Вилла, усадьба, коттедж
Социальная дифференциация проявляется не только в городе, но и за его пределами. Загородные дома могут принимать вид роскошных особняков или маленьких времянок в зависимости от статуса владельца и его материального достатка.
Волгоградца или туляка, приехавших в Лондон, больше всего поражает, что там почти нет многоквартирных многоэтажных жилых домов: почти все живут в односемейных домах с приусадебными участками. Соответственно, ни у кого нет нужды в даче — втором загородном жилье".
Америка именует себя первой в мире страной пригородного типа. Однако это не так. Следует согласиться с точкой зрения Махнача и Марочкина23, которые считают данное утверждение большим преувеличением. Еще в конце XIX в. в Великобритании возникла идея города-сада как альтернативы промышленному мегаполису. Согласно идеям зарубежных социологов Говарда и Энвина, город должен быть застроен односемейными домами с приусадебными участками, с общегородским общественным центром. Однако специалисты обнаружили, что такая планировка почти в деталях повторяет планировку старинного русского города: многоступенчатая внутренняя структура, характер застройки, плотность заселения, количество домовладений на единицу площади. Даже идея не прямых, а изломанных улиц повторяет древнерусский город, вписанный в ландшафт. Русский город утопал в зелени, в отличие от пыльного и грязного западного.
На каждой усадьбе был сад-огород, деревья росли на церковных участках, на улицах и площадях, в поймах рек и на берегах прудов. Этот тип поселения до сих пор сохранился в провинциальных российских городах с односе-
ных) предприятий и учреждений, особенно краже энергоносителей и рабочего времени, стимулирует скрытую и формальную безработицу, уклонение от налогов и теневую экономику (например, в сфере ремонта и строительства), помогает сохранению тяжелых, вредных, опасных видов труда, необходимых работнику для раннего выхода на пенсию, а также пассивному, номинальному псевдотруду в виде суточных дежурств, за которыми следуют несколько свободных дней; содействует умножению тьмы сторожей, охранников, мелких чиновников. Садовые участки и сохраняющиеся на периферии пригородных зон остатки натуральной деревни, где дома скуплены горожанами, для своего поддержания требуют расширенного воспроизводства пенсионеров, и общество идет навстречу, поставляя туда «нетрудоспособных» трудоголиков. Сотни тысяч еще не старых и практически здоровых мужчин и жен-
щин стараются получить инвалидность, запасаются справками об инвалидности детей и о многодетности, чтобы бесплатно ездить на свои «фазенды» или из деревни на городской рынок.
Ведь не секрет, что в сельской местности России могут нормально трудиться только «нетрудоспособные» и «безработные». Сокращено по источнику: Родоман Б. Великое приземление // Отечественные записки. 2002. № 6.
22 Хотя в последнее время многие состоятельные англичане покупают загородные дома с участками вживописных местах Франции. Но происходит подобное не потому, что не хватает места на острове.Лондонцы и манчестерцы как бы приобщаются к культурному туризму: смена обстановки, возможность добраться до любого европейского центра, приобщиться к памятникам культуры, а заодно иотдохнуть на континентальной «фазенде».
23 Махнач В.Л., Марочкин С.Н. Русский город и русский дом. — http://olmerl.newmail.ru/21_23.htm.
мейной усадебной застройкой; его фрагменты уцелели даже в Москве, в частности усадьба, где умер Н.В. Гоголь, на Никитском бульваре, рядом с Арбатской площадью — в самом центре мегаполиса. В московском Замоскворечье еще можно видеть старорусские дома: дом победнее — одноэтажный с мезонином, побогаче — двухэтажный с мезонином. Чем богаче усадьба, тем больше было возможностей для выражения эстетического и бытового идеала русского человека. В конце XVIIв. таких усадеб с палатами, окруженными несколькими дворами, парадными и хозяйственными, со множеством служебных построек, часто с церковью, связанной с домом галереей-переходом, в Москве было несколько десятков.
По наблюдениям Е.И. Кириченко, одного из крупнейших специалистов по русской архитектуре и градостроительству середины XIX— начала XXв., в предреволюционной России по системе города-сада развивались рабочие поселки. Для удешевления строительства в них появились секционные дома — на четыре семьи с приусадебными участками, примыкающими к дому со всех сторон. Наиболее зрелым воплощением идеи города-сада были пристанционные поселки, формировавшиеся как административный, церковный, культурный, торговый, школьный центр, окруженный односемейными усадьбами с садами-огородами.
И другие славянские и восточноевропейские страны, по мнению Махнача и Марочкина, были странами пригородного типа, т.е. с городами, застроенными односемейными домами с приусадебными участками, задолго до Америки. Еще в начале XXв. большинство русских горожан жило в своих домах. Для русского города с широкими улицами характерны связанные с природой композиции и открытые пространства, лестницы с площадками-рундуками, лоджии, галереи. Городские дома XIXв., особенно у зажиточной части населения, часто имели мезонин и бельведер, с которых открывался вид на много километров вокруг.
Усадьба — комплекс жилых, хозяйственных и служебных помещений, парковых и других построек, составляющих единое целое. Традиционные крестьянские усадьбы включали избу, гумно, хлев, конюшню и др. В XVII—XIXвв. сложился тип помещичьей усадьбы (барский дом, обслуживающие постройки, парк, церковь и т.д.). Существовали и городские усадьбы (дом, служебные корпуса, сад). В городах в усадьбу входили дом, служебные помещения, сад. Усадьбой называется также производственный и жилой центр колхоза, совхоза. Конец XVIII— начало XIXв. — период интенсивного строительства усадеб в России. Дворянство, освобожденное от обязательной государственной службы, обустраивало провинцию миниатюрными дворцами. Усадьба превращалась в художественный салон, место общественных встреч, художественную галлерею, архитектурное произведение.
Во второй половине XIX— начале XXв. дворянство начинает разоряться, его экономическая роль в обществе падает. На первый план выходит буржуазия — промышленники и купцы. Они скупают дворянские усадьбы и становятся их хозяевами. Век капитала — век стяжательства и варварства. Однако приобщение русской буржуазии к художественным произведениям и
усадебному искусству смягчает ее нравы. Усадьба — органический сплав культуры и природы.
Аналогом русской усадьбы за рубежом служит вилла. Ее значение менялось с течением времени. В общеупотребительном значении вилла (от лат. villa — усадьба, поместье) — это загородный дом с садом или парком. В Древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. В экономической науке под виллой подразумевают рабовладельческое поместье средней величины (до 100 га), что предполагает наличие агрикультурного хозяйства.
Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Комплекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи близ Рима, 125—135 гг. н.э.). На территории Британии первые виллы — сельские усадьбы — возникли во второй половине I в. Лишь 1—2% британских вилл не были связаны с сельскохозяй ственными работами. Наиболее показательна в этом отношении вилла в Фиш-борне (племя регнов), описанная Б. Кунлиффом24. По мнению автора, вилла, постройка которой была завершена во время правления Флавиев (69—96), имевшая площадь около 10 акров (4 га), состояла из четырех резиденций, включала все атрибуты римской цивилизации. Богатые виллы в Британии I в. — большая редкость. Они строились, как правило, вблизи границ, охраняемых войсками, и невдалеке от крупных административно-политических центров провинции.
ВI в. кроме роскошных вилл, копирующих римские стандарты жизни, появились виллы коридорного типа с галереей по фасаду и крыльями по флангам. Они были просты и непритязательны с виду, в них отсутствовали мозаика, бани и другие признаки комфорта и роскоши. С середины II в. возрастает площадь застройки, появляются многочисленные подсобные помещения для управляющих и рабов, амбары и хранилища, дома заполняются атрибутами римской цивилизации. Самый распространенный тип богатой виллы связан с размещением построек вокруг внутреннего двора. Вилла в Норт Лайте имела внутренний двор 60x50 м (для сравнения: площадь форума в Каллеве была 44x40 м). Вилла в Даренте занимала площадь в 1,5 га, состояла из трех зданий, соединенных открытым двором. Размеры центрального здания 37,8x18,3 м. В каждой постройке имелись бани, отопительные системы, среди надворных построек — две сушилки для зерна, хлев, мастерские сукновалов25. В дальнейшем количество вилл в Британии возрастало. Земельные владения вилл охватывали от 800 до 2 тыс. га. Роскошные интерьеры вилл украшались мозаикой, иллюстрирующей произведения Вергилия и Овидия. Однако в VI в. в связи с нашествием варваров в Британию институт сельских загородных домов пере-
24 Cunliff B. Fishbourne. A Roman Palace and its Garden. L., 1974.
25 Detsicas A. Peoples of Roman Britain. The Cantiaci. Alan Sutton, 1983; Перфилова Т.Б. Романо-бри-танская вилла. — www-koi8.yspu.yar.ru.
живает глубокий кризис, их число резко сокращается, а хозяева и работники переселяются в города.
В эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады (вилла Мадама в Риме, 1517г., архитекторы Рафаэль, А. Да Сангалло). Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяются сложной и прихотливой композицией пышных барочных вилл, рассчитанной на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса.
Рис. 43. Загородная вилла в США
В XIX—XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или в курортной зоне.
Многие москвичи среднего достатка сегодня стремятся построить дом, в котором можно отдыхать в свободные дни, не обременяя себя работами на приусадебном участке.
Для состоятельных москвичей сегодня не существует проблемы в приобретении загородного жилья. Те, кто готов заплатить по меньшей мере 250 тыс. долл. за коттедж, а потом потратить еще столько же на отделку, могут найти множество вариантов. Участки земли — от 30 соток до нескольких гектаров. Повышенным спросом пользуются коттеджи. В области сейчас почти 120 таких поселков на 15—20 домов каждый. Специалисты говорят о «коттеджном буме».
Работать в городе, а жить за его пределами — это привычное для Запада явление — пока еще не стало жизненным принципом и необходимостью даже для тех, кто может позволить себе купить подмосковный дом. Большинство предпочитает или отдыхать за городом, или работать на огороде, а жить все же в столице.
ГОРОДИДЕРЕВНЯ
Город представляет собой определенный, отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям которого присущи черты, объединяемые понятием городского образа жизни. Для города характерна концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая (по сравнению с деревней) демографическая, профессиональная и организационная структура.
Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. Город и деревня — самодостаточные системы, т.е. могут существовать практически друг без друга либо находясь в таких взаимоотношениях, что их нарушение не приведет к гибели каждого из них.
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения и размерами, но также специализацией: текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), автомобильной промышленности (Тольятти), города науки, или наукограды (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Сергиев Посад) и т.п. В каждом типе города свой уклад и тип культуры.
Культура города состоит из таких элементов, как нормы и ценности данной городской общины, социальная психология городского сообщества, образ жизни и менталитет горожан, социальная коммуникация и социальное проектирование и т.п. Ее границами является территория самого города.
В отличие от нее городская культура не ограничивается административными рамками одного поселения и способна распространяться в том числе и на сельскую местность. Деревенский житель с плеером или магнитофоном — это отголосок городской культуры.
Различают три исторических типа городской культуры. Первый — городская культура доиндустриального общества. Она возникла 5—6 тыс. лет назад в государствах Древнего Востока и античной Греции, распространилась на Западную Европу, где просуществовала вплоть до XVIII в. Во многих странах мира данный тип культуры до сих пор преобладает. Ее сменил второй тип — городская культура индустриального типа. Ее расцвет в Европе приходится на XIX —
середину XX в. В России она начинает формироваться в конце XIX — начале XX в. на основе процессов первичной индустриализации, непосредственно связанной с переходом к машинному производству с широким использованием парового двигателя, электроэнергии и «первичной» урбанизации, связанной с резким ростом как численности городов, так и городского населения. Подавляющее большинство российских городов и сегодня относится к индустриальному типу: расположенные в черте города промышленные предприятия, слаборазвитые средства коммуникаций и транспортные магистрали, однотипная застройка крупнопанельными домами, отсутствие современных архитектурных решений. Третий тип городской культуры — постиндустриальная — складывается сейчас и становится преобладающим в передовых странах Запада.
Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, художественные галереи и т.п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
Отличительной особенностью городской среды выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами.
Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Хлорированная, а не родниковая вода, загазованный из-за множества машин и заводов городской воздух, повышенный уровень шума и запыленность атмосферы. Такая искусственная среда непривычна для человеческого организма в отличие от традиционной деревенской. Дело в том, что возникла она лишь в последнее столетие и биологически человек не успел к ней приспособиться. Этим во многом объясняются ослабленное здоровье горожан и их стремление поддержать его всеми доступными средствами.
Первый нарком просвещения Советской России А. В. Луначарский в статье «Социологические патологические факторы в истории искусства» сравнивал психические заболевания деревенских и городских жителей. В деревнях,
писал он, подавляющее большинство психических заболеваний «имеет тенденцию к идиотизму», в результате чего мы имеем «пониженное количество впечатлений, сонную одурь, полное почти отсутствие возбудителей и отсюда — лень, склонность к помертвению психической жизни». В городах преобладают «меланхолия и маниакальные возбуждения». И даже если переселить деревенских детей, родившихся в определенный год, в город, а городских — в деревню, то «результат, в смысле действия обстановки на характер психических заболеваний, остался бы тот же несмотря на наследственность»'.
Рис. 44. Культурное пространство города характеризуется анонимностью социальных отношений
Если для сельской культуры характерно триединство: единство места работы, места жительства и места отдыха, то для городской культуры характерна противоположная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточено в центре города, а большая часть жителей обитает на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаше, чем сельчане, выезжают на отдых или в командировку в другие города и страны.
С возникновением городов человечество сделало гигантский шаг в своем развитии. Города — двигатели прогресса. Несмотря на то что с ростом городов связаны такие отрицательные явления, как преступность, нищета, трудно переоценить значение города для развития человека и культуры. Основная особенность городской жизни состоит в концентрации деятельности на небольшой территории.
Также различается возрастной состав городских и сельских жителей. В городе меньше стариков, поскольку здесь проживает много людей зрелого возраста, которые провели детство не в городе.
1 Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М., 1975. С. 187—188.
Повседневная борьба за хлеб насущный, преодоление сопротивления природы, которые характеризуют деревенскую жизнь, формируют особый стиль жизни, и он в городах постепенно утрачивается. Здесь индивида окружают машины и бытовой комфорт, ему не надо бороться за существование в буквальном смысле, до тех пор, разумеется, пока у него есть оплачиваемая работа. Сегодня от жителя большого города требуется все меньше физических усилий, он стремится к минимуму работы и максимуму удовольствий. Высокий уровень роскоши, по убеждению А. Гелена, в истории всегда совпадал с ростом испорченности и декадансом.
ДЕРЕВЕНСКАЯ ОКОЛИЦА
Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т.д.). Естественно, что все ее жители знают друг друга, поэтому между ними существуют межличностные отношения, чего о городе вы не можете сказать.
Деревня,в узком, исторически сложившемся в русском языке значении, — это небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т.п.). Деревня (село, сельцо, починок) — село без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца или хозяйственными постройками, в XVI в. называлось сельцом. Новые поселения, возникающие на впервые поднятом участке, называли починками. Когда с первоначальным двором в починке возникали один или два других, он становился деревней. Деревня превращалась в пустошь, если в ней не оставалось жилых дворов и пашня забрасывалась. Незначительные поселения, окружающие город, именовали застеньями, околотками, охабнями, слободами.
Сельские жители*в гораздо большей степени, нежели горожане, привыкают к определенному ландшафту и на всю жизнь считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя неуютно при переселении на равнинную степь или морское побережье, даже если климатические условия их близки. Характерно, что русские переселенцы в степные районы старались посадить около дома хотя бы одну березку или какое-то другое «родное» дерево, чтобы ослабить острое чувство ностальгии2.
Деревня живет по природным законам, подчиняясь циклу земледельческих работ и смене времени года. Деревня — это особый мир, близкий земле как источнику существования. Крестьянам присущи стихийное, но безусловное понимание цельности бытия и осознание себя необходимой частицей своеобразного мужицкого космоса. Строгая очередность труда и отдыха порождает определенный распорядок, вносит психологическую разрядку в не-
2 Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Этнографическое обозрение. 1983. № 1. С. 13.
богатую радостями крестьянскую жизнь, смягчает и облагораживает нравы. Обряды и праздники, сказки и заговоры, песни и хороводы исполнены для крестьян глубокого смысла.
Сельский житель, пахарь, близкий к природе, пастух на альпийских лугах укоренен в органической структуре и цикличности времени. Времена года, погода, естественное поведение обитающих рядом и вместе с ним животных задают естественный строй времени, и если сжиться с ним, то и проблем почти не возникает. Однако такой ритм не годится в городе.
Село — славянское слово, означало селение, в котором находился владелец земель, а окружающие его селения назывались деревни. ВКиевской Руси — княжеское загородное имение. Позже у русских — крупное крестьянское поселение с церковью. У украинцев и белорусов — вообще селение, равнозначно деревне.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
Село и город — две точки, начальная и конечная, эволюции места жительства человека. С сельского поселения начиналась история человеческого общества, городом она заканчивается. Все содержание этого сложного, длительного и полного драматизма процесса превращения охватывается понятием урбанизации. Она привела к окончательной победе городского образа жизни над деревенским.
Село, город, жилище — это особая форма, в которой физическое и социальное пространства соединились прочными узами. Вместе с тем это пространство пронизано динамикой, изменением. Человек проводит свое рабочее и внерабочее время в городе или селе. Здесь формируется его образ жизни. Он переезжает из села в город и обратно, из одного города в другой, меняет место
жительства и место работы. А там, где образ жизни и мобильность, там сконцентрировано социальное время.
Город — совсем иное социальное пространство, нежели сельская местность. У горожан свой, не такой, как у селян, уровень и образ жизни, свои манеры и привычки, иная система социальных отношений. В деревне, к примеру, принято здороваться с каждым человеком, в том числе и с незнакомым. А в городе, наоборот, считается неприличным, бестактным обращать внимание на незнакомого человека. В деревне проживает, как правило, несколько сотен человек, занятых в основном сельскохозяйственным трудом. Здесь культурные традиции, трудовые навыки передаются от отца к сыну, от матери к дочери. Все жители знают своих соседей, высок уровень конформизма, социального контроля. В городах даже родственники чаще всего живут достаточно далеко друг от друга, здесь множество профессий и видов деятельности, ежедневные поездки на работу становятся частью образа жизни, наблюдается значительная анонимность общения.
В сознании сельского человека город издавна представал в образе праздника, противоположного трудовым будням деревни. Правила поведения в
городе разрешали делать то, что было недопустимо в деревне: разгул, излишества, мотовство.
В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.
Города — постоянный источник оппозиции. Роль деревни переменчива: она одновременно — источник и стабильности, и революционности. Города — очаг переворотов и мятежей, которые редко перерастают в настоящую революцию, так как горожане с трудом воспринимают интересы и потребности крестьянства3. Революционные агитаторы говорят на непонятном для крестьян языке абстракций.
Горожанин ежедневно пользуется множеством таких вещей и служб, которыми не пользуется или не пользовался прежде селянин, например общественный транспорт, химчистка, игральные аппараты и луна-парки.
Особенностью городской культуры является наличие досуга. В деревне у неленивого и здорового крестьянина не возникает вопросов, как использовать свободное время. Там оно поглощается домашним хозяйством, промыслами. Природа — место труда и одновременно отдыха.
Врезка
Е. Щербакова