Что можно и что нельзя
Л.Я. АВЕРЬЯНОВ
В ПОИСКАХ СВОЕЙ ИДЕИ
Статьи и очерки
Москва - 2000 г.
Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи: Статьи и очерки. - М., 2000. - с.
Автор рассматривает социологические проблемы вопроса, делится размышлениями о предмете социологии, анализирует факт как философское понятие и его интерпретацию, исследует процесс социализации.
Рассчитана на широкий круг читателей и, прежде всего на тех, кто интересуется социологией и проблемами социализации.
Ó Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи. Статьи и очерки. М., 2000. - с.
С о д е р ж а н и е
Введение..................................................................…………………………………4
Некоторые размышления о предмете социологии………………………………..8
Почему люди задают вопросы............................………………………………...35
Искусство задавать вопросы и получать ответы.………………………………...57
Факт и его интерпретация......................................………………………………..87
Порог социализации...............................................………………………………103
A priori & a posteriori (интерпретация понятий)...……………………………...154
Как выйти замуж?...................................................………………………………185
Заключение.............................................................……………………………….205
Когда человечество осознало, что является особым образованием, оно поставило задачу понять себя. Так появилась социальная философия, а затем социология как специальная наука об обществе.
Однако, исследуя социальные процессы и явления, социология практически не занималась собственно своими проблемами - как методологией (прежде всего) и методикой исследований. Нередко происходило смешение понятий "социальное знание" и "социологическое знание", подмена одного другим. Социальное знание представлялось в научной литературе как социологическое, а в социологию включали фактически все социальное знание, хотя социология изначально была определена как наука, исследующая общество, социальные процессы и институты в соответствии со своими законами и правилами познания. Задача социологии - выяснить, как человек познает, исследует социальный мир - заменялась знанием о социальном мире. Специфика социального мира предполагает и особые методы его познания.
В исследовании социального, безусловно, использовались специальные методология и методы, но по большей части неосознанно, скорее интуитивно. Социальное знание добывалось, обрабатывалось, систематизировалось, представлялось и оформлялось, но как это делалось? Сложный механизм получения знания с его законами и правилами, особенностями оставался нераскрытым.
В настоящей работе обращено внимание только на один методический аспект социологии - умение задавать вопросы, чтобы получать адекватные ответы. Может быть, умение задавать вопросы есть краеугольный камень всего процесса познания, в том числе и социологии. Методологически и методически правильно поставленный вопрос означает получение нового знания на основе осознания имеющегося знания, т.е. исследование неизвестных областей в частности социального.
Таким образом можно заключить что предметом социологии является прежде всего то знание, которое находится в сознании человека в различных формах это весьма принципиальное положение. Объективный мир ставит задачи, ответы на которые человек в первую очередь ищет в своем прошлом проверенном знании и проверяет их путем положительной реакции природы на свои действия. Иначе говоря, человек как бы спрашивает природу: правильно ли я тебя понял? Получив положительный ответ, он смело вступает в новый для него мир. Понять неизвестное можно только посредством известного и никак не иначе.
Что же изучает социология? Только законы социального образования или социальные законы, причем в "чистом" виде, примерно так же, как это делает математика, разрабатывая "чистые" математические законы.
Научное знание всегда осознанно в отличие от обыденного представления, которое по большей части интуитивное. Человек не смог бы жить в пространственном мире физических величин, если бы не знал законов пространственной вариации, выражаемой, в частности, математическими законами. Они известны любому человеку, иначе он сбивал бы углы на поворотах. Но знание это, подчеркнем, интуитивное, неосознанное.
Любой человек знает и социальные законы, иначе он не смог бы существовать в социальном мире. Поняв эти законы, социологи вписали их в учебники и тем самым убыстрили процесс передачи знания и освоения мира. Неосознанное знание требует длительного освоения, осознанное - формальных методов передачи знания, т.е. обучения и короткой социализации.
То, что социология исследует, называется фактом в его узком или широком смысле. Факт, согласно расхожему мнению, - это нечто, существующее в качестве объективной реальности, данной человеку, а вопрос - требование (потребность) получения информации. На наш взгляд, это не совсем так. Вопрос - это форма выражения концептуально-гипотетического знания, которое необходимо проверить в процессе выхода в тот мир, который ставит вопросы и который находится вне сознания. Но построить концепцию, даже гипотетическую, означает обрести знание, его актуализировать. Такое понимание факта означает, что он есть знание, которое уже существует. Ибо любая объективная реальность существует в голове человека только как знание осознанное или неосознанное. Факт в данном случае осознанное знание приобретшее статус прошлого знания и объективной реальности. В соответствии с применяемой в данной работе терминологией факт - прошлое проверенное истинное знание, не более того. Но и таковым он становится только в тех временных и пространственных рамках, в которых человек способен решать свои задачи. Вне этих рамок факт уже не существует, он превращается в интерпретируемый факт. Это означает, что факт как прошлое знание, успешно действовавший в прошлой типовой ситуации, нельзя применять, использовать в новой для него ситуации, принципиально новой или несколько отличной.
Что же такое интерпретация факта? Только то, что приобретенное знание является гипотетическим, или, возможно, истинным знанием. Интерпретация факта означает познание новой реальности посредством известного прошлого знания, имеющегося в голове человека. Интерпретация - это тот мостик, который мы мысленно прокладываем в новый мир из своего собственного.
В рамках вышесказанного хорошо интерпретируется и процесс социализации. Ребенок усваивает мир как прошлое знание человечества. Для него мир истинный и имеет статус факта, он просто есть как объективная реальность, которую надо познать и которой необходимо подчиняться. Но ребенок не был бы человеком, если бы не интерпретировал факты, ибо только в интерпретации познаются законы социального бытия и всего естественного мира, благодаря им ребенок познает и строит собственный мир. Социализация - это обучение и умение перекидывать тот самый мостик из прошлого в будущее знание.
В настоящей работе представлена еще одна статья, которая как бы выбивается из общего стиля и поля исследования. Это интерпретация понятий априори и апостериори И.Канта. Но только на первый взгляд. На самом деле философское учение о трансцендентальном познании мира может быть очень тесно взаимоувязано с природой социального бытия. Во всяком случае, идеи врожденных программ как основы социализации человека безусловно находят отражение в кантовских априорных формах.
Это лишь некоторые идеи, высказанные в предлагаемом исследовании. Насколько они окажутся интересными, судить читателю.
Что можно и что нельзя
Имеются действия, которые можно совершать, и о которых можно говорить.
Имеются действия, которые можно совершать, но о которых нельзя говорить.
Имеются действия, о которых можно говорить, но которые нельзя совершать.
И имеются действия, о которых нельзя говорить и нельзя совершать.
Порядок и беспорядок
Беспорядком обычно называют такой порядок вещей (явлений, поступков, мыслей), который не позволяет решить осознанную задачу. Беспорядка, т.е. бессистемного расположения вещей как такового не бывает, имеется только разные системы расположения вещей, решающие различные задачи.
Другое дело, что задача, которую решает данный порядок, не известен и тогда говориться о беспорядке.