и историзму Вебе­ра, но одновременно вызвал острую критику его методологического объ­ективизма, принципа «свободы от ценностей». В социологии ФРГ отно­шение к Веберу - точнее, его интерпретация - в тот же период стало од­ним из водоразделов между позитивистско-сциентистской и левомаркси-стской ориентациями (в частности, Франкфуртской школой); этот кон­фликт, охвативший самый широкий круг вопросов, особенно ярко про­явился на съезде социологов ФРГ в 1964 году, посвященном столетию со дня рождения Вебера.

Наши рекомендации