Методические рекомендации. За темой «Общество» следует ещё одна фундаментальнейшая тема – «Культура»

За темой «Общество» следует ещё одна фундаментальнейшая тема – «Культура». Как и общество, культура исследуется множеством наук – философией, антропологией, историей, культурологией.

Задача данного занятия состоит в том, чтобы рассмотреть преимущественно социологические аспекты трактовки культуры, что впрочем, сделать крайне сложно. Согласно программе и плана курса социологии предлагаем рассмотреть три вопроса:

- понятие культуры,

- структура культуры,

- социальные функции культуры.

При освоении первого вопросастудент должен исходить из того, что культура относится к числу сверхсложных феноменов человеческого существования. Поэтому дать ей понятийное определение крайне сложно. Тем более сложно дать такое определение, которое было бы общепризнанным. Вместе с тем, длительное время непререкаемым авторитетом пользовалась дефиниция английского этнографа Э. Тайлора,сформулированная имв 1871г. В своей работе «Первобытная культура» он пишет: «Культура или цивилизация...слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Рекомендуем студентам ознакомиться с работой Э. Тайлора, поскольку она представляет не только научный, но и большой житейский интерес.

В последствии давались самые разные определения культуры, о наличии которых желательно знать студенту, например:

- культура – это социальное наследие (Б. Малиновский);

- культура – это научаемое поведение (Р. Бенедикт, Д. Стюард);

- культура – это игра (Й. Хёйзинга);

- культура – это то, что находится в умах и сердцах людей. Она состоит из того , что следует знать и во что следует верить, чтобы вести себя приемлемым для других членов общества образом(У. Гудинаф);

- культура – это всё то, что люди, как члены общества, делают, думают и всё, чем они владеют (Р. Бирстедт).

Как видим, разброс мнений весьма велик. Если рассмотреть ещё с десяток точек зрения, то картина не изменится, а, наоборот, поляризуется. Одна из главных трудностей, которая обнаруживается, так это то, что не удаётся чётко разграничить общество и культуру. Между прочим, ещё классики социологии(О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер) подобное вовсе не стремились делать. Для них общество и культура – одно и то же. Такой же позиции придерживаются и некоторые современные исследователи. Ч. Миллс, например, считает, что культура есть синоним общества, что это тотальность общества.

Другой американский социолог Д. Доллард склонен считать, что общество более широкое понятие, поскольку оно включает в себя проявления культуры и импульсы. Ещё один американский исследователь М. Клакхон уверен, что общество не может быть более широким явлением, чем культура, как впрочем эти два явления не могут рассматриваться вне связи друг с другом.

Обращаем внимание студентов на то, что социологи совместно с представителями других наук пытались разрешить данную проблему. К примеру, Т. Парсонс сообща с культурологом А. Л. Крёбером стремились найти компромисс между социологическим и культурологическим подходами к трактовке культуры. Они пришли к выводу, что общество и культура – это различные системы, ни одна из которых не может быть признана первичной по отношению к другой, т. е. порядок отношений внутри одной не зависит от порядка отношений в другой. Антиномию «общество – культура» попытался разрешить П. А. Сорокин. Рассматривая проблему социокультурного взаимодействия он пишет о трёх его аспектах неотделимых друг от друга:

а) личность как субъект взаимодействия;

б) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;

в) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

С точки зрения П. А. Сорокина культура, общество и личность не разрывны и имеют смысл только в триаде, ибо одно не существует без другого.

Примем к сведению и точку зрения английского социолога Э. Гидденса, который считает, что общество есть система взаимоотношений, связывающих индивидов, принадлежащих к общей культуре, культура – образ жизни членов общества. Ни одно общество не существует без культуры и ни одна живая культура не существует без общества, так утверждает он.

Таким образом, студенты, надеемся, поняли, что дать однозначное, признаваемое всеми определение невозможно. А в качестве рабочего рекомендуем взять то, которое встречается чаще всего. Культура – это вторая природа, созданная умом и руками людей. То есть культура – это всё то, что создано и создаётся людьми.

Второй вопросимеет целью рассмотрение структуры культуры. Студенты видимо хорошо осознают, что если имеются большие трудности с дефиницией культуры, то их возникает ещё больше, если речь идёт о структуре культуры. Множество точек зрения имеется и здесь. Для разнообразия студентам желательно привести некоторые из них.

В марксистской социологии культура преимущественно рассматривается как совокупность материальной и духовной составляющих, при главенствующей роли материальной культуры.

Упомянутый выше У. Гуденафв структуре культуры выделяет понятия, отношения, ценности, правила.

Всё тот же Э. Гидденс, в свою очередь, структурирует культуру на следующие составляющие: ценности, нормы и материальные блага.

Американский исследователь Л. Уайтрассматривает культуру как самоорганизующуюся систему с её подсистемами (системами) в виде трёх горизонтальных надстраивающихся друг над другом слоёв – технологического, социального и философского (идеологического). Технологическая система рассматривается Л. Уайтом в качестве первичной, базовой, лежащей в основе культуры. Социальные системы являются функциями от технологических; философские системы производны от производительных сил и отражают социальные системы. Т.о. технологический фактор является детерминантой культурной системы в целом.

Ещё один американский исследовательК. Уисслер разработал, как он утверждал, универсальную модель культуры, которая включает девять компонентов: речь, материальные особенности, искусство, знание, религия, общество, собственность, правительство, война.

Что, прежде всего, студентам необходимо принять во внимание из этого многочисленного разнообразия? Конечно же, то, что вне всякого сомнения культура является сложным системным образованием. Однако, чтобы выстроить её систему необходимо выделить её базовую единицу, которую можно назвать элементом.

Элемент – это относительно самостоятельная часть культуры, имеющая условные границы, качественную определённость, наполненность конкретным содержанием, имеющая общественную значимость, удовлетворяющий смысл и выражающая степень познания природы и человека. Такими элементами культуры являются миф, религия, нравственность, архитектура и т. д. Многие элементы культуры имеют однонаправленный смысловой характер, сходную структуру, в силу чего, взаимодействуя, они создают подсистему культуры.

Культурная деятельность людей может рассматриваться в самом широком плане как состоящая из трёх подсистем – духовной, социальной, материальной.

Духовная культура– это сознание людей, мир их идей и ценностей. Её составляющими (элементами) являются: религия, музыка, литература... Далее попробуйте сами дополнить этот перечень, т. е. назовите другие элементы духовной культуры. Таковых очень много. Кратко рассмотрите их специфику и содержание.

Социальная культура фокусирует мир человеческих отношений. К ней относятся: этносы, социальные группы, массовые общности, социальные институты... Далее попробуйте конкретизировать социальные элементы культуры. Сделайте то же самое, что и в предыдущем случае.

Третьей подсистемой культуры является материальная, представляющая вещественный мир в виде хозяйственно-экономических учреждений, форм материальной деятельности. Она включает предметы труда, орудия быта, предметы быта... Далее попробуйте самостоятельно продолжить перечень элементов материальной культуры.

Студенту очень важно уяснить какую роль в культуре выполняют язык и техника. На этом сосредоточьте особое внимание.

Структуру культуры иногда рассматривают сквозь призму суммы различных субкультур. В силу чего необходимо самостоятельно разобраться в том, что такое субкультура и как она трактуется социологами. Важно также понять какие основные субкультуры доминируют в наше время. Поразмышляйте и о том, каковы основные черты элитарной и студенческой субкультур.

Изучающим проблему культуры важно уяснить, что структура культуры не является абсолютно устойчивой. Она постоянно усложняется и расширяется. Попробуйте составить собственную модель культуры.

В завершение этого вопроса обратите внимание на феномен контркультуры. Разберитесь что это такое, почему она появляется в недрах господствующей культуры, как развивается. Назовите контркультуры, которые впоследствии стали доминирующими культурами.

Третий вопрос посвящён функциям культуры. Прежде всего студентам надо вспомнить, что такое функция, а потом адаптировать её к проблеме культуры.

Учитывая сложность феномена культуры можно себе представить и неоднозначность функций, выполняемых ею. Необходимо иметь в виду, что каждый элемент культуры и каждая подсистема выполняют преимущественно свойственные им функции. Однако, есть ряд функций, которые свойственны всем элементам культуры, всей системе культуры в целом. К таковым относятся: инструментальная, коммуникативная, интегративная, нормативная, символическая, социализации и пр.

Проанализируем, к примеру, символическую функцию культуры. Суть этой функции состоит в том, что культура представляет собой паутину смыслов, которую сплёл человек. Познавая, преобразуя и упорядочивая мир, человек обобщает познанное, символизирует и обозначает его в языке, мифе, искусстве, науке, жестах, нормах этикета, одежде, знаках, цифрах и т. д. Взаимодействуя между собой, люди строят общий смысловой мир. Каждая вещь получает своё название. Символичны жест, одежда, слово. Изучить любую культуру, даже древнейшую, можно только в том случае, если владеешь смысловым ключом к её символике, умеешь её объяснить и интерпретировать. Человек во многих отношениях является существом символическим, и мир, в котором он живёт, как реален, так и символичен, полон воображаемых эмоций, иллюзий, фантазий и грёз.

Изучающим эту тему будет полезно подумать над смыслом других функций культуры. Многие исследователи пишут о такой функции как защитная. Подумайте от чего и как защищает человека культура.

Студентам важно определить какие функции помимо выше названных довольно часто называют исследователи? Поразмышляйте также над тем меняется ли характер функциональности по мере исторического развития культуры?

Подумайте над тем, какие тенденции в развитии культуры более всего проявляются в начале ХХ1 века. Каково состояние современной русской культуры?

Итак, в результате освоения темы «Культура» студенты должны уяснить феномен культуры, разобраться в её структуре и хорошо понимать смысл функций ею выполняемых.

Наши рекомендации