Европа - центр мировой социологической мысли
1. О.Конт - основатель социологии.
2. Органическая школа.
3. Концепции «одного фактора»: социальная биология, социальная механика, расово-антропологическая и географическая школы.
4. Учение о социальной солидарности Э.Дюркгейма.
5. Понимающая социология.
6. Теории элиты.
Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе и о развитии и функционировании его элементов - социальных институтов - окончательно сформировалась к середине XIX века. Процесс этот был обусловлен наличием ряда социальных и теоретических предпосылок.
Быстрое развитие капиталистической формации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере: формирование основных направлений идеологии консерватизма, либерализма и революционного социализма и поворот в социальной философии к практическо- прикладному изучению общества, основанному на достижениях конкретных наук (демографии, социальной антропологии, социальной статистики, изучения истории и культуры и т.д.).
Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая, в отличие от абстрактных метафизических схем социальной философии, предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, уже собранных более конкретными науками, и на основе этих обобщений дала бы объяснение новым социальным явлениям.
Появление такого объяснения означало для общества формирование нового социального самосознания и тем самым окончательное оформление его как новой капиталистической формации. Новому формирующемуся обществу нужно было зеркало и таким «зеркалом» стала социология.
К моменту возникновения социологии социальная философия уже выработала две теоретические модели, которые стали основанием натуралистического и механического подходов в социологии. Во-первых, XIX век дал представление об обществе как развернутой системе и части природы и необходимости построения социальных дедуктивных конструкций на основе эмпирических наблюдений по типу естественных научных схем.
Во-вторых, XVIII век, век ньютоновской физики, век Просвещения, сравнил общество с машиной («механическая» модель), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу (так трактуются разделение труда, межличностные связи, обмен).
Таким образом, предпосылки для изучения и теоретического моделирования социальной реальности как самостоятельного предмета были налицо.
1. О.Копт - основатель социологии.
Родоначальником позитивизма в философии и социологии стал французский философ Огюст Конт (1798-1857). Годы его жизни совпали с важным периодом в истории Франции - периодом становления капитализма и социальных потрясений. Социальные конфликты, кризис традиционных идеологических систем и напряженные философские искания - все эти события оказали влияние на мировоззрение Конта. Философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечества», Конт ввел в утопление сам термин «социология». При этом им руководило стремление к научному изучению явлений общественной жизни в историческом и системном аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии, истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Главными трудами Конта были шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» в четырех томах (1851-1854) и др.
Большое влияние на Конта оказали идеи Сен-Симона, у которого он работал секретарем. Конт выдвинул несколько важных идей. Во-первых, основной его идеей было отделение науки от метафизики и теологии, что стало базой его позитивного метода. Он отрицал философию в старом традиционном смысле этого слова, обвиняя ее в научности, т.е. в обращении к таким вопросам, которые в принципе нельзя разрешить, вопросам о сущности вещей. Наука же должна заниматься открытием законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями.
Право на существование имеет лишь позитивная философия, которая является систематизацией наук, того, что есть «научного» в науках. Она не имеет ни своего предмета, ни своего метода, отличного от методов науки. Чтобы изложить позитивную, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий. В этом состояла вторая важная идея Конта. Система наук представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая, однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокого ранга. Иерархия основных - абстрактных наук выглядит так: математика - астрономия — физика - химия - биология - социология. Из этой схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет сверх того нечто особенное, связанное со спецификой воздействия индивидов друг на друга. Социология (или первоначально «социальная физика»), по Конту, является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными (т.е. научными, по Конту) исследованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Появление социологии означало победу над схоластикой прежних эпох и наступление позитивной стадии развития человеческого ума. «Закон грех стадии», исторического развития является еще одной важной идеей Конта. Этот закон является одновременно и логическим и историческим законом. А под стадиями подразумеваются одновременно и стадии развития человеческого разума (разума индивида и разума человечества) и стадии исторического развития социальной организации. Сначала и человек и общество проходят теологическую стадию, где господствуют фикции, не имеющие доказательств. Исторически этой стадии соответствует военноавтори- тарный режим родоплеменного общества. Завершение эта стадия получает в «католическом и феодальном режиме». Вторая, метафизическая, стадия означает преобладание абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. Исторически она занимает период 1300- 1800 гг. и является переходной эпохой, для которой характерно разрушение старых верований фундамента общественного порядка. Реформация, философия Просвещения, Французская революция - таковы ее важнейшие события.
Позитивная же - третья - стадия начинается с распространения наук, роста их общественного значения и создания теории позитивизма, причем позитивизм с течением времени становится для Конта чем-то вроде религии, практического мировоззрения, определяющего все существование человека. У позднего Конта возникает культ человечества как единого «Великого существа», в котором должен раствориться каждый отдельный человек. Этому новому обществу должно соответствовать появление новой элиты творческих личностей, которая будет охранять новый культ, а также целая система новых обрядов.
В смене этих исторических стадий заключается, по Конту, общественный прогресс, а позитивная стадия, соответственно, означает высшую ступень этого исторического развития по восходящей линии. Эту позитивную теорию общественного прогресса и развития общества от одной стадии к другой Конт назвал социальной динамикой. Вместе с социальной статистикой она составляет социологическую науку.
Предметом социальной статистики является природа социальной связи, т.е. взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма. Социальная статистика - это теория общественного порядка, организации, гармонии социальных элементов. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Это понимание общества у Конта по сути соответствует понятию системы, и Конт, таким образом, стал родоначальником системного подхода в социологии.
Понимание структуры общества носит у Конта консервативный характер. Все общественные институты он рассматривает, прежде всего с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального «согласия», кооперации. Особенно большую роль в этом он придавал семье и социальной роли женщины.
Все эти положения составляют содержание контовской социологии. К социологическим методам, т.е. методам изучения общества он относил: наблюдение, экспериментальный, сравнительный и исторический методы.
При всем том, что в социологии Конта было много метафизических,- недиалектических идей, все же его представление о социологии как науке, конкретно, фактически и научно изучающей, дали прочный и долговременный импульс развитию социологии.
3. Органическая школа
Органической школой западной социологии конца XIX начала XX в. называется направление, рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерно- 100 стей. Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими авторами (Платой, Т.Гоббс, О.Конт, Г. Спенсер и др.). В отличие от предшественников, сторонники органической школы утверждали, что общество и есть организм и занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По мнению П.Ф. Лименфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. А.Э. Шеффле анализировал экономическую жизнь общества как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие «социальное тело».
Методологической ориентацией органической школы был органицизм, отождествляющий общество с организмом. Придя на смену социальному механизму, рассматривающему общество как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, социальный организм рассматривает общество в динамике, как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Главным его тезисом является параллель между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование общественного организма.
На рубеже XVI1I-XIX вв. эта идея органического единства общества была подхвачена теми мыслителями, которые стремились к преодолению растущей идеологической и социально-политической дифференциации общества на основе органической солидарности всех его частей. Среди этих мыслителей были и основатели позитивизма - О.Конт и Г.Спенсер. Так, Спенсер сравнивал социальную систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, они способны на чувства, мысли и т.п.
Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог-позитивист, вслед за Контом стал одним из основоположников социологической наук. Спенсер был виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии и рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. В подходе к изучению общества главной для него была идея эволюции, сущность которой он видел в переходе от гетерогенности к гомогенности, возрастающей связности и специфической определенности. Эта идея была стержнем главного труда Спенсер «Основание социологии».
По Спенсеру, процесс развития («разрастания») любой единицы сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем более он сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимоизменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части не могут быть компенсированы другими. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делает необходимым создание некоей регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.
Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где контроль и централизация слабее.
Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т.е. непрерывною поступательного движения обществ модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.
Эволюционно-исторический подход в изучении общества соединяется у Спенсера со структурно-функциональным и системным: социальный организм, по Спенсеру, состоит из трех главных «систем»: «регулятивной», «производящей средства для жизни» и «распределительной». В этом отношении социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.
Большое место в его теории общества занимает разработка темы социального контроля и его институтов (государства и церкви).
Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действии, которые и изучает социология.
Важную социальную роль играет также социальный институт церемоний.
Историческим источником классовых различий Спенсер считает завоевание. Еще одной его идеей была поддержка дарвиновских представлений о естественном отборе наиболее приспособленных. Спенсер перенес это представление на социальную почву, утверждая, что в связи с тем, что увеличение населения стимулирует все большую социальную активность, выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.
3. Концепции «одного фактора»: социальная биология, социальная механика, расово-антропологическая и географическая школы.
К натуралистическому направлению в социологии принадлежат концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Большинству этих теорий свойственно игнорирование сложной диалектики общественного развития, вульгарно- материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности, а позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естественных наук. В западной социологии XIX - начала XX века существовали две главные формы натурализма - социал-биологизм и социальный механизм. Сторонники механизма пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках. Представителям этих теорий был присущ антиисторизм, спекулятивный и умозрительный характер теоретических построений и общая консервативная направленность. К этому направленно принадлежала, например, концепция В.Парето. Господствующим же направлением в социологии того периода был биологизм. Представители этого направления стремились познать законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию (развитие) стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.
Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки, служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социально целого, расово антропологическая - влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм - борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа - географической среде и пространственному размещению людей.
Как уже говорилось, виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Г.Спенсер, для которого эволюция является универсальным процессом, объясняющим все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он был сторонником так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривал общество как единый биологический организм.
Другая натуралистическая школа - социальный дарвинизм - пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т.п. Центральной идеей социал-дарвинизма была попытка объяснить все социальные явления и действия указанием на лежащие в их основе природные силы человека и свести (редуцировать) основные движущие силы человека к его инстинктам и потребностям. «Борьба за выживание» и естественный отбор становились универсальными объяснениями социальной эволюции и социальных изменений (JI. Гумпилович).
Однако на уровне социально-политических интерпретаций этих постулатов представители социал-дарвинизма зачастую принадлежали различным и даже противоположным идеологиям. Среди них были консерваторы (Т.Мальтус), предлагавшие меры для сохранения социальной иерархии, и либералы (Г.Спенсер), которые, уподобляя экономическую конкуренцию естественному отбору, считали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в обществе. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полноценных и неполноценных членов, и с концепциями, утверждавшими первичную роль иррациональных факторов в коллективном поведении.
Расово-антроӀЮлогическая школа - реакционное течение в западной социологии второй половины XIX - начала XX века: разновидность натуралистического, биологического направлений в социальной мысли.
Основные положения этой школы сводятся к следующим:
1) социальная жизнь и культура являются результатом действия расово-антропологических факторов;
2) расы, т.е. множества людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, являются основными субъектами социально-исторических процессов;
3) расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и других способностей;
4) расовые смешения вредны с точки зрения социального и культурного развития;
5) социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью.
Взгляды этой школы разделяли Ж.А.Гобино, Х.Чемберлен, Т.В.де Лапуж, О.Аммон, Л.Вольтман.
Жозеф Артур Гобино (1816-1882) был активным защитником «чистоты расы», причем единственной цивилизованной расой считал белую. Именно она определяла ход истории. Черная же и желтая расы стоят значительно ниже по рациональности, самоконтролю и героическому духу. Белая раса изначально по своей природе владела монополией на красоту, ум и силу. Но и она внутри себя неоднородна и представлена тремя вариациями: «хамиты», «семиты» и «яфетиды». Первые две оказались менее стойкими и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Гобино превозносит «семейство арийцев», с которыми он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная «раса владык», физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Арийцы всегда заботились о сохранении чистоты своей расы. Причем, зачастую Гобино, утверждая это, совершенно не смущался собственной произвольностью в истолковании исторических фактов.
В работах О.Аммона и Т.В.де Лапужа, основанных на ложном истолковании антропометрических данных, содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов. Это направление носило название антропометрии.
Л.Вольтман был одним из ранних идеологов национал-социализма и приписывал все достижения мировой культуры влиянию «германской расы».
К научной социологии расово-антропологическая школа, безусловно, не принадлежит. Многие идеи ее представителей стали основой идеологии национал-социализма.
4. Учение о социальной солидарности Э.Дюркгейма.
Одной из важнейших фигур в становлении социологии как науки в конце XIX- начале XX века является Эмиль Дюркгейм (1858-1917), создатель так называемой французской социологической школы.
Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, который в противоположность индивидуалистическим концепциям утверждал принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. В методологическом плане для социологизма характерен принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным и в связи с этим - критика биологического и психологического редукционизма (в частности, взглядов Г. Тарда). Социологизм вел, в конечном итоге, к наделению общественного сознания такого рода качествами, которые превращали его в почти самостоятельный феномен, порождающий общественную жизнь как таковую. И, несмотря на то, что социальная жизнь, по Дюркгейму, возникла в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами.
Признание независимого от субъекта существования социальных фактов и рассмотрение их в качестве «вещей», которые нужно исследовать объективными метолами, означало, по Дюркгейму, следование принципам естественных («позитивных») наук.
Особая социальная реальность, то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого, безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали. Индивидуальное сознание, таким образом, выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных объективных социальных фактов, т.е. явлений социальной среды. Социальным фактом является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно и, как следствие этого, оказывают на индивидов давление, принуждая к определенному действию.
Каждый человек, таким образом, ощущает на себе социальное принуждение.
Это особая социальная реальность. Рассмотрение социальных фактов и составляет предмет социологии, которая помогает нам проникнуть в эту реальность через обобщение согласно определенной методике частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Социальные факты должны быть рассмотрены объективно, на основе объективных данных, например, статистики самоубийств. Социология, по Дюркгейму, занимает центральное место среди общественных наук.
Социологизм Дюркгейма давал возможность обосновать идею общественной солидарности, которой было посвящено все его творчество. Вопрос о том, каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом, конкретизировался как определение природы и функций социальной солидарности в современном развитом обществе, в отличие от примитивных или традиционных обществ, а также как объяснение исторического перехода от одной общественной формы к другой.
По Дюркгейму, главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, т.е. профессиональная специализация. Именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе.
Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капитализма социолог считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами. Разделение труда — это тот механизм, который в современном обществе, утратившем силу коллективного, общего сознания, создает идею, желаемую общественную связь, общественный порядок, солидарность между классами. Именно поэтому разделение труда морально.
Все те институты, которые распространяют в обществе моральные и солидаристикие ценности, способствуют укреплению солидарности. Мораль является основным общественным регулятором, и социальные институты воспитания исполняют ведущую роль в функционировании общества тем, что внедряют в жизнь солидаристские ценности.
Моральным пафосом пронизан и такой важный раздел социологии Дюркгейма, как социология религии. Он обожествлял социальную реальность как систему верований и практик, санкционированных обществом, которые должны быть направлены на укрепление солидарности.
Важным условием и средством укрепления социальной солидарности является достижение соответствия выполняемых функций способностям и наклонностям работающих.
Таким образом, свобода, равенство, братство в представлении Дюркгейма - основы общественного устройства высшего типа, которому приблизилось современное промышленное общество. Для этого необходимо ликвидировать извращение в разделении труда.
Дюркгейм положил начало разработке в западной социологии понятия функции, что в более поздний период вылилось в существование функционального подхода и структурно-функционалистской теории. Понятие функции он позаимствовал из биологии и у него оно означало, что функция социального явления или института состоит в налаживании соответствия между институтом и некоторой потребностью общества как целого. Функция, таким образом, выражает идею связи, отношения.
Основными работами Дюркгейма являются «Правила социологического метода» (1895»), «Самоубийство» (1897) и др.
5. Понимающая социология
Позитивизму и натурализму в социологии конца XIX - начала XX века противостояло такое теоретико-методологическое направление, как понимающая социология, сосредотачивающаяся на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни.
Понимающая социология ведет свое происхождение от идей философии жизни и неравенства, а в ее современной версии отразилось влияние феноменологии и лингвистической философии. Основополагающую идею этого направления сформировал немецкий философ В.Дильтей (1833-1911), разграничивший в своей философии природу и общество как онтологически чуждые друг другу сферы. Общество, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла. Общество, как человеческое порождение, выступает в качестве объекта наблюдения, должно открываться внутреннему чувству человека. В дальнейшем, несмотря на существенные различия во взглядах представителей этого направления, для каждого из них оказывается в большей или меньшей степени характерно признание специфического метода и специфического объекта познания в социальных науках. Понимание, прямое постижение противопоставляется свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию и объяснению.
Близок был к идеям понимающей социологии немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918), который также подчеркивал отличие наук об обществе, где применяется социологический метод, и наук о природе. В качестве методологии социальных наук Зиммель также утверждал понимание, т.е. «вчувствование» исследователя в предмет познания.
Целью же социологического метода, по Зиммелю, является то социологическое видение, которое недоступно другим наукам, а именно выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать систематизация, психологическое обоснование и описание их развития.
В духе понимающей социологии оценивал значение понимания для метода социологии и немецкий социолог М. Вебер. Он признавал интерпретирующую функцию социологии, но при этом результат понимания являлся только гипотезой, а для того, чтобы стать научным положением, он должен быть проверен объективными научными методами.
Продолжавшая традиции понимающей социологии феноменологическая социология А.Шюца сделала понимание не столько специфическим методом социальных наук, сколько универсальной предпосылкой всех и всяческих социальных взаимодействий и формирующихся на их основе социальных структур и институтов.
Еще одной чрезвычайно важной фигурой классического периода западной социологии является Макс Вебер (1864-1920). Его основные работы: «О категориях понимающей социологии» (1913), «Протестанская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество» (1921) и др.
Социолог ия Вебера опирается на методологическую концепцию «понимания» как особого метода общественных наук, не сводимых к наукам естественным. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы сами же их и наделяем. Соответственно и методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура «вчувствования» исследователя в предмет исследования. Именно понимание становится методом раскрытия сущности социальной реальности. Однако Вебер утверждал рационалистический характер операции «понимания» - это, скорее, систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» текста или социального феномена. Рациональность «понимания» соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему образу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (т.е. идеальных моделях, образцах), которые реализуют социальные действия людей.
Понятие идеального типа было важным вкладом Вебера в социологию.
Идеальный тип представляет собой искусственно сконструированное понятие; позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению и т.п.). Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен носить ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного ( индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии - это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. По мнению Вебера, чем более преувеличен идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более он полезен для конкретного исторического феномена. Причем понятие это не статическое, а динамическое: поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, необходимо развивать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности. Таким образом, идеальный тип представляет собой теоретическую конструкцию результата мыслительной деятельности ученого-социолога, который использует его как образ-схему, способ систематизации и упорядочения конкретного материала эмпирического исследования, своеобразное узловое понятие (например, капитализм, город, экономический человек и т.д.)
Основной социологической теорией Вебера является концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией, т.е. действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои проступки и присутствует осмысленность человеческого поведения, его ориентированность на ожидания других.
Социология как раз и признана вскрывать рациональное в индивидуальных и групповых действиях, видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам. Социология, разумеется, поднимается до уровня научного обобщения, так как она обобщает индивидуальное, но при этом она никогда не отрывается от него.
Социальные действия, таким образом, включают в себя два субъективных момента: субъективную, целеполагающую мотивацию индивида или группы и ориентацию на другого (других) - «ожидание».
Еще одной важной идеей Вебера является идея рациональности, рационального поведения, нацеленного на получение предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы общественной жизни, а высшим воплощением этой рациональности в капиталистическом обществе является бюрократизации общества.
Большую роль в развитии западной социологии сыграла также веберовская социология религии, предметом которой стало изучение роли протестантской хозяйственной этики в становлении западноевропейского капитализма.
6. Теории элиты
Одной из крупнейших фигур в истории современной социологии был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парез о (1848-1923), изложивший свою концепцию в «Трактате всеобщей социологии», который был закончен им в 1912г. Пафос его позитивистской социологии состоял в критике априорных метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами. Парето утверждал также необходимость математического выражения этих зависимостей.