Социология при анализе социальных процессов использует количественные методы с применением сложных ### процедур

УТВЕРЖДАЮ

Зам. начальника Барнаульского

юридического института

МВД России по учебной работе

полковник полиции

Д.В. Ким

«____» июля 2015 г.

СОЦИОЛОГИЯ

Планы семинарских занятий с методическими рекомендациями

по организации самостоятельной работы обучающихся

Рекомендуется для специальности

Специальность 40.05.01. Правовое обеспечение национальной безопасности

специализация – уголовно-правовая,

узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; дознание в органах внутренних дел

квалификация выпускника – юрист

Барнаул 2015

ББК 60.5

С – 693

Социология: Планы семинарских занятий с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся - Барнаул: Барнаульский юридический институт, 2015. - 49 с.

Планы семинарских занятий подготовлены Вишняковой Л.А., к.и.н,доцентом кафедры истории и философии БЮИ МВД России.

Планы семинарских занятий обсуждены на заседании кафедры истории и философии БЮИ МВД России « » июня 2015 г. Протокол №

Рекомендованы к использованию в учебном процессе решением Методического совета БЮИ МВД России от «__»____2015 г. Протокол № _____

ã Барнаульский юридический институт МВД России, 2015

© Л.А. Вишнякова, 2015

Выписка из тематического плана

по дисциплине “Социология ”

специальность 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

№ темы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СР Всего
  Раздел I. Методологические основы социологии и ее структура        
1. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук.          
2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.        
3. Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов.          
  Раздел II. Основы социологического анализа общества          
4. Общество и его структура. Основные социальные институты.          
5. Личность в системе социальных связей.        
6. Социология девиантного поведения.        
7. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации.        
8. Национально-этническая структура общества.          
9. Социально-демографическая структура общества.          
10. Социальные изменения и социальные процессы.          
11. Социальный конфликт.            
  Реферат                
  Подготовка к зачету            
  Зачет            
  Итого:        

ТЕМА 1. Предмет социологии и ее место

В системе общественных наук.

План занятия:

1. Объект, предмет и метод социологии.

2. Исторические условия возникновения социологии.

3. Структура социологического знания: эмпирические исследования, теории среднего уровня (специальные и отраслевые), теоретическая социология (общесоциологическая теория).

4. Основные методы социологических исследований: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов.

Методические рекомендации

1. Вспомните из предыдущих курсов общие определения понятий «объект», «предмет» и «метод» изучения. Соотнесите эти определения с социологией. Какие из изучавшихся вами гуманитарных дисциплин близки к социологии по объекту изучения. Какие из методов изучения общества сближают социологию с другими общественными дисциплинами. Особое внимание обратите на такие понятия социологии, как «статус» и «роль», какую роль отводят им в формировании содержания предмета социологии?

2. Формулируя ответ на второй вопрос, подумайте, почему изучение общества до XIX века называют «донаучным этапом» становления социологического знания. Кратко охарактеризуйте изучение общества в периоды античности, средневековья, нового времени. Какие события и открытия в научном мире способствовали становлению социологии в качестве строгой науки.

3. Выделите основные разделы современной социологической науки. Ответьте на вопросы: в чем принципиальное различие эмпирического и теоретического уровней социологии, можно ли их противопоставлять друг другу? В чем сущность теорий «среднего уровня», почему их так называют. Охарактеризуйте такую отраслевую дисциплину, как социология права.

4. При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновиднос­ти (они указаны в скобках):

• опрос (анкетирование и интервьюирование),

• анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]),

• наблюдение (не включенное и включенное),

• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Охарактеризуйте каждый из этих методов и их разновидности.

Тесты контроля знаний по теме:

1. Социология как наука возникла:

А) в первой половине XIX в.

Б) после Второй мировой войны

В) в конце XVIII в.

Г) начале XVIII в.

2. Социология, психология, история имеют:

А) одинаковый предмет

Б) одинаковый объект

В) одинаковые и объект, предмет

Г) разные и объект, и предмет

3. Термин «социология» буквально переводится как:

А) наука о животных

Б) наука о природе

В) наука о языке

Г) наука об обществе

Социология при анализе социальных процессов использует количественные методы с применением сложных ### процедур

5. Крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы исследует такая отрасль социологии как:

А) микросоциология

Б) макросоциология

В) космобиология

Г) биология

6. Повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии изучает такая отрасль социологии как:

А) микросоциология

Б) макросоциология

В) космобиология

Г) биология

7. Макросоциологические исследования, не относящиеся к фундаментальным – это:

А) перепись населения, референдум

Б) демократические выборы

В) только референдум

Г) только перепись населения

8. Социология в системе научного знания в большей степени взаимодействовала с науками:

А) естественными

Б) техническими

В) юридическими

Г) филологическими

9. В чем заключается специфика изучения личности в социологии в отличие от философии и психологии:

А) Рассматривает процесс социализации личности в системе социальных отношений

Б) рассматривает биологическую сущность человека

В) изучает личность с точки зрения целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, воли

Г) рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта творчества

10. Три уровня структуры социологического знания включают:

А) теоретическая

Б) теории среднего уровня

В) прикладная

Г) социал-дарвинистская

11. Функция социологии, используемая для выработки целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни:

А) познавательная

Б) социального контроля

В) человекотворческая

Г) социального планирования

12. Объектом социологии является:

А) личность

Б) общество

В) индивид

Г) социальные группы

13. Социология образования относится к:

А) теоретической социологии

Б) теориям среднего уровня

В) прикладной социологии

Г) макросоциологии

14. Социология семьи относится:

А) теоретической социологии

Б) теориям среднего уровня

В) прикладной социологии

Г) макросоциологии

ТЕМА 2. Классические социологические теории.

Основные направления современной социологии.

План занятия:

1. Основатель социологии О. Конт.

2. Учения о методе и социальной солидарности Э. Дюркгейма.

3. Основные концепции макросоциологии и микросоциологии:

- структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон),

- социология конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

- символический интеракционизм (Дж.Г.Мида, Г. Блюмер)

- теория обмена (Дж. Хоманс, П.Блау.)

Наши рекомендации