Я-выссказывание (Х. Корнелиус, Ш. Фейр)

Объективное описание события, позволяющее показать как событие воздействует на вас, не проявляя прямого или скрытого осуждения..

Когда…Изложение событий Я чувствую…Ваша реакция Мне хотелось бы, чтобы…Предполагаемый исход

Выполняет три задачи:

- позволяет эмоционально нейтрально описать, как вы воспринимаете событие;

- показать, как это событие воздействует на вас и какие чувства вы испытываете по этому поводу

- вывести партнера на обсуждение проблемы, сформулировав свое предложение по поводу разрешения возникшей проблемы.

Важно, что когда вы говорите о предпочитаемом вами исходе (третьей составной части Я-выссказывания), необходимо, чтобы он не был жестко определен. Это позволит разработать новые варианты решения. Не формулируйте исход как требование.

q Упражнение.

Цель: отработать один из методов бесконфликтного обсуждения возникшей проблемы, через тренировку техники «Я-выссказывания»

Участники: -две команды участников

-группа наблюдателей

Задача: перевести «Вы-обвинения», в «Я-выссказывания».

Ход игры:

1. Ведущий предлагает двум командам одинаковый набор традиционно встречающихся «Вы-обвинений».

2. В течении 15 минут команды обсуждают и вырабатывают свои варианты Я-выссказываний.

3. Представители каждой команды по очереди предлагают свои варианты, а группа экспертов решает какие удачнее и аргументирует свой выбор.

Вы-обвинения:

1. Почему вы повышаете на меня голос?

2. Ты постоянно докучаешь мне своими просьбами купить что-нибудь новенькое. Тебе что одеть нечего?

3. Ты опять забыл дома домашнюю работу, лучше бы ты голову дома забыл!

4. Сколько можно тебе говорить, чтобы ты вынес мусор?

5. Ты меня достал своей музыкой, у меня уже голова болит!

6. Почему ты никогда не считаешься с моим мнением?

7. Ты когда-нибудь научишься убирать за собой?

8. Не ори на меня!

9. Когда вы перестанете входить в библиотеку в верхней одежде?

10. Почему ты все время у меня списываешь?

11. Сколько раз тебе можно говорить, чтобы ты убирал книги со стола!

12. Почему ты вечно перебиваешь меня?

Не-ценности (Ф. Глазл)

(техника высказывания нежелательного)

Позволяет показать противоположной стороне границы конфликта. Избегая скрытой критики поведения противника, продемонстрировать свои чувства по данному поводу, свое беспокойство дальнейшим развитием конфликта, ответственность за свои действия, и не желание ответных действий по отношению к противнику, тем самым, приглашая противника к обсуждению проблемы.

Может включать в себя ряд компонентов, при этом важно, чтобы формулировки не содержали в себе никакой скрытой критики поведения оппонента:

1. Описать, как вы представляете себе развитие возникшей ситуации дальше, если своевременно не будет предпринято что-либо продуктивное.

2. Описать, во всех деталях, как вы будете себя чувствовать, когда события будут развиваться, так как вы предполагаете. («Я чувствовал бы себя бессильным. Я никогда бы не простил сам себе, что мы допустили это…»)

3. Сформулировать в четких предложениях, какое состояние было бы для меня не желательным: («Я не хотел бы, чтобы кто-нибудь из нас оставил эту работу. Недопустимо, что бы из-за этого пострадала репутация фирмы.)

4. Описать, за, что вы чувствуете личную ответственность.

5. Предложить оппоненту обсудить проблему («Я хотел бы знать какие мысли у вас вызывает данная ситуация»), но так, что бы у него не сложилось впечатление, что вы ждете от него каких-либо действий.

Важно отметить, что это ваши личные, субъективные ощущения, и вы осознаете относительность ваших взглядов.

Пролепсис

(Техника предупреждения возможных аргументов.)

Демонстрирует уважение к взглядам оппонента.

Прежде, чем оппонент сделает возражение, вы высказываете его сами: («Возможно, Вы здесь возразите, что…», «Конечно, Вы можете справедливо указать, на…»). В дальнейшем, серьезно и детально разбираете правомерное возражение.

Упражнение:

Цель упражнения: отработка техник управления конфликтом.

Участники: Несколько пар участников конфликта, наблюдатели.

Задача участников: использовать в процессе переговоров, все указанные выше методы управления конфликтом.

Ход упражнения:

1. Участники конфликта (каждая пара) знакомятся с предложенной им конфликтной ситуацией и готовятся в течение 10 минут к ее обсуждению.

2. Обсуждение проблемы с оппонентом. Наблюдатели фиксируют, техники управления конфликтом используемые участниками.

3. Анализ обсуждения наблюдателями и участниками игры.

Техника амортизации (М. Литвак)

Амортизация – согласие с утверждениями противника

Упражнение:

Цель упражнения: познакомиться с техниками амортизации, как эффективным способом профилактики и преодоления конфликта. Отработать ряд техник амортизации.

Участники: Вся группа, присутствующая в аудитории делится на участников и наблюдателей.

Задача:

- участников: эффективно провести амортизацию.

- наблюдателей: поделится своими впечатлениями от ответов участников, определить, насколько, на их взгляд, ответ участника был амортизационным и не содержит ли он скрытые конфликтогены.

Ход упражнения: работа строится в два этапа.

1. Знакомство аудитории с теорией амортизации.

2. Отработка техник амортизации.

- Группа участников рассаживается по кругу, ведущий задает вопрос каждому из них или предлагает ситуацию, в которой необходимо использовать технику амортизации, участник может ответить сразу или после некоторого раздумья (в первый раз).

- После того как ответит последний. Вся группа включая участников и наблюдателей делится впечатлениями и обсуждает эффективность проведенных амортизаций.

- Наблюдатели и участники меняются местами и игра проводится по той же схеме второй раз.

Ниже приведены вопросы которые могут быть использованы .

Наши рекомендации