К социальному пространству
Нам кажется, что построение социального пространства и анализ его фундаментальных свойств необходимо проводить только на основе предварительного рассмотрения метрики и топологии физического пространства. Анализируя общие и отличительные черты, выявляя уникальность общественных процессов, обнаруживая способность геометрического образа физического пространства отобразить нормальные и искаженные (социальная патология, аномия) процессы, можно в конечном итоге подойти к аутентичной социологическим целям построения модели социального пространства. В общем и целом можно сказать, что теоретическое описание реальности средствами социологии в фундаментальной науке должно, хотя этого чаще всего не происходит, начинаться с анализа социального пространства.
Социальное пространство, к которому в последнее время обращается все больше социологов, входит в разряд фундаментальных категорий наряду с понятиями «общество», «личность», «социальная структура» и «социальная стратификация».
Социальное пространство — место, где происходят описываемые социологом события, явления и процессы. У каждой науки есть свое пространство.
Над идеей социального пространства размышляли Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф. Лейбниц, Ф. Ратцель, Г. Зиммель Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе, Е. Спекторский, П. Сорокин, Б. Верлен, М. Кастельс и др.17 Пространственные представления и понятия можно усмотреть у Н. Лумана, Ю. Хабермаса и др.18
К ним склонялся и Т. Парсонс, однако целостного взгляда на то, что такое социальное пространство, он не изложил. По всей видимости, он противился самому этому понятию, полагая, что социолог, хотя и способен оперировать терминами из самых разных наук, должен с осторожностью выбирать кандидатов на социологические понятия. Исходные элементы своей системы Парсонс называет «единичный акт». Точно так же как единицы классической механической системы — частицы, эти акты можно определить
См.: Ratzel F. Politische Geographic Berlin, 1903; Simmel G. Sociologic. M, nchen. 1908; Wiese L. von. Allgemeine Soziologie. M,nchen, 1924; Durkheim E. Les formes elementairede la vie religieuse. P., 1912; Сорокин П.А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 2; Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Варшава, 1910. Т. 1; Киев, 1917. Т. 2.; Филиппов А.Ф. Общество и пространство: |g °бзор монографий Бенно Верлена//Социологический журнал. 1996. № 1-2. С. 222-227.
CM.:HabermasJ. Dieneue Unubersichtlichkeit. Frankfurt/a. M., 1985; Parsons Т. The Structure of Social Action. N.Y., 1997.
только через их свойства - массу, скорость, положение в пространстве, направление движения и т.д., так и единицы систем действия также имеют определенные свойства, без которых нельзя представить себе эти единицы
<<СТе?н 1меГее,Ипо убеждению Парсонса, пространство - это сугубо физическое понятие Физика не мыслит и не способна мыслить события иначе какнаходящимися во времени и пространстве. Когда социолог рассматривает го-под либо территориальную общность, то и он прибегает к пространственнымобразам например, когда говорит о местожительстве индивида. Однако нетолько Физика но и другие эмпирические науки, а к их числу принадлежит итипология если она занимается полевым исследованием, специализируются на описании процессов во времени. Но социология принадлежит к разрядунаук о культуре а культурные события касаются вечных ценностей и поэтомувнепоостранственны и нетемпоральны. Социология, поскольку она имеетдвойственную природу, обязана учитывать и особенности физического под-д хода к реальности, и особенности куль-
турологического взгляда на явления.
Совершенно очевидно, напоминает Парсонс, что социальное действие име ет прямое касательство к категории «впемя» но имеет ли оно какое-либо отношение к пространству? И сам же отвечает' весьма косвенное или частичное. Человек обладает материальным телом которое размещается в определенной точке пространства («пространство - вместилище тел»). Это правда. Но правда и то, что смысл человеческих действий не имеет отношения к физике тела. По своему содержанию они принадлежат культурному пространству (если допустима подобная метафо-га по отношению к концепции Парсонса). Он так и выражается: физическое впемя есть способ соотнесения событий в пространстве, время действия -способ соотнесения средств и целей с другими элементами действия. Действие - непространственно, но темпорально. Таков взгляд на вещи любой аналитической науки, а социология принадлежит к их числу. Хотя Парсонс неоднократно использует термины «пространство» и родственное ему «система координат», они не несут у него социологической нагрузки.
Обобщая сказанное, можно заключить, что Парсонс оставил социологиювне пространства - не только физического, но и социального. Хотя, отдадим ему должное, не запрещал их употребление в соответствующем теоретическом контексте20. u
Более гибкую позицию занимает современный социолог М. Кастельс, которого по масштабу часто сопоставляют с Парсонсом. Социальная теория пространства развивается у него на пересечении трех факторов: физического пространства, социального пространства, времени. По Кастельсу, «пространство есть выражение общества»21 и «пространство есть кристаллизованное время» С социологической точки зрения «пространство является мате-
" Parsons T The Structure ofSocial Action. Glencoe, 111. 1949. P. 43.
parsons i T Social structure and the Symbolic Media of Interchange//Approaches to the
S°udPy0of"ЈЈl 2/ "Cby P. Blau. N.Y 1975. P. 94-120; Parsons T. The Social System. N.Y., 1964! Parsons T. The Structure of Social Action. Glencoe, 111. 1949.
» Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М, 2000. С. 384.
риальной опорой социальных практик разделения времени»22. Человеческое общество как социальное пространство построено вокруг потоков капитала, информации, технологий, организационного взаимодействия, изображений, звуков и символов. Под потоками Кастельс понимает «целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, политических и символических структурах общества»23. Пространство потоков видится Кастельсу в виде трех слоев материальной поддержки: первый слой состоит из цепи электронных импульсов, сосредоточенных в микроэлектронике, телекоммуникациях, компьютерной обработке, системе вещания, высокоскоростного транспорта; второй слой состоит из узлов и коммуникационных центров, которые обеспечивают гладкое взаимодействие элементов, интегрированных в глобальные электронные сети; третий слой относится к пространственной организации доминирующих менеджерских элит, осуществляющих управленческие функции.
Одним из первых социологов, поставивших весьма прямо вопрос о социальном пространстве и времени, был Г. Зим- мель (1858—1918). Он сводил общество к взаимодействию индивидов, а взаимодействие — к пространству и времени как чистым «социальным формам». Во многом такому подходу способствовал его «геометрический» метод, подсказывающий точные пространственные координаты для тех социологических переменных, которые прежде, до Зиммеля, целиком погружались в контекст морализирующих философствований. Социальная форма, или форма соци-ации людей, объективно ставшая уже смыслообразующим центром новой культурной реальности, является также основным предметом изучения в социологии Зиммеля. Формой социации может быть: 1) социальный процесс, например мода, где человек одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность группе, или более крупномасштабное явление, такое, как разделение труда; 2) житейские ситуации (тяжба, обмен, общение) и социальные нормы (честь, обычай); 3) социальные типы (циник, бедняк, аристократ, кокетка), которые формируются благодаря включенности человека в устойчивые структуры отношений, в результате чего и сам индивид наделяется некоторыми сущностными характеристиками как устойчивыми постоянными чертами, существующими независимо от конкретного взаимодействия; 4) группы (семья, тайное общество, политическая партия), элементы групповой структуры и процессы (иерархия, централизация, господство и подчинение, формальные организации).
У Зиммеля социология понимается несколько иначе, чем это принято сегодня. Она меньше занимается содержанием человеческих отношений и взаимодействия людей и гораздо больше — их формой. Она уподобляется грамматике, которая отделяет чистые формы языка от содержания слов, их смысла и социального окружения. Чистые формы социальности, или социации, это всего лишь геометрические оболочки происходящих событий. Точно так же
Кастельс М. Указ. соч. 23 Там же. С. 386.
математик не интересуется содержанием физического пространства, когда описывает пространство и время. Они — лишь оболочки для материальных предметов. Как видим, подход Зиммеля очень правильный с методологической точки зрения. Возможно, он открыл бы перед мировой социологией замечательные перспективы, но последняя, к сожалению, не пошла по его пути (правда, и сам Зиммель не особенно старался указать ей четкие маршруты). Выход на категории социального пространства и времени как чистые формы социации остался скорее на уровне постановки проблемы и неясных ассоциаций, нежели четко концептуализированной социологической модели.
Гораздо более четкая формулировка, а не просто постановка проблемы, принадлежит П. Сорокину, в 1920-е гг. впервые высказавшему идею о возможности и необходимости представлять все многообразие происходящих в обществе явлений помещенными в социальное пространство.
В своей книге «Социальная мобильность» (1927) П. Сорокин пишет:
...представляется необходимым очень точно обрисовать суть того, что я подразумеваю под социальным пространством и его производными. Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию...), могут быть очень близки социально. Человек может покрыть тысячи миль геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение. Так, положение президента Гардинга в геометрическом пространстве резко изменилось, когда он переместился из Вашингтона на Аляску, тогда как его социальное положение осталось тем же, что и в Вашингтоне... Для того чтобы дать определение социальному пространству, вспомним, что геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой «вселенной», в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем определения положения того или иного объекта относительно других, выбранных за «точки отсчета». Как только такие ориентиры установлены... мы получаем возможность определить пространственное положение всех физических тел, сначала относительно этих точек, а затем — относительно друг друга. Подобным же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли... Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Сам же выбор «точек отсчета» зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп... Дабы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т.д... необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. Когда же наконец определено положение населения как такового среди всего человечества (например, население США), тогда можно считать и социальное положение инди-
вида определенным в достаточной степени... Итак, резюмируем: 1) социальное пространство — это народонаселение Земли; 2) социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами; 3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой их них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида14.
Обширная выдержка из произведения Сорокина понадобилась нам для того, чтобы прояснить все нюансы его позиции. Они сводятся к следующему:
♦ социальное пространство принципиально отличается от геометрического;
♦ оно представляет собой совокупность социальных отношений (связей), в которые вступает любой индивид с другими индивидами, группами и обществом в целом;
♦ социальные координаты такого пространства задаются социальными группами и ничем другим;
♦ социальное положение раскрывается через совокупность социальных связей со всеми группами;
♦ социальное пространство отображает народонаселение, а не статусы.
Последний момент принципиально важен. У Сорокина в социальном пространстве располагаются люди, а не статусы. Подчеркнем данное положение, поскольку в отечественной литературе иногда неправильно трактуют его концепцию. Так, по мнению В.Ф. Анурина, Сорокин «вводит понятие социального пространства, называя этим термином совокупность всех социальных статусов данного общества»25. Если бы Сорокин поступил именно так, то он построил бы логически безупречную теорию социального пространства. Описав социальное пространство и его производные («геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве») в социологических категориях, он социологически не прописал главное действующее лицо в этом пространстве — человека. Нелюди и не народонаселение выступают теми, кто действует в социальном пространстве. Народонаселение —демографический термин, люди, человек, индивид — термины повседневного языка, используемые в самых разных науках. Единственным социологическим термином, с помощью которого можно описать исходную ячейку социального пространства, выступает статус. Но он в качестве такой ячейки у Сорокина не выступает. И вполне логично. Так как статус он сводит к рангу, а не к социальной позиции на ранжированных и неранжированных шкалах.