Основные термины и понятия

Конфликтологизм– направление в современной социологии, ориентированное на объяснение социальных явлений через конфликт различных социальных групп и страт. Основными категориями этого подхода являются категории господства, конфликта и подавления.

Массовое образование – форма организации образования, ориен­ти­рованная на обучение и социальное воспроизводство предста­ви­телей большей части населения данного общества.

Образование– социальный институт, представляющий собой часть процесса социализации, целенаправленно происходящего в формальных организациях и нацеленного на усвоение учащимися определенных знаний.

Социализация– совокупность способов формирования установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Функционализм– теории в социологии и социальной антро­поло­гии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Функционалисты рас­сматривают общества как системы взаимодействующих и само­регулирующихся частей.

Элитарное образование – форма организации образования, на­прав­ленная на обучение и социальное воспроизводство пред­ста­ви­те­лей определенных статусных групп.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 326–337.

Популярная:

2. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 52–69.

Дополнительная:

3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 13. С. 299–322.

4. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 427–460.

Раздел III.

Развитие общества и проблемы глобализации

Глава 19. СТУПЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА И ЕГО КРИТЕРИЕВ

Развивается ли общество в целом и отдельные общества, из ко­то­рых состоит население Земли? И если развивается, то в каком нап­рав­лении, каков если не конечный, то хотя бы промежуточный пункт это­го движения?

Эти вопросы, ответы на которые кажутся самоочевидными, а так­же весьма далекими от повседневной практики, на самом деле очень не­просты; более того, от ответа на них зависит буквально каждый наш шаг. Поступать или не поступать в вуз; если «да», то в какой? Оста­вать­ся в России или стремиться уехать на работу за границу? Заводить семью или вести жизнь «свободного рейнджера»? Заводить ли детей, и ес­ли «да», то сколько – одного или семерых? Как их воспитывать, к че­му готовить? За кого голосовать на выборах? Ответ на каждый из этих и сотни других, жизненно важных для каждого человека воп­ро­сов за­ви­сит от того, как он, часто даже не осознавая этого, представ­ляет се­бе, куда движется то общество, в котором он живет, и гло­баль­ное сооб­щество в целом.

Пытаясь ответить на глобальные вопросы бытия, очень полезно по­смотреть, что думали об этом мыслители прошлого, и сопоставить с тем, что нам предлагает современная теория общества.

В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного круп­но­го мыслителя, который не затронул бы проблемы социального про­г­ресса. Почему эта тема вызывает столь большой интерес не только у ученых, но и простых людей?

Потому что значение идеи прогресса выходит далеко за рамки ака­де­мической науки. История неоднократно доказывала правоту старого марк­систского тезиса о том, что идеи, проникая в массы, становятся мощ­ной движущей силой мобилизации населения. Два экономи­чес­ких чуда XX в. – восстановление и модернизация народного хозяйства СССР после Гражданской и Великой Отечественной войн – были бы невозможны, если бы значительная часть населения СССР не верила в то, что советское общество развивается прогрессивно.

Отсутствие социального идеала, представления о некотором луч­шем или даже наилучшем состоянии, к которому движется общество, приводит к аномии, росту социальной апатии и преступности, уходу в сферу личных интересов и крайнего эгоцентризма. Именно поэтому все дальновидные политические деятели всегда стремятся сформу­ли­ровать социальный идеал и внедрить в массовое сознание представ­ле­ние о прогрессивном развитии руководимого ими общества.

Понятие прогресса

Существует ли общественный прогресс, и если существует, то в чем он состоит?

Социологи и социальные философы по-разному решали вопрос об объективности прогресса. Высказывались диаметрально противо­по­ложные точки зрения:

Большинство мыслителей было уверено, что прогресс – это объек­тивная реальность. Так думали А.Августин и И.Кант, О.Конт и К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. Представление о том, что разви­тие человечества идет по направлению к справедливой развязке, когда каждому воздастся по заслугам, в зависимости от того, насколько пра­ведно он прожил жизнь, лежит в основе трех так называемых «авра­ми­ческих» религий (т.е. считающих своим основателем библейского Авраама) – иудаизма, христианства и ислама.

В то же время некоторые социологи отрицали объективность ли­ней­ного прогресса, считая, что отдельные общества развиваются цик­лически – от рождения к смерти, а общечеловеческий прогресс – по­нятие бессмысленное. Этой позиции придерживались О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев. На этой точке зрения базируются не­которые восточные религии: даосизм – в Китае, индуизм – в Ин­дии, буд­дизм – на Тибете и в странах Юго-Восточной Азии, а также в Рос­сии (калмыки, буряты, тувинцы).

Наконец, высказывалась мысль, что поступательное развитие об­ще­ст­ва, прежде всего, развитие науки и технологии, сопровождается не­га­тивными последствиями для морального облика рода челове­чес­кого. Этой позиции придерживались французский просветитель Жан-Жак Рус­со (1712–1778) и немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855–1936). Каждый из них, не отрицая очевидных благ, которые приносит тех­нический прогресс и разделение труда, считал, что в результате этих про­цессов происходит отделение человека от природы и естест­вен­ных ос­нов жизни и воспитания (Руссо), а также разру­ше­ние естественных форм человеческих общностей (Гемайншафт – «об­щинности») (Теннис).

Долгое время понятие прогресс употреблялось без четкого его оп­ре­деления, с опорой на интуитивные представления, принятые на уровне обыденного сознания. Лишь в 60-х годах XX в. были выде­ле­ны основные признаки, по которым прогресс отличается от любых других социальных процессов.

Перечислим важнейшие из признаков прогресса.

Направленность. Прогресс – это такое изменение общества, кото­рое направлено к некоторому конечному состоянию, причем каждая последующая стадия ближе к этому состоянию, чем предыдущая.

Кумулятивность. На каждой последующей стадии общество ис­пользует все лучшие достижения предыдущей стадии, добавляя что-то новое.

Стадиальность. Каждое общество проходит через некоторое ко­неч­ное число необходимых стадий, миновать которые невозможно.

Внутренний характер источника развития. Изменение состояния об­щества происходит не за счет внешних причин, а за счет внут­рен­них стимулов, присущих самому обществу или отдельным его чле­нам. Этим «двигателем» может быть тяга человека к познанию, тех­нологи­чес­кие усовершенствования или социальные противоречия.

Необратимость. Прогресс не может быть остановлен, обращен вспять или «переведен на другие рельсы», пока существует данное общество.

Позитивная направленность изменений, социальный оптимизм. Каж­дая последующая стадия в каком-то (самом важном, с точки зре­ния автора концепции) отношении существенно лучше предыду­щей стадии.

Ни один серьезный сторонник концепции прогресса не утверждал, что каждая последующая стадия во всех отношениях лучше преды­ду­щей. Большинство из них понимало, что, приобретая новые возмож­ности, люди теряют что-то очень важное. Например, разделение труда ведет к разрушению традиционной сельской общины с ее особенно теплыми (и где-то сильно идеализированными) отношениями между людьми. Но выигрывает человек в результате больше, чем теряет. Именно поэтому было важно выделить главный критерий, по кото­рому оценивается прогресс.

Критерии прогресса, выдвигавшиеся на первое место разными ав­торами, можно объединить в несколько групп.

Движение человечества к конечному акту искупления грехов – событию, время и формы которого заранее определены в момент тво­рения мира Богом (блаженный Августин).

Повышение уровня господства человека над природой и соот­ветствующее достижение определенного уровня изобилия в обществе (Л.Уайт).

Достижение принципиально новых уровней познания природы и общества (О.Конт).

Достижение некоторого оптимального состояния общества и его социальной структуры – материального и политического равенства граждан, формирование наиболее соответствующих природе человека форм общности людей – равенства, справедливости (К.Маркс). Соз­дание идеальных условий для саморазвития личности: свободы выбо­ра и равных жизненных возможностей.

Наши рекомендации