Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Формы организации самостоятельной работы студентов: подготовка к практическим занятиям (доклад), вопросов самостоятельного изучения; работа над материалом, прочитанным на лекциях; подготовка к зачету.
Доклад- вид самостоятельной работы студентов, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
1)подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
2) составление библиографии.
3) обработка и систематизация материала.
4) разработка плана доклада.
5) написание.
6) публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и ответить на вопросы.
Общая структура доклада. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и интересной по содержанию).
Актуальность темы исследования (какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему вы выбрали именно эту тему).
Методика проведения исследования (подробное описание всех методов, связанных с получением результатов).
Результаты исследования. Краткое изложение информации, которую получили в процессе изучения темы. При изложении результатов желательно продемонстрировать их в презентации, на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции.
Вопросы к зачету.
1. Объект, предмет, структура, периоды развития истории социологии.
2. Основные этапы предыстории социологической мысли.
3. Предпосылки становления социологии как науки.
4. Социальные воззрения в эпоху Древнего мира.
5. Концепции мыслителей эпохи Античности
6. Социальные взгляды в эпоху Средневековья;
7. Социальные идеи представителей эпохи Возрождения.
8. Социальные теории в эпоху Просвещения.
9. Институциализация зарубежной социологии.
10. Становления социологии как науки в России.
11. Огюст Конт - основоположник социологии как науки.
12. Основные идеи социологии О.Конта.
13. Марксистская концепция исторического развития общества.
14. Социология Г.Спенсера.
15. Позитивистская социология.
16. Расово-антропологическая школа в зарубежной социологии.
17. Географическая школа в зарубежной социологии.
18. Социал-дарвинизм в зарубежной социологии.
19. Психологизм французской социологии.
20. Психологизм американской социологии.
21. Психологизм социологии В. Парето.
22. Социология Э.Дюркгейма.
23. Формальная социология.
24. Социальные представления Ф. Тённиса.
25. Социальные представления Г. Зиммеля.
26. Понимающая социология М.Вебера.
Вопросы к экзамену.
1. История социологии как наука.
2. Становление социологии как науки.
3. Социология О.Конта.
4. Социология К. Маркса.
5. Социология Г. Спенсера.
6. Позитивистская социология.
7. Психологическая социология.
8. Социология Э.Дюркгейма.
9. Формальная социология.
10. Социология М. Вебера.
11. Предыстория социологии в России.
12. Субъективная социология.
13. Позитивизм в русской социологии.
14. Социологический натурализм.
15. Неокантианство в русской социологии.
16. Неопозитивизм русской социологии.
17. Христианский социологизм.
18. Социологический анархизм .
19. Марксистская социология.
20. Институциализация социологии в России.
Основная литература
1. Воронцов, А.В. Глотов, М.Б. , Громов, И.А. История социологии: учебник для бакалавров / Под ред. А.В Воронцова. - М.: Юрайт, 2013.- 459 с.
Дополнительная литература
2. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 607 с.
3. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.// Г.Е. Зборовский. — М.: Гардарики, 2004. — 608 с
4. Добреньков В.И. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с. — (Классический университетский учебник).
5. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.
6. Режим доступа: www.elibrary.ru
7. Режим доступа: www.studentlibrary.ru
8. Режим доступа : http://e.lanbook.com
9. http://www.isras.ru (журналы «Социологические исследования», «Социологический журнал» и др.)
10. http://www.fom.ru (журнал «Социальная реальность»)
11. http://www.socpol.ru (Независимый институт социальной политики)
12. http://www.sofist.socpol.ru (Единый архив социологических данных
13. http://www.sisp.nkras.ru (журнал «Современные исследования социальных проблем»).
* Данная работа выполнена с использованием Справочно - Правовой Системы Консультант Плюс».