Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 2 страница

Вышеизложенное дает основание для вывода, который гла­сит: в развитии человеческих обществ действует закон неравно­мерности экономического, политического, социального и духовно­го развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.

Наконец, история развития различных типов обществ свиде­тельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и отка-

тах назад, в этой эволюции существует определенная направлен­ность. Исторический процесс в основном протекает по такой тра­ектории, на которой происходит восхождение от более низкой ступени технологического, экономического, политического, куль­турного развития - к более высокой. Нет пи одного общества, в котором бы не улучшались орудия труда, не возрастала его произ­водительность, не совершенствовались бы территориальная струк­тура общества и государственная его организация. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от более низких ступеней социального, экономического, технологи­ческого, культурного развития к более высоким, называется coi/n-алъным прогрессом.

Конечно, общество не развивается однолинейно. В нем дей­ствуют разнонаправленно ориентированные социальные силы, общности, группы, преследующие различные, нередко противопо­ложные, цели. Поэтому в зависимости ог соотношения этих сил, от их активности, целеустремленности, воли, организованности и т.п. во многом зависит, пойдет ли общество по пути прогрессивного развития или остановится, а, быть может, и двинется вспять, как это было во времена господства социал-национализма (фашизма) в Германии. Попятное движение общества, отступление от завое­ванных позиций, возвращение к предшествующему уровню назы­вается социальным регрессом. Социальный регресс - прямая про­тивоположность социальному прогрессу не только в направленно­сти, но и в масштабах развития. Социальный регресс - процесс бо­лее локальный, чем прогресс, он охватывает отдельные общества или отдельные их подсистемы и небольшие промежутки времени. Что же касается социального прогресса, то это - глобальный про­цесс, охватывающий все компоненты и подсистемы общества во всех его регионах и странах в их движении и развитии на всем протяжении исторического времени.

Исходя их изложенного, мы можем утверждать, что одной из важных закономерностей развития общества является наличие в нем социального прогресса.

В развертывании социального прогресса различают две ос­новных формы - реформы и революцию. Реформа представляет собой ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя и не ведущих к его коренному, качественному преобразованию. В противоположность этому ре­волюция — это коренное социальное преобразование, затрагиваю-

щее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к дру­гому. Например, преобразование планово-экономической системы производства в рыночную - есть крупная социальная реформа, приводящая к существенному изменению не только отношений в системе производства, но и в жизнеобеспечении основной массы населения, в его жизненных установках, ценностных ориентациях, способах идентификации (отождествления) с теми или иными со­циальными группами. Совершенный же в октябре 1917 г. общест­венно-политический переворот в России — Великая Октябрьская социалистическая революция - был действительной социальной революцией, ибо привел к разрушению существовавшего социаль­ного строя, к коренному, качественному преобразованию всех сто­рон общественной жизни: и экономики, и политики, и культуры.

Октябрьская революция 1917 г. в России была социально-политической. Однако существуют и глобальные цивичизационные революции. Именно таковой была неолитическая революция, про­изошедшая 8-9 тысяч лет назад и приведшая к формированию аг-рарно-ремесленной цивилизации. Такой же глобально-цивилиза-ционный характер имела промышленная революция XVIII-XIX вв., которая привела к замене мануфактурного производства машин­ным (индустриальным), феодализма - капитализмом, сословного типа социальной структуры - классовым типом. Глобально-ци-вилизационная революция приводит и к появлению новой, пост­индустриальной цивилизации, или цивилизации ноосферного типа, где решающую роль во всех сферах общественной жизни станут играть человеческий разум, сила знания.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое общество?

2. Каковы отличительные признаки общества?

3. Что представляют из себя структурные компоненты общества?

4. Каковы основные подсистемы общества?

5. Какие типологии обществ Вы знаете?

6. В чем проявляется ускорение социального развития и его неравномер­
ность?

Литература

1. Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899.

2. Зиммель Г. Социологический этюд. СПб., 1901.
174

3. Кравченко А.И. Развитие общества //Введение в социологию. Гл. 2.
М., 1995.

4. Осипов Г.В. Природа и общество //Социология /Под ред. Г.В. Оси-
пова. Гл. 3. М., 1996.

5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. Раздел: Социаль­
ное пространство, социальная дистанция, социальная позиция //Чело­
век, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Сорокин П. Социологический этюд об основных формах обществен­
ного поведения и морали //Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

8. Социология /Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. Раздел: Чело­
век и общество. Социологический анализ. Киев, 1996.

9. Тадевосян Э.В. Общество как социальная реальность //Социология
/Под ред. Э.В. Тадсвосяна. Гл.4, §1. М., 1995.

Глава 15. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ДИНАМИКА

Мы уже отмечали, что общество как целостная система структурировано, т.е. обладает определенным строением, взаимо­расположением и связью составляющих его частей. Подчеркива­лось также, что общество не есть механическая совокупность ин­дивидов или ценностей, норм, которыми они руководствуются, а представляет собой сложную систему социальных взаимодейст­вий, в которые вступают между собой индивиды, ценности, нор­мы. Но в процессе социального взаимодействия индивиды объе­диняются в определенные социальные группы, общности, которые и образуют исходные компоненты социальной структуры, своеоб­разные «социальные кирпичики», составляющие в своих различ­ных конфигурациях живую ткань общественного организма.

Одни социологи определяют и исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияю­щих на содержание и направленность социальных отношений; другие, напротив, анализируют социальную структуру, исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся статусные и ролевые различия между людьми. Но и в первом и во втором случае речь идет о социальных отношениях, возникающих только в пределах взаимодействия людей, объединяющихся в те

или иные социальные группы, общности. Поэтому вполне обосно­ванно можно дать следующее определение исследуемому соци­альному феномену. Социальная структура общества есть сово­купность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаи­модействий между ними.

Важнейшая отличительная особенность социальной струк­туры заключается в том, что она тождественна системным (эмерд-жснтным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого ком­плекса. В любой структуре можно выделить элементы, состав­ляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной не­зависимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологиче­скую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, кото­рые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Та­ким образом, социологический анализ социальной структуры ко­ренным образом отличается от изучения составляющих ее элемен­тов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, по­зиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на сис­темных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характери­зующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но ее основанием, исходными «клеточкам», «кирпичиками», из мно­жества которых создается многоэтажное здание такой структуры, являются социальные группы.

Что же такое социальная группа? Отвечая на этот вопрос, выдающийся американский социолог Р. Мертон утверждал: соци­альная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад­лежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:

1. Определенный способ взаимодействия между ее членами.
Например, члены одной театральной труппы вместе обсуждают
намечаемый к постановке спектакль, проводят совместные репе­
тиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во время спектак­
ля, выполняя в то же время свою собственную роль. Иными сло­
вами, они объединяются друг с другом общими интересами и об­
щим делом.

2. Осознание членства, чувство принадлежности к данной
группе. Актеры одного театра должны проявлять верность ему,
дорожить его честью, отстаивать ее в состязании с другими теат­
рами во время конкурсов, в негласном соперничестве с ними.

3. Осознание единства: труппа актеров одного театра вос­
принимается как целостность не только ими самими, но и окру­
жающими их людьми: зоителями, критиками, драматургами, зна­
комыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре
людей как единое целое. Скажем, театральную труппу Белорусско­
го драмтеатра им. Я. Купалы называют «купаловцами», Москов­
ского театра им. Е. Вахтангова «вахтанговцами», подразумевая и в
первом, и во втором случае единый творческий коллектив. Мы
часто объясняем поведение человека тем, что он или она является
членом той или иной группы, например, группы рокеров, митьков
или футбольных фанатов.

В социологии различают первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввел американский социолог Ч. Ку­ли, который понимал под первичными «группы, характеризую­щиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством» (6; 28). Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования соци­альной природы и идеалов индивида. Результатом тесной свя ш индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описания которого слу­жит общее представление «мы», заключающее в себе определен­ный тип сопереживания и взаимного отождествления. Разумеется, в группе у различных ее членов могут быть различные стремления, но они подчиняются упорядочению со стороны некоего общего настроения. Так, мальчик может оспаривать у своих товарищей место в команде, но превыше таких споров будет ставить общий успех своего класса и школы.

К числу наиболее важных первичных групп Ч. Кули отнес семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу стар­ших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обу­словлены стремлением к достижению определенных целен В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции Например, на предприятии должность директора, делопроизводителя, инже­нера, рабочего и т.п. может занимать любой человек, обладающий соответствующей подготовкой Нсли люди, занимающие эги долж­ности, справляются со своей работой, данная организация может успешно функционировать. Личность каждого из них мало значит для организации в целом, занимаемая им должность может быть замещена другим человеком. Наоборот, личность каждого члена семьи уникальна и очень важна для семейной целостности, ни од­ного из них нельзя заменить кем-то другим. У людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаются эмоциональные личност­ные связи, характерные для друзей и членов семьи.

В течение последних десятилетий XX века происходит ос­лабление роли первичных групп в обществе. Технологические пе­ремены в производстве, средствах коммуникаций, вызванные на­учно-технической революцией, возникновение гигантских пред­приятий и корпораций, развитие крупных городов привели к соз­данию и усилению роли крупной обезличенной бюрократии, к возникновению так называемого «массового общества». Такое об­щество превращается в массу изолированных друг от друга инди­видов; распространение стандартизированной «массовой культу­ры» в нем приводят к тому, что человек нивелируется, становится безликим элементом социальной структуры, подогнанным под ее потребности, ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса. Однако, несмотря на усиливающееся господство вто­ричных групп, в современном обществе первичные социальные группы (семья, друзья) продолжают оставаться важным связую­щим звеном между людьми и исходным компонентом социальной структуры.



В социологии в целях более продуктивного исследования социальных групп принято их разделять не только на первичные и вторичные, но и на реальные и квазигруппы, малые и большие, ус­ловные, экспериментальные и референтные группы. Условной груп­пой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образования, профессии и т.п.) общность людей, являющуюся объектом изучения социологии и включающую ин­дивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о су­ществовании друг друга, но усчовио объединяются в интересах на­учного анализа— статистического, демографического и т.п. На­пример, в социологическом исследовании нередко фигурирует статистическое понятие «студенчество Беларуси», объединяющее в себе всех студентов всех вузов республики, хотя многие из них ни разу не увидят друг друга и никак между собой не взаимодей­ствуют. Разновидностью услоьной группы является лабораторная (экспериментальная) группа, которая создается для проведения социально-психологических экспериментов, когда люди, не знаю­щие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединя­ются исследователем для определенных научных целей.

Реальной группой называют ограниченную в размерах общ­ность людей, объединенных реальными отношениями и/или вида­ми деятельности (например, школьный класс, студенческая груп­па, армейский взвод, футбольная команда). Наряду с реальными группами в обществе существуют квазигруппы. Они характеризу­ются: 1) случайностью, стихийностью образования; 2) неустой­чивостью взаимосвязей; 3) кратковременностью взаимодействия. Такие группы существуют непродолжительное время, после чего-либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы. К числу квазигрупп относят аудиторию, толпу и социаль­ные круги. Аудитория- это неустойчивая и неоднородная общ­ность людей, объединенная на непродолжительное время взаимо­действием с коммуникатором - индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и доводят ее до этой общно­сти. Студенческая группа как относительно устойчивая и длитель­но существующая общность под такое определение не подпадает.. Аудиторией в социологическом смысле может быть группа людей, собравшихся в зале послушать лекцию, концерт или выступление экстрасенса, которая после такого прослушивания чаще всего рас­падается.

Специфическим видом квазигруппы является толпа. Топпа-это бесструктурное скопление людей, лишенных явно осознавае­мой общности целей, но связанных между собой ситуативной общ­ностью интересов, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания. Основными социально-психологическими ме­ханизмами формирования толпы являются слухи и нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, при котором воз­никает эффект карусели: эмоциональное возбуждение одних пере­дается другим, а затем, усиленное их возбуждением, по принципу заражения воздействует на первых и т.д. Для толпы характерны: 1) повышенная внушаемость; 2) анонимность, являющаяся следст­вием того, что индивид чувствует себя не узнанным в толпе; 3) преобладание эмоций над разумом: люди в толпе, как правило, не задумываются над своими действиями, а их поведение в толпе обусловлено эмоциями; 4) чувство неуязвимости: действуя в каче­стве целостного формирования, люди в толпе как бы утрачивают голос совести, подчас действуют безответственно, агрессивно, раз­рушительно - могут переворачивать автомобили, бить стекла в ок­нах и витринах магазинов, совершить поджог и т.п.

Социальные круги, по определению известного польского социолога Я. Щепаньского, представляют собой «свободные сою­зы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами» (16; 78). Ин­дивиды, входящие в состав социальных кругов, объединяются принадлежностью к какому-нибудь социальному слою и вытекаю­щей отсюда общностью интересов. Именно под такое определение подпадает часто встречающееся в социологии, в официальных до­кументах и средствах массовой информации понятие «деловые круги», объединяющее предпринимателей, банкиров, менеджеров и т.п.

Очень важное значение в социологии имеет дифференциа­ция социальных групп на малые и большие. Малая группа- это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаи­модействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т.п. К таким группам относятся, например, армей-

ский взвод, театральная труппа, научно-исследовательская лабо­ратория, вузовская кафедра и т.п. Неформальные группы возника­ют и складываются стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений. К их числу относятся семья, группа друзей, компания сверстников. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. На­пример, в студенческой группе возникают более мелкие группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных общими инте­ресами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматиче­ской пользы.

Специфическим видом малой группы является референтная группа. Под этим термином понимается группа, в которую инди­виды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эта­лоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориен­тируются в своем поведении и в самооценках. Определенная часть старшеклассников или студентов, например, в своих поступках ориентируется не на советы педагогов, родителей и соучеников, а на поступки, оценки и взгляды людей из другого окружения (группы рокеров, богемы и т.п.) или на героев модных кинобоеви­ков, которым они стремятся подражать в поведении, жаргоне, жес­тах, одежде, прическах и т.п. Большое значение понятие рефе­рентной группы имеет при выяснении причин и мотивов откло­няющегося и противоправного поведения: почему подросток ори­ентирован не на нормы своей семьи или своего школьного класса, а на нормы другой группы, - например, воровской шайки? Таким образом, это понятие позволяет уточнить сложные социальные механизмы взаимосвязей индивида с группой, в том числе и таких взаимосвязей, которые исключаются из системы определяющего влияния на поведение личности господствующих в той или иной реальной группе (или в обществе в целом) норм и ценностей.

Большая группа представляет собой реальную, значитель­ную по размерам и сложно организованную общность людей, во­влеченную в общественную деятельность и систему соответст­вующих отношений и взаимодействий. Примерами таких групп могут выступать коллектив определенной школы, вуза, предпри­ятия. В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система кол­лективных оценок поведения своих членов и других больших и малых групп. Кроме того, термин «большая группа» применяется в социологии и социальной психологии для обозначения количе-

ственно не ограниченной статистической (условной) общности людей, выделяемой на основе определенных социально-эконо­мических, политических, профессиональных, этнических, куль­турных, религиозных или демографических признаков. Именно в этом смысле употребляются такие статистические многомерные понятия, как рабочие города Минска, спортсмены Беларуси, дети Чернобыля, женщины-участницы феминистского движения. Ин­дивиды и их группы, охватываемые такими понятиями, могут ре­ально не взаимодействовать друг с другом, но объединяются опре­деленными социальными признаками и имеют все основания при­менять к себе один из существенных маркеров (определителей) групповой идентификации - объединяющее их всех местоимение «мы».

Если в первобытном обществе или в эпоху феодализма каж­дый индивид мог одновременно входить в состав ограниченного количества социальных групп (семья, религиозная община, друзья, соседи), то в современном обществе люди обычно входят во мно­жество первичных и вторичных, малых и больших групп. Они мо­гут быть членами определенной семьи, входить в группы друзей, компании сверстников или соседей, той или иной социокультур­ной, религиозной, спортивной общности, политической партии, принадлежать к числу учителей, врачей или рабочих и т.д. и т.п. Каждый может сказать о себе и своей группе: это «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «моя религия», «моя партия», «моя футбольная команда» и т.п. В зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подразделяются на ингруппы и аутгруп-пы. Ингруппа — это такая социальная общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими таким образом, что расценивает членов данной группы как объединяющее их всех «мы» - «мы - белорусы», «мы - муж­чины», «мы - спортсмены», «мы - офицеры», «мы - Ивановы» и т.д. Все другие группы, к которым данный индивид не принадле­жит и не идентифицирует себя с ними, - другие семьи, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, про­фессиональные и т.п. группы - будут для него аутгруппами, кото­рые он обычно обозначает словами «не мы», «не наши», «чужие».

Множество ингрупповых и аутгрупповых связей в совре­менном обществе могут перекрещиваться, создавая сложные и многообразные коммуникационные взаимодействия, в которых

формируется, развивается и действует каждый индивид, каждая социальная группа. Таким образом, общество как единая целост­ная система структурирована на множество различных по составу и социальным характеристикам групп, в пределах которых может взаимодействовать с другими индивидами каждый человек.

Однако распределение людей по группам, имеющее важное значение для понимания сущности и содержания социальной структуры, вовсе не исчерпывает последнюю. Не менее сущест­венно распределение индивидов, их групп и общностей по соци­альным слоям (стратам). Универсальным отличительным при­знаком общества и его структуры является социальное неравенст­во людей.

Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образова­ния, профессии, участия во властных структурах и т.д., - назы­вается социальной стратификацией.

Социальная стратификация обладает несколькими отличи­тельными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:

Во-первых, в процессе стратификации происходит диффе­ренциация людей в иерархически оформленные группы, т.е. выс­шие и низшие слои, классы, страты общества.

Во-вторых, социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т.п.) и низ­шие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, бога­тые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не участвующие во властных структурах и т.п.).

В-третьих, социальная стратификация приводит к возникно­вению у низших слоев стремления при возможности перемес­титься в более обеспеченные, привилегированные слои, что по­рождает социальные противоречия, конфликты, потрясения.

П. Сорокин, как уже отмечалось в главе шестой данной кни­ги, выделял три основных типа социальной стратификации, ут­верждая, что необходимо различать социальные слои по трем кри­териям: 1) уровню дохода (богатые и бедные); 2) политическому статусу (имеющие власть и не имеющие ее); 3) профессиональным ролям (учителя, инженеры, врачи и т.п.). Развивая эти идеи, Т. Парсонс дополнил эти признаки стратификации новыми суще­ственными критериями: а) «качественными» характеристиками, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлеж-

ность, половозрастные особенности, родственные связи, интеллек­туальные и физические особенности личности; б)«ролевыми ха­рактеристиками», определяемым тем набором ролей, которые ин­дивид выполняет в обществе (должность, уровень знаний, профес­сиональной подготовки и т.д.); в) «характеристиками обладания», выражающими наличие у индивидов и их групп собственности, материальных и духовных цепное гей, привилегий и т.п.

Обобщение названных критериев в единую многомерную модель позволяет представить процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения (или невладепия) собственностью, вла­стью, определенному уровню образования и профессиональной подготовки, этническому признаку, половозрастным характери­стикам, социокультурным критериям, политической позиции, за­нимаемыми людьми социальными статусами, выполняемыми ими ролями.

В процессе жизнедеятельности общества социальные страты не остаются раз навсегда данными, неизменными, - они находятся в процессе изменения и развития. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е. подвижностью социальных слоев и классов. Социальная мобильность — ото изме­нение индивидом или группой места в социальной структуре об­щества, перемещение их из одного социального положения в дру­гое. Социальная мобильность может обладать различными призна­ками, из которых наиболее существенными являются пространст­венная характеристика, скорость и плотность протекающих стра­тификационных изменений.

По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность представляет собой переме­щение индивида или группы из одной социальной позиции в дру­гую, расположенную на одном и том же стратификаципном уров­не. Перемещение некоего индивида из православной в протестант­скую или кришнаитскую религиозную группу; из одной семьи (как мужа, гак и жены) в другую при разводе; с одного завода на дру­гой; из одного вуза в другой, даже расположенный в другом горо­де (скажем доцента Гомельского университета в Гродненский университет), при сохранении в этом случае того же самого про­фессионального статуса, - все это примеры горизонтальной соци­альной мобильности. Во всех этих случаях перемещение может

происходить без каких-либо заметных изменений социального по­ложения в стратификационном ранге, т.е. в вертикальном направ­лении.

Иное дело мобильность вертикальная. Такой тип мобильно­сти осуществляется тогда, когда индивид или социальная группа перемещается из одного социального пласта в другой, располо­женный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. В зависимости от направления такого перемещения существует два типа вертикальной мобильности Первый из них - восходящая социальная мобильность, т.е. социальный подъем из одного соци­ального слоя в другой, более высокий. Пример рабочий, получив соответствующее образование и подготовку, становится инжене­ром, а затем- предпринимателем или директором завода. Второй гип вертикальной мобильности представляет нисходящая социаль­ная мобильность, т.е. социальный спуск, социальное нисхождение, социальная деградация, например инженер, став безработным, был вынужден устроиться работать маляром, столяром или сторожем, а то и вовсе превратиться в бездомного.

По скорости протекания стратификационных перемещений они подразделяются на медленные и быстрые. Например, один выпускник вуза в течение 5-6 и более лет работает на одном рабо­чем месте и занимает один и тот же социальный статус учителя или инженера, второй через три-четыре года перемещается на бо­лее высокую должность, скажем, начальника цеха или лаборато­рии, а третий за то же время становится предпринимателем или директором, т.е. переходит в более высокий социальный слой.

Наши рекомендации