Основные термины и понятия. Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами пред­ме­тов и явлений неживой

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами пред­ме­тов и явлений неживой природы; приписывание богу или богам че­ловеческого облика.

Аристократия – форма правления, при которой власть принад­ле­жит привилегированному (как правило, знатному) меньшинству.

Демократия – форма правления, основанная на признании наро­да в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.

Естественное право – понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, ориен­ти­ров, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной приро­дой человека и потому независимых от конкретных социальных ус­ло­вий и формы государства.

Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.

Теория общественного договора – философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти со­гла­шением между людьми, вынужденными перейти от необеспечен­но­го защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 17–48, 258–261.

Популярная:

2. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 84–89.

Дополнительная:

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992. С. 36–76.

4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2001. С. 19–61.

5. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 33–57, 104–113, 130–142.

Глава 23. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

23.1. Интеллектуальные предпосылки возникновения со­цио­логии

Современные авторы выделяют следующие основные идейные предпосылки возникновения социологической науки [12, 19–58]: фор­ми­рование теоретического представления об обществе как об особой реальности и, соответственно, представления о позитивном социаль­ном законе; формирование идеи метода; формирование понятия со­циального прогресса.

23.1.1. Формирование понятия общества как особой реаль­нос­ти. Концепция позитивного социального закона

Со времени Античности в социальной философии существуют два про­тивоположных представления о природе общества – представ­ле­ние о нем как об искусственной и естественной системах. Платона, с некоторыми оговорками, можно отнести к первой традиции, Арис­тотеля – ко второй. Своей вершины представление об обществе как о естественной системе, изменение которой неподвластно произволу не только отдельного человека, но даже нации в целом, достигает в фи­лософском учении Гегеля о «Мировом Духе». Согласно этой кон­цеп­ции «Мировой Дух» представляет собой проявление божественной деятельности в человеческом обществе и в силу этого является под­лин­ным субъектом, подлинным двигателем исторического процесса. Подобные подходы, естественно, создавали научные предпосылки для формирования отношения к обществу как объективной реаль­нос­ти, независимой от человека, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к форму­лировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.

Идея прогресса

Представление о развитии общества формируется перво­на­чаль­но в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую катего­рию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее не­кую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предпо­лагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распро­страненными были представления о регрессивном и круговом направ­лении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако одной из гос­под­ствую­щих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в ХVIII веке, когда прогрессивный характер развития общества обосно­вы­вается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стрем­ле­нием к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформули­ро­вал и обосновал французский экономист Тюрго.

Идея метода

Учение о методе возникает на рубеже XVI–XVII веков в трудах Бэкона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпири­чес­кого, индуктивного метода познания, второй – теоретического, дедук­тивного. Основная задача – создать метод, т.е. систему правил, позво­ляю­щих освободить познавательную деятельность от случайностей, пре­вратив ее в планомерно организованный процесс по производст­ву зна­ний. Методологический идеал Декарта был воплощен в его ана­лити­ческой геометрии, в которой, в отличие от геометрии евкли­до­вой, за­дается общий алгоритм решения задач.

Формирование пред­ставле­ния о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненауч­ных форм интеллектуальной дея­тель­ности, что также способствова­ло процессу институциализации науки.

Наши рекомендации