Первичная обработка данных
·Составление таблиц
·Преобразование формы информации
·Проверка данных.
Статистический анализ данных
·Анализ первичных статистик
·Оценка достоверности отличий
·Нормирование данных
·Корреляционный анализ
·Факторный анализ
В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.
Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования. Обычно сводные таблицы составляются в программе Microsoft Office Excel, либо Word, Access.
Литература:
1. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : Учебное пособие , 2002 . 138с .
2. Кузнецов И.Н.Научные работы :методика подготовки и оформления ,Минск,2000, 145 с.
3. Кузин Ф.А. , Магистерская диссертация . Москва , 1998 , 124 с.
4. Михеев Р.И . Дипломная работа , 40 с.
5. Сиденко В.М. , Грушко И.М. Основы научных исследований : Учебное пособие для вузов .- Харьков .
6. Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студентов ,- Киев ,2002.
Контроль (вопросы, тесты):
1. Что такое эмпирическое исследование ?
2. Этапы процесса эмпирического исследования ?
3. Как проводиться сбор эмпирического исследования ?
4.Количественный метод обработки данных ?
5. Качественный метод обработки данных ?
6. Различие между количественным и качественным методом ?
Тема 2: Исследование методом опроса. Опросные методы: анкетирование и интервьюирование. Неопросные методы исследования.
Цель обучения:сформировать у студентов профессиональные компетенции по теме занятия, ознакомить их с методами исследование.
Задачи обучения:
-углубить и закрепить знания по теме занятия;
- привить обучающимся навыки аргументированно излагать и отстаивать свое мнение, излагать свое мнение студенческой аудитории.
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Форма проведения: семинар
Методы проведения занятия:разбор теоретических вопросов.
Опросные методы
Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Интервьюирование - проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.
При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:
- опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее);
- вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;
- вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.
При опросе следует придерживаться следующих правил:
1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине;
2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;
3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;
4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;
5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин);
6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);
7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, "Что Вы хотели этим сказать?", "Объясните немного подробнее?");
8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: "Вопрос не понят".
9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.
Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.
Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.
Приступая к составлению анкеты необходимо:
- хорошо знать самому исследуемую проблему,
- уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),
- предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,
- учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,
- продумать место и время проведения опроса,