Первичная обработка данных

·Составление таблиц

·Преобразование формы информации

·Проверка данных.

Статистический анализ данных

·Анализ первичных статистик

·Оценка достоверности отличий

·Нормирование данных

·Корреляционный анализ

·Факторный анализ

В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.

Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования. Обычно сводные таблицы составляются в программе Microsoft Office Excel, либо Word, Access.

Литература:

1. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : Учебное пособие , 2002 . 138с .

2. Кузнецов И.Н.Научные работы :методика подготовки и оформления ,Минск,2000, 145 с.

3. Кузин Ф.А. , Магистерская диссертация . Москва , 1998 , 124 с.

4. Михеев Р.И . Дипломная работа , 40 с.

5. Сиденко В.М. , Грушко И.М. Основы научных исследований : Учебное пособие для вузов .- Харьков .

6. Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студентов ,- Киев ,2002.

Контроль (вопросы, тесты):

1. Что такое эмпирическое исследование ?

2. Этапы процесса эмпирического исследования ?

3. Как проводиться сбор эмпирического исследования ?

4.Количественный метод обработки данных ?

5. Качественный метод обработки данных ?

6. Различие между количественным и качественным методом ?

Тема 2: Исследование методом опроса. Опросные методы: анкетирование и интервьюирование. Неопросные методы исследования.

Цель обучения:сформировать у студентов профессиональные компетенции по теме занятия, ознакомить их с методами исследование.

Задачи обучения:

-углубить и закрепить знания по теме занятия;

- привить обучающимся навыки аргументированно излагать и отстаивать свое мнение, излагать свое мнение студенческой аудитории.

- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Форма проведения: семинар

Методы проведения занятия:разбор теоретических вопросов.

Опросные методы

Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Интервьюирование - проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

- опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее);

- вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

- вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При опросе следует придерживаться следующих правил:

1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине;

2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;

3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;

4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;

5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин);

6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, "Что Вы хотели этим сказать?", "Объясните немного подробнее?");

8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: "Вопрос не понят".

9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.

Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Приступая к составлению анкеты необходимо:

- хорошо знать самому исследуемую проблему,

- уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),

- предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,

- учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,

- продумать место и время проведения опроса,

Наши рекомендации