Тема: Социология образования. Социология семьи
ПЛАН:
1. Социология образования
2. Семья как социальный институт:
- специфика семьи как социального института и социальной группы;
- анализ социальных функций семьи;
- структура и типология семьи.
3. Взаимодействие общества и семьи.
4. Социальные институты образования:
- функционирование системы образования как социального института и ее структура;
- противоречия и проблемы образования на современном этапе.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
1. Понятие института и институционализация
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
2. Признаки социальных институтов.
Семья | Образование | Государство | Экономика | Религия |
I. Кодекс устный и письменный. | ||||
Нормы: | ||||
некоторые семейные запреты и допущения | учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся | конституция | ||
Статусы: | ||||
жена, ребёнок, теща | Студент, преподаватель, декан | президент, политический лидер | ||
II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая ориентация человека на какой-либо социальный объект. | ||||
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... | любовь к знаниям, карьерная ориентация | получение прибыли, расчетливость, бережливость | ||
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы. | ||||
дом, индивидуализм, романтическая любовь | идеология академической свободы, равенство при обучении | право на труд, свободная торговля. | ||
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института. | ||||
брачные ритуалы | эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни, | флаг | фабричная марка | |
V. Материальные условия. | ||||
дом, мебель | аудитории, библиотеки, оборудование. | производственные отношения и оборудование |
3. Функции социальных институтов.
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).
семья:
репродуктивная функция
функция передачи статуса (сословных имуществ)
функция эмоционального удовлетворения
Регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение.
семья: - сексуальное регулирование
Интегративная функция. Связана с консолидацией усилий (сплочением).
семья: - защитная и экономическая функция (совместное ведение хозяйства).
Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами.
семья: - функция социализации (передача опыта из поколения в поколение)
4. Типы семейных структур.
Форма семьи
нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей.
расширенная = нулеарная + родственники.
Форма брака
моногамия
виды полигамии
Выбор предположительного партнера
экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)
эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)
Правила ведения родословной и наследования имущества
мужская, женская линия или что-то другое.
5. Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и идеологии.
Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее.
Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.
Социальный контроль
Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.
Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:
формальные
неформальные
положительные
отрицательные
Девиации
Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...
Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)
Аномия
("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.
Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:
эгоистическое
альтруистическое
аномическое
Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.
Р. Мертон тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.
Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.
Типы поведения | Отношение к | |
целям | средствам | |
1. Конформизм | + | + |
2. Инновация | + | - |
3. Ритуализм | - | + |
4. Ретритизм | - | - |
5. Мятеж | | |
Анализ документов в социологии
Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.
Виды документов различаются:
По способу хранения информации
По характеру источника (официальные, неофициальные)
Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.
Виды анализа:
- качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.
- качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.
Список дитературы
Основная литература:
1. Аитов Н.А. Биекенов К.У. Социология. А. Казак унив., 2002.
2.Аженов М.С. Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в Республике Казахстан. Алматы. Б!л!м. 1997.
3.Аженов М.С. Биекенов К.У., Пузиков М.Ф. Экономическая социология. Уч. пос. А., Казак универ. 2002.
4.Аитов Н.А. Социология Образования. А., Минобраз., 2000.
5.Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
6. Бергер П. Приглашение в социологию. М., Аспект-Пресс., 1996.
7.Биекенов К.У. Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. Алматы., 2001.
Дополнительная литература:
1.Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Альбомы схем. Алматы., 2001.
2. Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. Алматы., 2002.
3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
ЛЕКЦИЯ №5