Признание неспособности контролировать алкоголь

Многие алкоголики уклоняются от лечения или откладывают его, потому что не понимают, что страдают болезнью, от которой можно вылечиться. Они говорят себе или слышат от других, что им надо только собраться с силами, урезать количество спиртного или

— 145 —

совсем отказаться от него. Возможно, в течение дней, недель, месяцев или даже лет они способны на это, но затем тяга к спиртному становится столь неодолимой, что они снова оказываются на крючке все того же пьянства. Многие алкоголики считают себя «плохими» или «слабыми» и не видят выхода из тупика своего болезненного пристрастия.

Другие ищут любые объяснения, почему их жизнь так запутана, уверяя себя, что дело не в алкоголе. Они могут провести немало времени в кабинетах врачей в тщетных попытках найти серьезные физические недуги, объясняющие их инертность. Конечно, они не упоминают о пьянстве или, во всяком случае, преуменьшают количество. Они могут часами раздумывать, в чем главная проблема в их жизни, надеясь в результате уменьшить пристрастие к алкоголю и научиться пить как «нормальные» люди. Они могут решить, что проблема — в их работе, круге друзей, семье или стране, в которой живут. Они могут решить переехать, чтобы избавиться от этих компонентов своей жизни, обычно лишь для того, чтобы обнаружить, что бесконтрольное пьянство продолжается.

Алкоголик не замечает лишь того фак­та, что он бессилен перед алкоголем, то есть не может контролировать его. Алкоголь контролирует и разрушает его жизнь. Алкоголик психологически и физически зависим от наркотика, называемого этиловым спиртом. У него неудержимая тяга к отравлению этим наркотиком. Это повторяющийся импульс, который пересиливает все остальные потреб-

— 146 —

ности. Возможно, это не чувствуется постоянно. Алкоголик может не думать о спиртном целый день, большинство дней, но эта тяга у самой поверхности и может всплыть в любой момент. Хотя стремление выпить может возникнуть у алкоголика под воздеиствием стресса, фактически оно не зависит от состояния чувств. Более того, когда им движет стремление выпить, он не может предсказать исход. Он не знает, сколько он выпьет, когда прекратится запой и как он поведет себя в пьяном виде.

Пока алкоголик не признает свое бессилие перед алкоголем, он не станет на путь выздоровления. Понимание того, что такое бессилие, является первым шагом и фундаментом выздоровления. Чем глубже его понимание и осознание, тем прочнее фундамент и больше шансов остановить болезненное пристрастие. Однако не так легко признать факт невозможности держать алкоголь под контролем и отступить перед ним. Наше общество построено на стремлении к успеху и достижениям. В целом, мы неохотно признаем свою ограниченность как человеческих существ; многие просто боятся этого. Те, кто не понимают болезни, осуждают алкоголиков как неудачни­ков. Но наряду с признанием того факта, что он не может контролировать алкоголь, что алкоголь — деструктивный элемент в его жиз­ни и в жизни близких ему людей, алкоголик должен признать, что ему нужно бросить то что считал своим лучшим другом, оплотом и; центром своей жизни.

— 147 —

Сквозь иллюзии

Чтобы признать концепцию бессилия, алкоголику нужно предстать перед реальностью, понять разрушительность своего заболевания. Это может оказаться крайне болезненно. В начале выздоровления алкоголики и наркоманы не слишком хорошо справляются с болью, потому что анестезировали себя долгие годы. У многих очень низкий болевой порог. Крайне важно, чтобы выздоравливающий имел поддержку людей, которые понимают его поведение, чувство вины и стыда и не заслоняют его от правды. Такое неосуждающее отношение можно найти в группах взаимопомощи (Анонимные Алкоголики), в лечебных центрах, поддерживающих идею, что выздоровление от алкоголизма начинается с полного воздержания от алкоголя и других меняющих настроение веществ. Люди, которые стараются заслонить алкоголика от болезненной реальности, мешают, а не помогают выздоровлению.

Капитуляция перед фактом бессилия перед химическим веществом редко достига­ется «с первого выстрела». Обычно это цепь столкновений с реальностью и воспоминаний о нескольких случаях потери контроля под влиянием этого наркотика. Многие лечебные центры, поддерживающие упомянутую выше идею, делают главный упор в лечении на столкновении с реальностью бессилия и на ущербе, который алкоголик наносит себе и своим близким. Невозможно реалистично справлять-

— 148 —

ся с дефектами личности и проблемами в жизни, пока большая часть энергии алкоголика направлена на поддержание его иллюзий или одержимости алкоголем.

Постепенно, со временем, выздоравливающий алкоголик будет сталкиваться с опустошительными эффектами своей болезни. Например, становясь более честным, он яснее видит, что:

• не может держать под контролем нестерпимое желание выпить;

• разрушает свое здоровье;

• страдают его семья и близкие;

• он сам работает неэффективно;

• не может вспомнить отдельные периоды жизни;

• запутался в навязчивых мыслях;

• отрицает свои чувства;

• пьянство ведет его к финансовой катастрофе;

• ведет себя вопреки своим устремлениям и ценностям.

Пьющий алкоголик в ловушке. Он не живет, а лишь существует или борется за выживание. Только через воздержание вместе с пониманием и признанием собственного бессилия перед алкоголем он найдет путь к ос­вобождению — к праву быть личностью. Постепенно, на основе знаний он освободится от жизни в иллюзиях, от подавляющей ненависти к себе, от утренней дрожи, от основной при­чины семейного хаоса. Он даст себе возможность восстановить здоровье тела. Прекратится разрушение нервной системы, приостано-

— 149 —

вится износ печени и других жизненных органов. Возрастут шансы прожить долгую жизнь.

Одним из важнейших факторов в выздоровлении алкоголика является разрушение «правила умолчания». Чтобы открыться реальности, алкоголик должен признаться близким, что ему нравилось терять контроль. Кроме того, чтобы встряхнуть свою память, полезно послушать других; ему необходимо знать, каким представлялся его алкоголизм семье и друзьям, послушать откровения других алкоголиков. Знание, что другие пережи­ли подобную опасную ситуацию, помогает об­легчить чувство вины, стыда и изоляции. Кроме того, это напоминание о том времени, ког­да у него были провалы памяти.

Часто алкоголику нужно пройти долгий, извилистый путь, чтобы признать, что его бо­лезненное пристрастие напрямую затронуло все стороны его жизни. Не только подорвано здоровье и обижена семья, его работа постра­дала от потери внимания, упущенного време­ни и утраты ответственности. Кроме того, его эмоции и поведение вышли из-под контроля.

Начало выздоровления

Выздоровление от алкоголизма — дол­гое путешествие, процесс открытия себя. Оно может быть захватывающим приключением, экспедицией в поисках ощущения цельности. В первые дни это начало осознания себя, развитие собственных мыслей, поиск собственных ценностей и проявление чувств. Как и его близ-

— 150 —

ким, алкоголику нужно развивать «ощущение себя». Выздоровление требует научиться жить с собой, научиться ценить собственную уникальность и способность творить.

Возможно, многим непьющим это трудно понять, но алкоголик в начале выздоровления не знает, кто он, не знает, как воспринимать жизнь. Остановимся на время и представим, что запойный пьяница полностью сконцентрирован на алкоголе, что его мысли притуплены этим химическим веществом в организме; в результате его взаимоотношения с близкими расстроены и чувства анестезиро­ваны. Отсюда вывод, что выздоровление — это процесс, процесс созревания, позволяющий ал­коголику вернуться к жизни, которую он по­терял с начала безудержного пьянства.

Возможно, одним из самых пугающих моментов выздоровления является признание «нормальных» человеческих чувств, таких, как страх, гнев, негодование или любовь и мир. Многие люди употребляли алкоголь, чтобы скрыться от дискомфорта, который вызыва­ют эти болезненные чувства, или от ощущения ранимости, которое происходит от нежных чувств. При выздоровлении эти эмоции не исчезают. Фактически, вскоре после удаления' алкоголя из организма они приобретают пугающую привычку накатываться с ошелом­ляющей силой и могут вызвать панику. Это одна из причин, по которой выздоравливаю­щему алкоголику необходима поддержка ок­ружающих. В самом начале выздоровления он нуждается в бережном уходе.

Решение отказаться от алкоголя оставляет в жизни выздоравливающего алкоголи-

— 151 —

ка зияющую пустоту. Даже придя к осознанию, что ради жизни у него нет другого выбора, кроме воздержания, отказываясь от алкоголя, он отказывается от своей величайшей любви. Да, алкоголизм чрезвычайно разрушителен, тем не менее именно вокруг этой жидкости в бутылке вращалась вся его жизнь. Он посвящал большую часть своего времени и энергии планированию, как и когда он выпьет в следующий раз. Алкоголь был его лучшим другом, его господином, которому он долго и верно служил. Выздоровление неми­нуемо несет с собой чувство опустошения и скорби.

Алкоголь был богом пьяницы. Выздоровление требует найти нового бога; найти что-то взамен дразнящей и соблазнительной жидкости, что-то позитивное взамен разруши­тельного, что-то, что даст надежду в жизни, а не подтолкнет ближе к смерти. Что-то, что откроет бесконечные возможности и уникаль­ный потенциал, когда алкоголик вырвется из овоей ловушки, что даст ему силы любить и быть любимым. Анонимные Алкоголики дают все это многим пьяницам. Дают поддержку, способность творчески мыслить, духовное и душевное понимание, которое облегчает выз­доровление.

Наши рекомендации