О границах социологии и ее истории

Семь лекций по истории социологии.

Гофман А.Б.

О границах социологии и ее истории - student2.ru

ББК 60.5

Г 57

Издание осуществлено при поддержке книготорговой фирмы «Абрис Д»

Гофман А. Б.

Г 57 Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с., ил.

ISBN 5-8013-0137-2

В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализи­руются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря кото­рым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огю-ста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные на­правления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).

Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адре­совано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.

ББК 60.5

ISBN 5-8013-0137-2 © Гофман А. Б., 2001

Учебное издание

Гофман Александр Бенционович

СЕМЬ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

Учебное пособие для вузов

Художник Орлова М.О.

Корректор Сидоров А.А.

Технический редактор Антонова Е.В.

Оригинал-макет Билак О.М., Вардугин А.В.

ЛР№ 065329 от 06.08.97

Подп. в печать 9.10.01. Формат 60x88. Бумага газетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Объем 13,5 п. л. Тираж 4000 экз. Заказ №

ООО "Книжный дом "Университет", 117234, Москва,

Воробьевы горы, ГЗ МГУ, Сектор Д, комн. 4.

Тел.: (095) 939-45-81,939-40-51; факс: (095) 938-21-84.

E-mail: [email protected].

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Лекция первая. История социологии как область знания.

Лекция вторая. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки.

Лекция третья. Социология Огюста Конта.

Лекция четвертая. Социология Карла Маркса.

Лекция пятая. Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа.

Лекция пятая (окончание). Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа.

Лекция шестая. Социология Эмиля Дюркгейма.

Лекция седьмая. Социология Вильфредо Парето.


ОТ АВТОРА

В этой книге представлены лишь избранные страницы, некоторые эта­пы истории социологической мысли. Вместе с тем в книге присутствует единая точка зрения, основанная на некоторых общих принципах. Автор стремится рассматривать историю социологии как процесс становления, развития и реализации определенных признаков, образующих специфи­ческую область знания. Анализ этих признаков: онтологических, эписте­мологических, этических и институционально-организационных, — по­зволяет надеяться, что речь в данном случае идет об истории именно социологии. Даже прослеживая внешние по отношению к социологии влияния (значение которых очень велико), автор стремится не смеши­вать эти влияния с собственно познавательными процессами.

Итак, в книге представлено неполное, но и не хаотическое видение истории социологии. Это систематическое рассмотрение нескольких ее важных этапов. Такой взгляд, основанный на применяемых в данном слу­чае принципах, позволит в дальнейшем рассматривать и другие этапы, присоединяя новые главы истории социологии к уже написанным. Это подобно тому, как в детском конструкторе присоединяются новые детали, с той лишь разницей, что детали эти еще предстоит изготовить. Таким образом, настоящая книга представляет собой проект истории социологии, отчасти реализованный, отчасти являющийся средством своей собствен­ной реализации. Впрочем, внутри единого замысла, каким бы он ни был, разнообразие рассматриваемых социологических воззрений требует раз­нообразия подходов к ним и будет требовать его и в дальнейшем.

Лекция первая

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

Содержание

1. О границах социологии и ее истории

2. Онтологические критерии социологического знания

3. Эпистемологические критерии

4. Этические критерии

5. Институционально-организационные критерии

6. Парадигмы в истории социологии

7. Значение для социологии ее истории

Ключевые слова и выражения

Онтологические, эпистемологические, этические и институцио­нально-организационные критерии социологического знания; парадигмы; профессиональное самосознание в социологии; внутринаучные и вне-научные факторы в истории социологии.

О границах социологии и ее истории

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференциро­вана и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; соци­ология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных науч­ных дисциплин принадлежит и история социологии.

В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При каких обстоятельствах? Почему?

Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы — значит дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких услови­ях они об этом думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка социологии - просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке.

Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже ответ на первый из пере­численных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что - к другой, а что вооб­ще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутство­вать в истории социологии, а какие нет?

Очевидно, что представление о том, что такое история социологии, явно или неявно предполагает представление о том, что такое собствен­но социология. В зависимости от того, что мы относим к социологии, мы очерчиваем ее пространственные и временные границы, т. е. опреде­ляем, где и когда имеет место ее история.

Каковы же признаки или критерии, благодаря которым мы определя­ем некое знание как социологическое, с тем чтобы далее включить его в историю социологии и рассмотреть под специфическим, историко-социологическим углом зрения?

Наши рекомендации