Теории этнических процессов

Этническая социология – это спец социол теория, кот изучает влияние этнического фактора на состояние и динамику соц пр-ссов, отношений и институтов Первый теоретик в области этн процессов – Геродот, 6 век до н.э. сравнивал греков (эллинов) с этносами (все варвары). Процесс развития эллинского народа отл большей цивилизованностью. Теории 20 в: 1-я и 2-я половины. 1 пол 20 в. 3 частных теории. 1)Теория осязаемой реальности. Юлиан Бромлей. («Очерки теории этноса»). Суть теории: этничность имеет опр объект хар-ки: происхождение, тер-рия, язык, матер культура, религия. Критика теории П.Сорокин: трудно говорить о том, что этничность – кровная связь, практ все совр этн группы – рез-т межэтн смешений. К территории тоже нельзя привязать этничность. Язык: сущ-ют мировые языки. Матер культура имела значение до нач 20в, но сейчас она вообще не им этнического хар-ра, глобализация всех победила. По пов религии это тоже может когда-то было справедливо, сейчас – нет, к тому же, много атеистов. Бромлей говорил еще о признаке нац хар-р (сейчас его наз менталитет), он содержит опр черты соц поведения кот счит нормативными в дан этн группе и откл от кот счит маргинальными – с этим признаком можно согласиться. 2) Символическая теория возн во Франции, у ее истоков – Леви-Стросс, Карл Гирц. Есть значения кот понятны нам и не понятны предст-лям др культур. Этот симв аспект близок к симв интеракц.3) Система общеразделяемых поведенч стереотипов, теория выдвинута Кардинером и Линтеном и сохр свое значение. Этничность – система общих стереотипов, кот формируются в среде, прежде всего семейной. 2 пол 20 в. 2 теории: 1. Примордиалистская теория (Ван ден Берге, Шилз) исх из положений теории осязаемой реальности. Primordial – коренной, земной - этничность врожденна, т.е. это предписанный статус. Близко к неофрейдизму (коллект бессознательное). Этничность – чувствен привязанность, это нечто неизменное, наиб сильный идентификационный знак. 2.Конструктивистская теория. Майкл Фишер, Леонард Белл, Альберт Коэн. Этничность – конструкт, его конструируют элиты для достижения внеэтнических целей. Если ее не конструировать, ее не будет, будет «глобальный человек». -> Этничность – не чувства, а нечто рациональное, и это не предписанный статус, а достигаемый. Возражения: на самом деле этничность – настолько сложное соц и психол состояние, что его сложно разложить по полочкам, это – нечто среднее. Сикевич: главное – воспитание.

53. Предмет и основные понятия социологии культуры. Понятие СК было введ. Альфредом Вебером (Социологическое понятие культуры (1913), изнач-но К (лат.) = возделывание земли, культивирование растений. Затем терм. перешел в сферу челов отношений. 18, 19 вв. - приобрел соврем. значение, стал наряду с термином "цивилизац." В соврем. европ. языках К поним. по-разному: 1) Состоян. общ-ва, основ. на праве, порядке, гражданственности (К=цивилизац.) 2) Абстрактн. обознач. процесса интеллект. и духовн. развития (творч-во) 3) Абстрактн. обознач. форм и продуктов интеллект. и худ. деятельности. 4) Указание на особенности жизни народа/группы. Научных определений К более 500.

Интегративное определение К: это система общих верований, ценностей, обычаев, способов поведения и артефактов, которыми пользуются члены данного общества для того, чтобы освоить и понять окружающий их мир, и которые передаются от одного покол. к другому, совокупность мат и духовных ценностей, созданных человеком, которая передается посредством механизмов соц. преемственности. СК - наука, рассматривающ. строение и функционирование К в связи с социальной структ. и институтами, применительно к конкретно-историч. ситуац. Предмет СК.В широк. смысле СК - изучение способа жизни того/иного народа, в у. - изучение процесса творчества в 2-х институтах - инст. искусства и науки. СК иногда противопост-ся соц. антроп., котор. изуч. традиц./архаичн. общества. Считается, что СК заним-ся изучением духовной К, котор. включ. в себя 3 компон.: когнитивный (знания и технологии), символический (язык, жесты), нормативно-ценностный (нормы и ценности). Объект СК - собственно культура / все, что сделано человеком. К По Парсонсу К имеет 3 функции: 1)трансляция соц. опыта 2)обучение- социализация 3) объединение в сообщество. Некоторые элементы К: Нормы (norma - руководящее начало, правило, образец) - правила поведения, котор. делятся на формальные (прописаны в законах) и неформальные (не прописаны, но разделяются людьми). Могут изменяться. Другая типология: институциональные н. (зафиксир. в докум.), статистич./этнографич. н. (народн. традиции), конвенцион. н. (возн. в результате обществ. договора), эталонные н. (специально созд. в кач-ве образца для подражания).

Ценности - устойчивое и разделяемое в данной К убеждение в том, что опр способ повед. с личной или общественной т.зр. предпочтительнее, чем иные. Либо: абстрактные идеалы, носители которых - члены общества; квинтэссенции соц опыта общества, в рамках которого собраны наиболее оправдавшие себя принципы жизнедеятельности.

Установки - обретенное в процессе соц стремление, предрасположенность реагировать соответств образом на объект ориентации.

Субкультуры - относительно автоном целостные образования, сегменты внутри господствующей К, опр стиль жизни и мышления их носителей, отличающиеся своими обычаями, системами норм и ценностей.

Традиция - (от лат . traditio - передача) элементы соц и культурного наследия, передающиеся от покол. к покол. и сохраняющиеся в опр общ-вах и соц. группах в течение длит времени. Обычаи- унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизв в определённом обществе или соц группе и является привычным для их членов.

Обряды-традиц действия, сопровождающие важные моменты жизни челов коллектива

Ритуал - устойчивая последоват. действий, имеющая церемониальный характер.;

+ Миф - повествования, сказки, истории Богов, содержащ. религиозно-окрашенные явления, процессы природы и мира; яркая подлинная действительность, ощущаемая не в совокупности абстрактн. категорий, а интуитивно.

Некоторые понятия: Социализация - усвоение норм и ценностей.Аккультурация - взаимодействие, взаимовлиян. различн. К групп и образцов.Инкультурация - усвоение норм поведения, необх. для жизни в дан. обществе, усвоение конкретной К (чаще всего - родной).Ценностно-нормативная система общества – коллективные представления о добре и зле, счастье и несчастье (менталитет, национальное сознание). Культурный шок- конфликт старых и новых культурных ориентаций (Ф. Бок «Культура через культурный шок»).

Культура в социологической традиции: 1. Конт и его закон 3-х стадий (теологич., метафизич., позитивн.). На кажд. стадии есть свои К агенты/эксперты, воспроизв. К элем./продукты (колдуны, маги, шаманы, священники; философы; ученые)2. Вебер: соц. дей-е - поступок, ориент. на других людей, он всегда несет субъективно подразумеваемый смысл. "Протестантск. этика и дух капитализма": взаимосвязь м/у капитализмом и религией. 3. Символич. интеракционизм: Томас и Знанецкий ("Польский крестьянин в Европе и Америке"), Дж. Герберт Мид (понятие жеста: м.б. физические и речевые; социализация), Гофман (драматургический подход).4. Социальная феноменология: Щютц (повседневность, "конечные области значения"), Гарфинкель.5. Социология Франкфуртской школы (Хабермас, Маркузе, Одорно, Хоркхаймер, Фромм).

54.Социальная коммуникация: сущность, структура и основные подходы Новое отрасл направление – социология коммуникаций формир в конце 20 в. Причины: 1. экспансия средств массовой коммуникации, изм места и роли коммуникативных техн в различных сферах общества («взрыв коммуникаций»), 2. возникновение и популярность идеологии конвенционализма, рассм общ проблему как проблему взаимного согласования интересов и действий социальных субъектов. В результате сложил своего рода новый «коммуникативный гештальт» (от нем. – образ, целостная форма) – стремление рассм многообразие соци мира как многообразие коммуник практик, что и послужило основанием для объед разных наук, изучающих соц коммуникации. (междисциплинарная природа). Проблемы соц коммуникации в социологии развиваются в двух методолог традициях – объективистской (макросоциологии) и субъективистской (микросоциологии). Объективистская социологиярассм соц коммуникацию как совокупность практик соц взаим, складыв под возд объективных (не зависящих от сознания отд человека) факторов. 1) Р.Парк (основательЧикагской школы): Коммуникация как фактор соц эволюции и наиболее эффективная и зрелая форма соц контроля. 2) Т.Парсонс («Социальная система», 1951) фиксирует конструк роль коммун в функционировании соц систем..Отношения между системами и подсистемами, а также внутри них рассматр как обмен инф. Посредством коммуникатив обмена символьной инф обеспечивается интеграция системы и поддерж независимость ее границ. 3) теория инф общества.(Д.Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт соц прогнозирования», А.Тоффлер "Шок будущего" (1970), М.Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»). Коммуникация поним как обмен информации и важнейшая технология соврем инфор об-ва..Субъективистская социология понимает коммун как результат взаимод (интеракции) различных соц субъектов, в ходе которого конструир система норм, правил, соц институтов, обеспечив целостность социума и служащая основой для взаимопонимания коммуницирующих субъектов. 1) символический интеракционизм (Г.Блумер «Коллективное поведение», Дж.Мид и др.). осн термин –кооперация. Кооперация предполагает, что мы понимаем намерения других, а они, в свою очередь, - наши намерения. Это достиг путем коммуник на основе разделяемых всеми значений. 2) Феноменологическая социология А.Щютца, («Структуры жизненного мира» (1974) исслед путей и способов, которыми мы структурируем образ социального мира в нашем сознании). Ключевым механизмом здесь выступает коммуникация, в ходе которой осущ обмен субъективными образами мира и типизация сходного опыта. Основные исслед подходы к изучению соц коммуникации. 1) Информационный подход Шеннон и Уивер). Коммуникация поним здесь как процесс обработки и передачи информации. Составл элементами этого процесса являются: коммуникатор-источник, сообщение (сигнал), коммуникатор-реципиент, код, канал, шум. Эта модель в настоящее время подвер сущ критике: во-первых, она акцентирует внимание на линейном, однонаправл характере коммуникации, не придавая должного значения обратной связи, во-вторых, в ней подчерк манипулятивная природа коммуникации. Модель используется, чтобы проанализир эффективность коммуник воздействия на аудиторию (деятельность СМИ, властных и полит структур, маркетинговые исследования и др.).2) Системно-кибернетический подход.коммуникация рассматр как сложный многоур процесс взаимодействия между коммуникаторами как элементами социальной системы. Ценность системно-кибернетического подхода закл в том, что в нем преодолевается упрощенное линейное понимание коммуникации, связанное с инфор моделью. Коммуникативные процессы предстают как чрезвычайно сложные, тонкоорганизованные, имеющие порой неожиданные последствия. 3) Семиотический подход(семиотика – наука о знаках и знак системах) коммуникация рассм как процесс образования знаков и значений, их восприятия и понимания субъектами. Семиотический анализ пок структурный ряд отношений, прид смысл сообщению. активно развиваются исслед символ значений соврем соц ритуалов и мифов, символов массовой культуры, в том числе, функционирующих в смысловом поле СМИ. Структура социальной коммуникации: формы коммуникации.1.Вербальная коммуникация ,2.Невербальная коммуникация кинесика (движения),вокалика, физические характеристики, хаптика (тактильные касания), проксемика (пространственное расположение), хрономика (учет времени в процессе общения), артефакты (одежда, украшения, косметика и др.), ольфактика (запахи), эстетика (цвет, музыка и т.д.).3.Слушание – это мотивация, фильтрация, концентрация внимания, обобщение, придание значения и реакцию (ответ слушателя на сообщение). Уровни коммуникации.В соответствии с типологией С.Литлджона, уровни комм разделяются в зав от количества субъектов, вкл в коммуникацию .Различают 5 основных уровней: внутриличностная, межличностная, групповая, организационная и массовая коммуникация. Внутриличностная (или интраперсональная) коммуникация – это осознанное или неосозн общение человека с самим собой. механизм внутрилич коммуникации описывается в рамках концепции «двух Я» (ее истоки – в симв интеракционизме Дж.Мида): («I») и («Me»). Развитие личности и ее социализация осущ в ходе пост соотнесения, диалога между этими двумя сост.Межличностная - в ходе коммникации субъекты регулируют свое речевое поведение для осущ взаимодействия и воздействия одного на другого в соответствии с их осн целями и мотивами в условиях совмест деятельности. Групповая коммуникация разделяется на внутригрупповую (от 2-5 до 20-30 человек). и межгрупповую. (между двумя и большим количеством социальных групп.)Организационная коммуникация разделяется на внутриорг (коммуникацию внутри организации между ее группами, сост подразделениями и предполагает процесс распростр информации через доминирующий центр) и межгрупповые (систему комм связей организации с внешней средой) Массовая коммуникацияозначает процесс производства и сообщения соц информации с помощью различных средств комм большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории). Виды коммуникации по видам деятельности: бизнес-коммуникации, политические коммуникации и коммуникации в социальной сфере.

.

55. Социология конфликта.предмет методы. Концепции Предмет социологии конфликта - система соц взаимод, характеризующихся столкновением сторон или субъектов. Соц конфликт-соц вз-ие сторон, имеющ противоп ценности, интересы и цели по какому-либо предмету, вопросу (дефицитные ресурсы, позиции( власть и позиции в сис-ме власти), престиж) и т. д. Козловский: предметом социологии конфликта является 1) сам конфликт 2) соц действия сторон, уч в конфликте. Объектом – стороны (есть субъекты (непосредственные участники), а сторон может быть больше, например, поджигатели конфликта). Участкики конфликта могут выступать как от своего имени, так и от имени группы, орг-ии и целого гос-ва Виды конфликтов: по сфере дея - ти (экон, пол, культурные и т.д.), по субъектам (внутрелич, межлич, межгрупповой, внутригрупповой, конфликт принадлежности (индивиды имеют как бы дв принадлежность, например конфликтующие обра­з группу внутри какой-то большой группы, или когда ин­дивид входит одновременно в две конкурир группы, преследующие одну цель), конфликт с внешней средой (индивиды, составляющие группу, исп давление извне. Они вступают в конфликт с институтами, поддержив опр нормы и предписания). По осознанию наличия конфликта: скрытый конфликт ( стороны не осозн противоположность интересов) и открытый конфликт Стратегии в конфликте: наступательная (активная стратег-ия, т.е сбор ресурсов с целью захвата), оборонительная (сохранение имеющихся позиций) отступательная. Соотв есть 5 тактик : сотрудничество, соперничество, компромисс, конкуренция и уход. Стадии развития конфликта. 1.Начин с проблемной ситуации (проблемы), затем наступает 2.фрустрация в ходе неразрешимости проблемы. 3. Назревает кризис или конфликтная стадия., которая запускается конкретным поводом. Только столкновение и есть конфликт, сама проблема еще не явл конфликтом . 4. Конфликт начинается со слов, а потом интенсифицируется. 5. Завершается конфликт либо уничтожением (пораж) одной из сторон, либо консенсусом Общие и специальные методы исследования конфликта Среди общих методов исслед конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетич подход, методы соц психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди спец методов применяются такие, как: конфликтологич диагностика и экспертиза, ситуационный метод (для сбора инф исп весь спектр общесоц методов). Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно. Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов соци конфликта, стереотипов конфликтного взаимод и соц механизмов регулир конфликтов разного уровня. Разрешение соц конфликта - методы. 1) Метод избеганияконфликта может выражаться в уходе с пол арены того или иного пол деятеля или угрозе ухода, в избегании встреч с противником и т. д. Од­нако избегание конфликта не означает его ликвидацию, остается причина.2)Метод переговоров позв избежать прим наси­лия. Переговоры позволяют рассмотреть альтер­нативные ситуации. 3)Метод использованияпосредничества - примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как орг, так и частные лица, удачно подобр посредник может быстро урегулир кон­фликт. 4) Метод откладывания,нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопл сил и изменения ситуации в ее пользу сдела­ет, как правило, попытку вернуть утраченное. 5) Метод третейскогоразбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международ права. Концепции: 1.Функицональная :К- как функционально полезная общ форма. У Парсонса К понимается как деструктивный элемент(« Система современных обществ») . Зиммель: К. («Конфликт современной культуры»). ― соц процесс взаимод индивидов, направлй на поддержание и изм общ форм, то есть социален по своей природе. Позитивно-консолид функция конфликта. Козер («Функции социального конфликта»)-«Социальный конфликт ― это борьба за ценности и претензии на опр статус, власть и ресурсы, способ соц самоутв и достижения победы над противником.2. Диалектическая: Маркс:Противоречия пронизывают общество. Основанием конфликтов в обществе являются прот в экон базисе. Экон положение определяет место в социальной структуре. Конкуренция, противоречие между трудом и капиталом. Природа конфликта хар отч труда от средств производства и собственности. Разрушительная функция К. Дарендорф(«Современный социальный конфликт»): Природа конфликтности задана отн «господство ― подчинение», присущим любым уровням соц организации, то есть она имеет полит характер. Господство ― это обладание нормативными полномочиями. Подчинение ― исполнение воли и требований господствующей стороны. Главным моментом конфликта сторон является участие и соучастие в осущ власти.Гл. функция К – инновационная. 3.Игровая РаппопортК как борьба стратегий, К. усиливается, если стороны стремятся к максимизации только собств выгоды, блокируют коммуникацию, ограничивают свободу действий конкурента и пр.4. Концепция структурного насилия ГальтунгОбусловлен персональным и структурным насилием. Межчеловеческие отн структурированы насильственно и лишь частично консенсуально. Насильственные соц структуры служат причиной конфликтов. Соц структуры, основанные на насилии, (1) интегрируют индивидов и группы и (2) провоцируют противоборство. Структурно-функциональный характер К – Крисберг- разделяется сейчасКонфликт представ собой отношение между двумя и более сторонами, которые уверены в том, что имеют несовместимые цели. Конфликт –– это (1) рац деятельность, в процессе которой стороны оформл свои интересы в виде опр целей, выбирают пути их достижения, способы заверш конфликта; (2) это его динамика, опред взаимодействием конфликт сторон; (3) это взаимоде сторон в опр соц среде на основе ценностей, норм, символов, легитимности; (4) это сложная сеть параллельно идущих процессов кооперации, партнерства, сотрудничества. Функции К - Достижение групповых целей, изменение среды и поведения сторон

56. Социальный анализ: предмет и метод. Социальный анализ – особенная часть соц науки, которая рассматривается как анаитико-синтет деятельность с целью выявления состояния объекта и опред его условий на будущие периоды. В структуре социологического знания можно выделить общее знание (иссл. общие законы во всём социальном поле, носят всеобщий характер и не зависит от культуры) , особенное (вырабатыв. методологию познания соц отнош-й; исслед. отнош-я и законы, но специфические, которые склад в определ-х соц. общностях, в зависимости от уровня развития этих общностей, истор, природных и других общностей), частное (исслед. проявл. особых и общих законов в ограниченных, частных сферах). Социальный анализ - это особенное знание. Т.е. Социология изучает соц. отношения. Социальные отношения – особый тип отн, которые мы выделяем на основании объекта, по поводу которого эти отношения выстраиваются. Соц. анализ изучает условия воспр человека и общества, ПРЕДМЕТсоциального анализа – это соц отношения, которые в качестве объекта имеют человека, но не как личность, а как некую субстанцию, которую оценивают через уровень ее потребностей. Социальный анализ, как часть социологии имеет две функции: 1)Познавательная - разработка методов исследования соц. отношений. 2)Праксеологическая (практическая) – подразум исп социолог знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды (ее цель – способствовать воспроизводству общества).3) Существует также мнение об 3 функции соц анализа – управленческой. Соц. анализ явл. сост частью и необход усл планирования и управления соц процессами. Технология соц управления включает в себя ряд последовательно повтор этапов, таких как нормирование, планирование, учет, контроль, регулирование, где требуется соц анализ.

Назначение соц. анализа: Социология разраб теории, гипотезы, парадигмы, а соц. анализ выполняет заказ теоретической социологии на формирование информационной базы для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практ реальностью.Методы В соц. анализе исп вся совокупность методов, обеспечивающая расшир познания. Их совокупность может быть представлена следующей схемой:1)Познание материального мира и реальных конструктов (материалистические и идеалистические методы) 2)Диалектический и позитивистский - зависит от периода, в течение которого мы рассматриваем агента. Социальный анализ как МЕТОД есть синтез представлений о знаниях объективных фактов и законах социальной жизни, о ценностях (желаемом и необходимом) и о реализации целей и норм в конкретных действиях людей в практике.

Наши рекомендации