Ландшафтный дизайн пригородов
Сегодня вокруг крупных городов вырастают не только многочисленные города-спутники и промышленные гиганты, но нередко формируется или сохраняется культурно-ландшафтная зона. К примеру, вокруг таких крупных мегаполисов, как Париж и Санкт-Петербург, существуют одни из самых красивых в мире парковых ансамблей и знаменитых городов-музеев — Версаль и Петергоф. Они прославились не только своими архитектурными достижениями, но и садово-парковым искусством.
Городское пространство и городскую среду невозможно представить бе з ландшафтной архитектуры и городского дизайна. Как немыслима абсолютно необставленная мебелью жилая квартира, так с трудом можно представить пустующий город. Малые формы, зеленые лужайки, пруды и лесопарки создают и в мегаполисах, и в маленьких провинциальных городках красоту и уют. Специ&тисты могут назвать более 1000 элементов, формирующих городскую среду. Направление ландшафтной архитектуры зародилось в конце XIX в. в США, а городской дизайн в XX в. в Западной Европе. Оба направления формируют так называемое открытое пространство (open place — американский термин). В Европе Версальский парк, Елисейские поля —одни из первых знаменитых open place. Существует целая система открытых пространств: территории, связанные с естественным климатом (парки) или с искусственным климатом — аквапарки, роликодромы. Сегодня в Европе популярна идея превращения парковой среды в пространство с познавательным содержанием. Гибкое использование нескольких вертикальных уровней в сочетании с динамичным начертанием прогулочных дорог призваны создать новое качество современного парка.
Не только в пригородной зоне, но и в пределах города издавна формировались «зеленые миры», которые выполняли и эстетически-визуальную, и рекреацион-но-оздоровительную функцию. Важную роль в архитектурно-планировочном облике города играют парки, скверы, бульвары (Измайловский парк в Москве, Гайд-Парк в Лондоне, Тюильри и Булонский лес в Париже) и сегодня.
Садово-парковое искусство— искусство создания садов, парков и скверов главным образом в городской и пригородной черте. Оно подразумевает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и т.д., осуществляемую профессионально подготовленными работниками по утвержденным чертежам. Садово-парковое искусство представляет собой синтез различных искусств — собственно садоводства, архитектуры, живописи и поэзии, комбинация которых для каждого парка индивидуальна и неповторима. Сады и парки относят к произведениям «зеленой архитектуры», ключевым элементам ландшафтной архитектуры. Райский сад, висячие сады Семирамиды, древнегреческий театр в Эпидавре, площадь Капитолия в Риме, набережные и мосты Петербурга относятся к произведениям ландшафтного зодчества. Расцвет садово-паркового искусства и такие его шедевры, как сады Боболи во Флоренции, вилла Фарнезе в Капрароле, вилла д'Эсте вТиволи, парк Во-Ле-Виконт, обогатили ландшафтную архитектуру многими приемами эстетизации ландшафта: тропиарной стрижкой деревьев и кустов, кружевными партерами, устройством фонтанов и искусственных водоемов.
По мнению П.А. Кос а ре вс ко го, садово-парковое искусство в основном посвящено приемам формирования паркового пейзажа и размещения архитектурных обьсктов в композиции паркового комплекса. Академик Д.С. Лихачев полагает, что в этом искусстве следует учитывать также эмблематическое и психологическое содержание: первое может быть рассказано, второе только охарактеризовано. Кроме юго, он предлагает рассматривать сады как иконологические произведения, учитывая их тесную связь с «эстетическим климатом» эпохи, се мировоззрением. Например, трехлучевая композиция садов Версаля с радиально расходящимися от центра аллеями, по мысли Лихачева, не просто архитектурный прием, раскрывающий внутренние виды
в саду и вид на дворец, а определенная иконологическая система, связанная с тем, что Версальский парк был посвящен прославлению Людовика XIV. Аллеи символизировали собой солнечные лучи, расходящиеся от центра дворца, точнее, от спальни короля, от его ложа или от площади со статуей Аполлона — некой ипостаси не только Солнца, но и самого «короля-солнца». В эпоху Средневековья внутренние монастырские сады делились аллеями крестообразно на четыре «зеленых кабинета», а в центре схождения аллей (т.е. в центре креста) был либо фонтан, символизировавший жертвенную жизнь Христа, либо высаживали куст роз, символизировавший Богоматерь.
В древнерусских представлениях сады были одной из самых больших ценностей Вселенной: Иоанн Экзарх в прологе к «Шестодневу» на одно из первых мест после неба с его солнцем и звездами ставит сады. Образ сада постоянно присутствует в православных хвалебных жанрах, в том числе в гимно-графии. Особое значение имели монастырские сады, которые символизировали рай: сады вТроице-Сергиевом монастыре упоминаются и в Житии Никона — ученика Сергия Радонежского, и в других житиях святых.
В мировой ландшафтной архитектуре основные элементы садово-паркового искусства, цветы и кусты, деревья и даже населявшие сад птицы и домашние животные выступали определенными символами, а сам парк мыслился как огромная символическая книга бытия. Аллегорическое значение имели не только цветы и деревья, но и скульптуры, фонтаны, аллеи, «зеленые кабинеты», пруды, а также садово-парковая музыка. В эпоху барокко и классицизма стали сочинять специальную садовую музыку. Знаменитый французский композитор Ж. Л юлли (1632—1687) писал музыку для садовых придворных празднеств, балетов, пантомим, шествий, пасторалей и идиллий. Для садового исполнения на открытом воздухе сочинял музыку великий Моцарт. Концертные залы, музыкальные салоны устраивались также в России — в Павловске и Царском Селе. Сады и парки были теснейшим образом связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев, укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, поэтических мечтаний, ученых занятий, в средние века — для молитв и благочестивых бесед, в Новое время —для приема гостей, празднеств, иногда для официальных приемов послов (как в Англии), иногда для любовных утех и интимных свиданий, в период романтизма — для меланхолических прогулок и др. (Д.С. Лихачев).
Сады Ренессанса возрождали античные сады Лицея или Академии, в них собирались преимущественно ученые и художники. Они создавались главным образом знатью и для знати, отвечая потребностям и быту аристократии; здесь устраивали приемы и дружеские собеседования, занимались музицированием, танцами и играми.
Садово-парковое искусство являлось непременным элементом досугово-праздничной культуры высшего класса и практически не выполняло никакой утилитарной функции, например парки не служили «легкими» города. Сады и парки выполняли как познавательно-эстетические функции (скульптурные и картинные галереи, архитектурные сооружения, ландшафтные ниши), так и идеологические (прославление военных достижений хозяина, историко-патриотические сооружения, государственная символика).
В эстетику сада входила даже одежда прогуливающихся и принимающих участие в садовых празднествах. Так, в Большом Петергофском дворце при Елизавете на торжественных выходах и балах дамы и кавалеры должны были надевать особые «петергофские платья», гармонирующие с наружной окраской дворца и зеленым и белым цветами сада с фонтанами.
Начиная с XVI в. садово-парковые ансамбли возводятся с расчетом не только доставить эстетическое наслаждение посетителю, но изумить его экзотическими растениями, птицами и животными. Здесь создавались обширные оранжереи, парники, вольеры, зверинцы, купальни, гимнастические площадки, лужайки для игр, обсерватории, химические лаборатории, библиотеки, увеселительные строения, небольшие водопады, концертные площадки и павильоны, прогулочные аллеи и дорожки, беседки для интимных встреч и т.п. Сложное парковое хозяйство поддерживали многочисленные садовники и садовые рабочие, что требовало огромных средств.
Среди основных типов парков выделяют: террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами); регулярные «французские» (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей); пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта —с лужайками, вьющимися тропинками, речками, озерами); миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испанско-мавританских двориках; японские сады —символические композиции из воды, растений и камней). Каждый тип распадается на множество национальных вариантов и стилевых направлений, связанных с особенностями исторической эпохи, географии и климата, местных традиций и т.п. Так, в рамках англо-французских парков выделяют сады Ренессанса, барокко, романтизма, классицизма, их отличают от итальянских и голландских садов. По мнению Э. Хайамса, голландские регулярные сады отличаются интимностью, уютностью и обилием цветов. В величественных французских регулярных садах, используются большие массы деревьев и вьющиеся вечнозеленые растения и в гораздо меньшей степени цветы.
История садово-паркового искусства насчитывает около 5 тыс. лет. В течение трех тысячелетий в Древнем Египте наряду с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах знати; наряду со священными рощами и озелененными улицами они составляли основу «зеленой архитектуры» городов, строившихся по прямолинейному плану. Геометрическая схема построения городского пространства определяла регуляр-
ный характер древнеегипетских садов-парков с четко выраженной главной осью, которую составляла обычно увитая виноградом центральная аллея. Квадратный по форме сад, обнесенный каменной стеной, вмешал прямоугольные бассейны, круглые беседки, малую скульптуру, деревья, цветы и траву: лотос, инжир, гранат, розы, жасмин, гвоздики, васильки, маки. Помимо эстетической садово-парковое искусство в Египте выполняло также религиозную функцию.
Рис. 38. Сады Семирамиды
Достопримечательностью Древнего Вавилона, названной одним из семи чудес света, были висячие сады Семирамиды(рис. 38), построенные около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II для его жены — мидийской царевны. В архитектурном плане это чудо инженерного искусства представляло собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ, которые поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпичей, скрепленных гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым слоем лежала плодородная земля, куда высаживались семена трав, цветов, кустарников, деревьев. Каждый ярус имел специальную водопроводную систему — водопроводные трубы, проложенные в полости громадных колонн, поддерживавших все инженерное сооружение. По ним день и ночь на высоту 300 м вода из Евфрата при помощи деревянного насоса подавалась на верхний ярус садов, откуда, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов, так что земля всегда оставалась влажной (в свое время власти Ирака обещали выплатить награду в 2 млн долл. тому, кто откроет секрет полива висячих садов). Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В повозках, запряженных быками, в Вавилон привозили деревья, завернутые во влажную рогожу, семена ред-
ких трав, цветов и кустов. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата. Как и египетский, вавилонский сад относится к числу регулярных. Идея создания садов на террасах оказалась достаточно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и России («верховые» сады Московского Кремля XVII в.). Подобный прием садово-паркового искусства в измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.
Идея висячих садов восходит к глубокой древности, но она не потеряла своей актуальности, наоборот, стала еще актуальнее. Современные города задыхаются без свежего воздуха, все меньше остается места для живительной зелени. Городские деревья погибают от солей тяжелых металлов и общей загазованности, а автомобильные стоянки и торговые павильоны пожирают чудом уцелевшие газоны.
Российские и немецкие ученые предложили для больших городов новое воплощение старой идеи — проект «Зеленая крыша». Они разработали технологию и подобрали растения для устройства садов на крышах. После долгих экспериментов были разработаны способы недорого и эффективно создавать своеобразные сады из растений, устойчивых к экстремальным условиям большого города. Только на первый взгляд кажется, что на крыше
Врезка