Основных институтов общества

Функции Институты Основные роли Материальные характеристики Символические предметы
Забота, выха- живание и вос- питание детей семейно- брачный отец мать ребенок дом обстановка кольца обручение брачный контракт
Добывание пищи, одежды, жилья экономи- ческие работодатель наемный работник покупатель продавец фабрика офис магазин деньги торговля торговая марка реклама
Поддержание законов, правил и стандартов полити- ческие законодатель субъект права общественные здания и места флаг кодекс хартия
Содействие религиозным потребностям и углубление веры религиоз- ные пастор прихожанин собор храм крест алтарь Библия
Социализация, приобщение к социальным базисным ценностям и практике образова- ние учитель ученик школа колледж учебник    
диплом

Источник: Lundberg G„ Schrag С., Largen О. Sociology. N.Y., 1968. Р. 709.

бизнеса у рядовых граждан резко снизилось. Наконец, свойство института быть историчным предполагает, что за любым фундаментальным институтом скрывается многовековая история, в течение которой они зарождались, укреплялись, трансформировались. Ведь каждый человек застает их готовыми, созданными когда-то давно и существовавшими до него; знания, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого[501].

Социальный институт предстанет перед нами гигантской социальной машиной (системой), существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля, процедурные практики и т.п. Социальный институт — это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять[502]. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый ^ наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

• потребность в воспроизводстве рода(институт семьи и брака);

• потребность в безопасности и социальном порядке(политические институты, государство);

• потребность в средствах существования(экономические институты, производство);

• потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров(институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

• потребность решения духовных проблем, смысла жизни(институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. По мнению социологов, производству - не менее 2 млн лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.

В табл. 12.2 приведены четыре из пяти фундаментальных институтов общества, указаны отличительные черты каждого.

Таблица 12.2

Наши рекомендации