Тема 7.Формальная социология
Анализ устойчивых форм социального взаимодействия в противовес социологизму и эволюционизму. «Понимающая» социология Г.Зиммеля: «только жизнь в состоянии понять жизнь». Понимание как «вживание», открытие смысла действия. Начало познания – наличие «целостного образа социального мира». Отказ от социологического номинализма, социологического реализма и генерализирующего метода в социологии. Жизнь и культурные формы. Форма и содержание в социологии. Форма как структура взаимодействий. «Чистые формы социации» как предмет социологии: господство, подчинение, соперничество, разделение труда. Мода как форма социации. Интеллектуализм и денежное хозяйство – самые абстрактные формы социации. Деньги и отчуждение: релятивизация культурных содержаний. Ф.Теннис: зависимость типа социальной связи от типа воли. Воля рациональная и иррациональная. Типология обществ: общность и общество.
& Литература:
1. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
2. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.
3. Зиммель Г. Избранное. М., 1996
4. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. М., 2002. Ч. 1.
5.Зиммель Г. Социальная дифференциация// Западноевропейская социология XIX – начала XX вв. М., 1996.
6.Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1978.
7. История социологии. Минск, 1997.
8. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
9. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.
10. История теоретической социологии в 5 т. М., 1997. Т. 2.
11. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.
12. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.
Контрольные вопросы к теме:
1. Чем концепция понимания Зиммеля отличается от веберовской?
2. Что противопоставляет Зиммель эволюционизму и социологическому реализму?
3. Что такое «чистые формы социации»?
4. В чем усматривает Зиммель причину отчуждения?
5. В чем заключается различие между общностью и обществом с точки зрения Тенниса?
Тема 8. Психологические направления в социологии.
Теория инстинктов социального поведения У.Мак-Дауголла. Инстинкт и «групповой разум».
«Психология народов» В.Вундта: опытные исследования языка, мифов и обычаев для постижения «духа целого».
Теории масс Г.Лебона и Г.Тарда.
Г.Лебон о толпе и элите. Элита как основа достижений цивилизации. Признаки толпы и ее разрушительная сила. Г.Лебон - один из первых авторов концепции массового общества. Революции как проявление массовой истерии.
Теория подражания Г.Тарда. Социальная реальность как психическая реальность. Закон подражания и закон инновации. Публика как духовная совокупность и толпа как явление из царства животных.
Социологические идеи З.Фрейда: противопоставление индивида культуре. Аутгрупповая враждебность как средство поддержания сплоченности группы.
& Литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
2. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
3. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1896.
5. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.
6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1997.
8. Фромм Э. Из плена иллюзий// Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Контрольные вопросы к теме:
1. В чем видят представители психологического направления основу социальной реальности?
2. Каковы, с точки зрения представителей психологии масс, разрушительные последствия деятельности толпы?
3. В чем различие между публикой и толпой?
4. Чем отличается видение дальнейших перспектив развития цивилизации Тарда от прогноза Лебона?
5. В чем суть психоаналитического видения социальной реальности?