О границах социологии и ее истории
Семь лекций по истории социологии.
Гофман А.Б.
ББК 60.5
Г 57
Издание осуществлено при поддержке книготорговой фирмы «Абрис Д»
Гофман А. Б.
Г 57 Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с., ил.
ISBN 5-8013-0137-2
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огю-ста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные направления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).
Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адресовано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.
ББК 60.5
ISBN 5-8013-0137-2 © Гофман А. Б., 2001
Учебное издание
Гофман Александр Бенционович
СЕМЬ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
Учебное пособие для вузов
Художник Орлова М.О.
Корректор Сидоров А.А.
Технический редактор Антонова Е.В.
Оригинал-макет Билак О.М., Вардугин А.В.
ЛР№ 065329 от 06.08.97
Подп. в печать 9.10.01. Формат 60x88. Бумага газетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Объем 13,5 п. л. Тираж 4000 экз. Заказ №
ООО "Книжный дом "Университет", 117234, Москва,
Воробьевы горы, ГЗ МГУ, Сектор Д, комн. 4.
Тел.: (095) 939-45-81,939-40-51; факс: (095) 938-21-84.
E-mail: [email protected].
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Лекция первая. История социологии как область знания.
Лекция вторая. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки.
Лекция третья. Социология Огюста Конта.
Лекция четвертая. Социология Карла Маркса.
Лекция пятая. Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа.
Лекция пятая (окончание). Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа.
Лекция шестая. Социология Эмиля Дюркгейма.
Лекция седьмая. Социология Вильфредо Парето.
ОТ АВТОРА
В этой книге представлены лишь избранные страницы, некоторые этапы истории социологической мысли. Вместе с тем в книге присутствует единая точка зрения, основанная на некоторых общих принципах. Автор стремится рассматривать историю социологии как процесс становления, развития и реализации определенных признаков, образующих специфическую область знания. Анализ этих признаков: онтологических, эпистемологических, этических и институционально-организационных, — позволяет надеяться, что речь в данном случае идет об истории именно социологии. Даже прослеживая внешние по отношению к социологии влияния (значение которых очень велико), автор стремится не смешивать эти влияния с собственно познавательными процессами.
Итак, в книге представлено неполное, но и не хаотическое видение истории социологии. Это систематическое рассмотрение нескольких ее важных этапов. Такой взгляд, основанный на применяемых в данном случае принципах, позволит в дальнейшем рассматривать и другие этапы, присоединяя новые главы истории социологии к уже написанным. Это подобно тому, как в детском конструкторе присоединяются новые детали, с той лишь разницей, что детали эти еще предстоит изготовить. Таким образом, настоящая книга представляет собой проект истории социологии, отчасти реализованный, отчасти являющийся средством своей собственной реализации. Впрочем, внутри единого замысла, каким бы он ни был, разнообразие рассматриваемых социологических воззрений требует разнообразия подходов к ним и будет требовать его и в дальнейшем.
Лекция первая
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
Содержание
1. О границах социологии и ее истории
2. Онтологические критерии социологического знания
3. Эпистемологические критерии
4. Этические критерии
5. Институционально-организационные критерии
6. Парадигмы в истории социологии
7. Значение для социологии ее истории
Ключевые слова и выражения
Онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные критерии социологического знания; парадигмы; профессиональное самосознание в социологии; внутринаучные и вне-научные факторы в истории социологии.
О границах социологии и ее истории
Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.
В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При каких обстоятельствах? Почему?
Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы — значит дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка социологии - просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке.
Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже ответ на первый из перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что - к другой, а что вообще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие нет?
Очевидно, что представление о том, что такое история социологии, явно или неявно предполагает представление о том, что такое собственно социология. В зависимости от того, что мы относим к социологии, мы очерчиваем ее пространственные и временные границы, т. е. определяем, где и когда имеет место ее история.
Каковы же признаки или критерии, благодаря которым мы определяем некое знание как социологическое, с тем чтобы далее включить его в историю социологии и рассмотреть под специфическим, историко-социологическим углом зрения?