Новое и Новейшее время
В XVI и XVII вв. были основаны многие крупнейшие порты — Бостон, Кейптаун, Лима, Бомбей, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорк. Они служили центральными пунктами, где осуществлялись сбор и распределение товаров. Кроме того, они были центрами колониального управления. Некоторые колониальные города, например Бостон и Филадельфия, быстро расширялись, и одновременно возрастало их политическое значение. Но несмотря на это, в экономическом и культурном отношении они продолжали подчиняться европейским странам-метрополиям.
Глубокое влияние на урбанизацию оказало развитие промышленности. Появление индустриального общества привело к быстрому, а порой и агрессивному, росту городов. Процесс индустриализации, строительство новых и рост старых городов в XIX в. усилили миграционные процессы. Люди все чаще покидали места, где жили многие поколения их предков. Распадались старые и устанавливались новые связи и традиции. В передовых промыш-
лись региональными центрами, постепенно стягивая к себе промышленную и коммерческую деятельность. А сейчас, когда все более развитые и дешевые телекоммуникации подрывают значение прежней экономики, основанной на факторе географической близости к той или иной ресурсной базе, мы наблюдаем перемещение корпоративных штаб-квартир и сервисных компаний из больших городов, охваченных кризисом, в пригороды.
Местоположение исследовательских лабораторий и новых университетских центров и больших медицинских комплексов все менее зависит от традиционных факторов экономической географии и все более определяется близостью центров образования, большой политики или же возможностями более свободного образа жизни. Такие феномены, как Силиконовая долина в Калифорнии — район концентрации электронных и компьютерных фирм вблизи Сан-Хосе — и 128-я магистраль вокруг Бостона, вызваны к жизни близостью университетских лабораторий плюс к тому удобствами местности, которые не могли предложить небольшим фирмам крупные индустриальные районы.
Сегодня специалисты предсказывают появление «линейных городов», в которых не будет центральных площадей и торговых центров, характерных для классических европейских городов. Б.Ф. Скиннер полагает, что в эпоху развитых
коммуникаций нынешние громадные и все менее управляемые города уступят место сетям небольших городов. Оправдаются ли эти прогнозы, неясно: жизнь и смерть городов — это длительный исторический процесс. Что, однако, изменяется, так это сама концепция «урбанизма». 30 лет назад Л. Верт в своем замечательном эссе «Урбанизм как образ жизни» определял урбанизм как в высшей степени интерактивный, мобильный и политически чувствительный образ жизни в противовес жизни
в небольшом городке или деревне, зиждущихся на институтах церкви и семьи. Сейчас стремительно урбанизируется вся страна (если не весь мир), при этом все более децентрализуясь в географическом отношении. Источник: Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330-342.
ленных странах возросла численность населения городов, поскольку на фабриках было занято большое число рабочих.
Низшие слои общества — пролетариат, мещанство и мелкие ремесленники — жили в чрезвычайно скромных жилищных и бытовых условиях. Семьи рабочих ютились в тесных, взятых внаем комнатах или в больших бараках (3—4 кв. м жилой площади на человека). Бедняки не могли снять комнату и довольствовались койкой для ночлега. Ночлежные дома стали обычным явлением больших европейских городов — от Лондона до Петербурга. Неудовлетворительными были и гигиенические условия труда и быта, что вело к распространению среди рабочих туберкулеза и других «социальных» болезней.
Образ жизни буржуазии существенно отличался от образа жизни низших слоев общества. Раньше жилище владельца предприятия служило ему одновременно и рабочим местом. Теперь он с семьей переехал в собственный дом или многокомнатную квартиру в доходном доме. Главным помещением, где проходила жизнь буржуазной семьи, стала гостиная. В эпоху Виктории и Вильгельма скромность интерьера сменила нарочитая роскошь, демонстрировавшая высокий уровень благосостояния. Потребность соответствовать своему общественному положению выражалась в обилии нефункциональных предметов и деталей интерьера.
В отличие от античных, средневековых и городов Ренессанса новые промышленные центры в XIX в. напоминали безликих чудовищ. В результате усиливавшейся индустриализации все большая часть населения перемещалась в города. Везде возникали рабочие кварталы, обитатели которых жили в нищете. Так, в Лондоне рабочая семья из десяти человек занимала нередко лишь одну комнату площадью 10 кв. м. В Париже только около 50% зданий было пригодно для жилья. Их характерными особенностями были сырость, плохая вентиляция и недостаток освещения. На задних дворах скапливались отбросы и нечистоты. Берлин был третьим — после Лондона и Парижа —европейским центром, в котором население постоянно увеличивалось.
В России соотношение городского и сельского населения стало резко меняться после отмены крепостного права (1861). Доля горожан в общей массе населения Европейской России увеличилась с 9,98% в 1863 г. до 12,9% в 1897 г. и до 15,3% в 1914 г. Наиболее быстро росли города, ставшие центрами фабрично-заводской промышленности, железнодорожные, морские и речные порты. Большое распространение в городах и рабочих поселках получили фабрично-заводские казармы, в которые насильно селили рабочих. Обязательной частью городского быта стали трущобы и ночлежные дома для бездомных.
За последние 100 лет во всех европейских городах резко увеличилась численность населения. Этому во многом способствовало развитие промышленности и ремесел. Города росли вширь и ввысь. Менялся образ жизни горожан. Самым крупным европейским городом был Лондон. Он больше других городов отвечал требованиям Нового времени. Его улицы уже имели тротуары и освещались в ночное время. Наряду с дворцами аристократии росло число доходных домов, в которых за определенную плату можно было снять более или менее благоустроенную квартиру. В многочисленных ресторанах и пабах лондонцы встречались с друзьями, читали свежие газеты. Численность населения крупных европейских городов в середине XVIII в. отражена в табл. 9.
Таблица 9 Численность населения европейских городов в середине XVIII в.