Методические рекомендации. Социология принадлежит к числу наук, которые по словам М
Социология принадлежит к числу наук, которые по словам М. Вебера, имеют дело с бесконечным. Следовательно, студентам, желающим пополнять свой багаж обществоведческих знаний в будущем, всегда найдётся над чем поработать и чем обогатиться.
На этот семинар мы предлагаем Вам такие вопросы:
- социальные изменения и их теоретическое объяснение,
- модернизация и постиндустриальное общество,
- глобализация социальной жизни.
Первый вопрос – социальные изменения и их теоретическое объяснение,тесно связан с темой «Социальная динамика». Более того, проблема социальных изменений нередко составляет ядро философских, исторических, культурологических, политологических и иных изысканий. Поэтому у студента имеются возможности многопланового и многоаспектного рассмотрения данного вопроса. Можно вспомнить древних греков с их идеей «Весь мир процесс» или «Всё течёт» (Гераклит), или платоновскую идею о том, что изменение – зло, а покой – божественен. Целесообразно также вспомнить древнекитайское «Не дай бог жить в эпоху перемен». Можно в этой связи подискутировать. Разумеется, рекомендуем Вам вспомнить идеи классиков социологии на сей счёт, прежде всего О. Конта, К, Маркса, Г. Спенсера и др. Необходимо их чётко классифицировать на эволюционистские (неоэволюционистские), революционные, цикличные и пр. Особо обратите внимание на однолинейные и многолинейные; макроуровневые, мезо и микроуровневые концепции социальных изменений. Для того, чтобы их рассмотреть разносторонне необходимо обратиться к произведениям Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина, Э. Тоффлера, Дж.Л. Морено, А. Инкельса, Ч. Миллса, Э. Гидденса, П. Штомпки.
Конечно, в этом ряду особый интерес у студентов должна вызвать концепция или теорема флуктуации П. Сорокина, согласно которой циклические колебания суперсистем по не выявленной ритмической регулярности детерминируют флуктуацию обществ между прогрессом и регрессом, экономическим бумом и спадом. В социальных изменениях, считает П. Сорокин, значительную роль играют и люди. Благодаря своей интегральной сущности они могут ускорять или замедлять социальные изменения внутри социокультурных систем, адаптируясь к ним или нет. Попробуйте более обстоятельно рассмотреть теорему флуктуации, которая изложена в его знаменитой работе «Социальная и культурная динамика».
Этот вопрос предполагает также рассмотрение проблемы влияния различных факторов на процесс социальных перемен. Таких факторов имеется очень много. Всё тот же П. Сорокин склонен считать, что доминирующую роль в процессе общественных изменений играет социокультурный фактор, определяющий все остальные, включая экономический и политический факторы. Вопрос как минимум дискуссионный, однако, поразмышляйте над этим.
Рекомендуем сосредоточиться на технологическом факторе, а проще говоря на технике как факторе социальных изменений. ХТИ готовит «технарей», а знание социальных аспектов техники является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Советуем студентам проработать интереснейшую книгу Э. Тоффлера «Третья волна».
В заключение первого вопроса попробуйте самостоятельно определить каковы тенденции развития современного общества. С нашей точки зрения к таковым можно отнести следующие:
- происходит дезинтеграция обществ, созданных ранее на принципах насилия, завоевания, принуждения, политической целесообразности, или вынужденной необходимости. На их основе возникают более мелкие, но свободные, демократические общества, получившие признание мирового сообщества или стремящиеся его получить;
- с другой стороны наметилась тенденция к созданию глобальных сообществ, включающих в себя множество ранее самостоятельных обществ или входивших в состав других обществ.
- Принципы построения таких обществ (например Европейского Союза) напоминают конфедеративное устройство;
- наблюдается тенденция к увеличению массовых миграционных потоков из обществ отсталых в общества постиндустриальные, что создаёт сложные проблемы как для одних, так и для других;
- продолжается поиск и борьба за подлинно справедливое общественное устройство, за высокое качество жизни, справедливую оплату труда, право выбора, человеческое достоинство, подлинную свободу;
- усиливается процесс индивидуализации общественной жизни, значимой роли отдельной личности, её прав и свобод;
- колоссальными темпами происходит процесс технизации жизнедеятельности человека;
- происходит активное развитие цивилизованных рыночных отношений, порождающих спрос и предложение, свободную конкуренцию, статусное продвижение...
А вот каковы тенденции развития современного общества имеют место с вашей точки зрения аргументируйте самостоятельно.
Второй вопрос «Модернизация и постиндустриальное общество»предполагает рассмотрение целого ряда существенных проблем, связанных с социальными изменениями в общественной жизни и процессом развития общества. Студентам, прежде всего, следует вспомнить, что в западной социологии второй половины ХХ века доминировала, да и не утратила своего значения и сейчас, так называемая постиндустриальная теория, которая даёт достаточно убедительное теоретическое объяснение развития общества. Наиболее известными представителями и сторонниками постиндустриальной теории являются чешский социолог Радован Рихта, американский социолог Дэвид Белл, французские исследователи Раймон Арон, Жан Фурастье и Ален Турен, американские футурологи Элвин Тоффлер и Герман Кан.
Согласно их мнению разные общества, при всём их многообразии, развиваются схоже, проходя одни и те же ступени (стадии) – доиндустриальную (её ещё называют аграрной или традиционной), индустриальную и постиндустриальную. В основе развития лежит технический уровень производства, господство определённых технологий, различные виды используемой энергии, профессиональное и отраслевое разделение труда. Всё общественное производство в рамках данной концепции делится на три сектора: первичный (сельское хозяйство и добывающие отрасли), вторичный (обрабатывающая промышленность и третичный (сфера услуг).
Доиндустриальное общество – это такое, в котором доминируют устойчивые, веками воспроизводимые формы социальных взаимодействий и отношений, основанных на традиции и ориентации на прошлое.
Детальную характеристику традиционного общества попробуйте осуществить самостоятельно, прочитав работы Э. Тоффлера, Д. Белла, либо других знатоков этой проблемы. Определите какова главная цель и главная проблема такого общества, каковы доминирующие отрасли производства, на чём базируются технологии, каков характер техники. Желательно уяснить строение социально-классовой структуры, характер основных социальных институтов, особенности духовной жизни и систему ценностей.
После многих тысячелетий очень медленного поступательного развития происходит переход от аграрного к индустриальному обществу.
Индустриальное общество– это такое, доминирующим сектором которого выступает промышленное производство и основанная на нём система социальных отношений.
Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу стал возможным благодаря смене техники, технологий, появлению новых видов энергии, новых социальных институтов и т. д.
Студентам и здесь необходимо самостоятельно рассмотреть особенности индустриального общества, подобно тому, как это было сделано с обществом доиндустриальным.
Согласно взглядам авторов и сторонников постиндустриальной теории в 70-х гг. ХХ в. западное общество, Япония и некоторые другие страны переходят на качественно новую ступень своего развития названную постиндустриализмом.То есть речь идёт о становлении нового типа общества –постиндустриального.Иногда его называютсупериндустриальным, кибернетическим, обществом «третьей волны», информационным и т. п.
Итак, под постиндустриальным понимается такое общество, которому свойственно подавляющее преобладание и стремительное развитие третичного сектора, т. е. сферы услуг, прежде всего информационных и основанной на этом всей системы социальных отношений.
Если быть более точным, то сами творцы теории постиндустриального общества (в данном случае речь идёт о Д. Белле) определяют его так:
«Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во всё большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество....предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».
Необходимо принять во внимание, что главная проблема постиндустриального общества – существенное повышение качества жизни людей. Здесь доминируют наукоёмкие и компьютерные технологии; преобладает автоматическая техника. В обществе происходит сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации. Разумеется, производство материальных благ осуществляется, но это уже не главная проблема. Здесь доминирует сервисная экономика. Постиндустриальное общество – это «цивилизация услуг». Главной производительной силой является наука, а информация – главный ресурс экономики. Разделение труда сделалось профессиональным и отраслевым. Доминируют такие социальные институты как образование и наука. Формируется новая система ценностей, среди которых особо выделяются: солидная образованность, знания, полезная информация и стабильный обмен ею, современные технологии, постоянное общение со знающими людьми, самообразование, интересная осмысленная работа, высокий профессионализм, успешная карьера, высокий социальный статус, свобода, демократия, высокий доход.
Более детально постиндустриальную ступень развития общества рассмотрите самостоятельно, используя вышеназванные источники. Прежде всего имейте ввиду работу Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». – М., 2004.
По большому счёту современные социологи склонны считать, что развитие всего человечества есть неизбежный процесс движения от общества доиндустриального к обществу постиндустриальному, современному. Согласны ли с таким утверждением студенты?
Вместе с тем,развитие общества, в рамках какой-бы концепции оно не рассматривалось, порождает массу сложностей и противоречий. Одни общества развиваются быстрее, другие – медленнее. Одни сферы общественной жизни совершенствуются относительно быстро, другие – веками не меняются. Одни ценности являются суперсовременными, другие – остаются архаичными. И рано или поздно возникает вопрос о том, что общества, которые отстали в своём развитии необходимо модернизировать, совершенствовать, привести в современный вид. Так что же такое модернизация?
Как правило социологи под модернизациейпонимают основательныйпроцесс преобразований (экономических, технологических, политических, духовных), которые коренным образом меняют его облик, помогают преодолеть отсталость и позволяют стать высокоразвитым обществом.
Что и как модернизировать зависит от многих обстоятельств. Прежде всего важно то, понимают ли члены конкретного общества, особенно элита, что они явно отстали от высокоразвитых стран и что требуются напряжённые усилия для преодоления отсталости. Заинтересована ли вообще элита в существенных изменениях основ общественной жизни. Имеются ли достаточные внутренние ресурсы для модернизации. Готовы ли оказать помощь отсталым странам передовые и готовы ли те её принять и рационально использовать.
Подобные вопросы вызвали в социологической науке самые разные взгляды на процесс модернизации. Ну скажем, принято считать, что возможны два вида модернизации– органическая и неорганическая.
Органическая модернизациявытекает из особенностей внутреннего развития общества, являясь моментом его собственного движения. Она подготовлена всем предшествующим ходом эволюции данного общества. Примером такого рода модернизации является Англия ХVIII в. периода промышленной революции и перехода от феодализма к капитализму) или Япония.
Неорганическая модернизацияобусловлена внешними факторами и являет собой ответ на вызов со стороны высокоразвитых стран. Это своего рода догоняющее развитие, предпринимаемое руководством страны с целью преодоления исторической отсталости и избежания зависимости от высокоразвитых стран. Такого рода модернизации, например, несколько раз имели место в Российской истории. Достаточно вспомнить петровские реформы, сталинскую индустриализацию, перестройку 1985 года, реформы 1992-1993 гг. Недавно экс-Президент России Д.А. Медведев заявлял о необходимости новой модернизации в нашей стране.
Попробуйте детально рассмотреть особенности неорганической модернизации. Разберитесь, в обязательном ли порядке нужны закупка патентов и оборудования, заимствование технологий, промышленный шпионаж, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, резкие перемены в сфере управления. Подумайте какая модернизация идёт «сверху» и какая осуществляется «снизу». Приведите примеры той и другой. Почему никак не модернизируется Российское общество? Обратите внимание на теории модернизации, в частности У. Ростоу и Й. Терборна. Во всяком случае рекомендуем студентам прочитать статью американского политолога Рональда Инглегарта «Модернизация и постмодернизация» (в книге «Новая постиндустриальная волна на Западе». - М., 1999).
Третий вопрос «Глобализация социальной жизни»подразумевает рассмотрение особенностей общественного развития, происходящего в мире со второй половины ХХ века, причём в крупных масштабах.
Студентам важно иметь ввиду, что в течении нескольких тысячелетий каждое общество развивалось как бы само по себе, изолированно, в основном за счёт внутренних ресурсов и возможностей. Отношения и взаимодействия с другими обществами, а, соответственно, и новации были минимальны и спонтанны. Поэтому К. Маркс считал, что развитие шло несколькими автономными потоками и что только капитализм делает мир в какой-то степени единым и взаимосвязанным. Примерно на такую же роль капитализма указывает и современный американский социолог И. Валлерстайн (Уоллерстайн), считающий, что уже начиная с ХУ века капитализм стал «мировой системой». Так ли это подумайте сами?
Но, при всём том, каждое общество, вплоть до середины ХХ века оставалось уникальным, неповторимым, со своей культурой. В целом мир был неравномерным с точки зрения его развитости и весьма противоречивым с точки зрения действующих систем ценностей. Вместе с тем, взаимосвязанность и взаимозависимость различных обществ, стран и народов в это время стала очевидной. В научных, политических и общественных кругах начали вести разговор о необходимости поиска и распространения единых норм, ценностей и моделей общественной жизни, а также их активного распространения во всех регионах нашей планеты. Не остались безучастными к этому делу представители социологической науки. Эта тема стала одним из ведущих мотивов социологии.
Социологи стали рассматривать глобализацию как процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, военных, культурных, идеологических связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформизации мира во всех этих областях и отражается в появлении социальных связей, солидарности и идентичности в наднациональном и надколониальном масштабе.
Так, например, определил глобализацию польский социолог П. Штомпка. Более краткое определение глобализации дал американский социолог Р. Робертсон, рассмотревший её как «совокупность процессов, делающих единым социальный мир».
Э. Гидденс глобализацию социальных связейпрежде всего понимает, какпреобразование пространства и времени современного существования.Другими словами, наша жизнь всё в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность.
Если рассмотреть более детально в чём проявляется глобализация, то можно обнаружить несколько её направлений, на которые указывает всё тот же П. Штомпка.
Во-первых, современные, новейшие технологии окутывают весь мир сетью коммуникаций и телекоммуникаций, и наиболее ярким выражением этого является всемирная компьютерная сеть Интернет. Технология радио и телевидения позволяют огромным массам людей, рассеянных по всему земному шару, одновременно виртуально участвовать в одних и тех же «глобальных событиях» – Олимпиадах, чемпионатах мира, концертах выдающихся артистов, сессиях ООН и т. п. В этом смысле мир по словам канадского социолога М. Маклюэна превращается в «глобальную деревню».
Во-вторых, общества становятся всё теснее связанными развитой сетью экономических, финансовых, политических, стратегических, культурных взаимозависимостей. События в одной части мира немедленно влияют на то, что делается в самых отдалённых от неё странах. Стоит вспомнить как развивались кризисные события на финансовых рынках в 2008 году. Они мгновенно охватили собой весь мир.
В-третьих, появляются новые формы экономических, политических, культурных организаций наднационального характера, не связанных с каким-либо конкретным государством или с какой-либо страной. Показательными в этом смысле являются «Сони», «Тойота», «Макдональдс», «Майкрософт», «Ситибанк», ООН, ЮНЕСКО, ФИФА, «Гринпис», Интерпол, Верховный Суд по правам человека в Страсбурге и т.д.
В-четвёртых, появляются социальные группы, жизнь и трудовая деятельность которых уже совершенно оторвана от конкретного места. Речь идёт о финансистах, бизнесменах, менеджерах, персоналах авиакомпаний, профессиональных спортсменах, артистах и т. д. Эти люди постоянно меняют место проживания, кружатся по всему миру, значительную часть своей жизни проводят в отелях, имеют свои офисы и квартиры во многих странах.
Это только несколько черт глобализации. Разумеется происходят и другие фундаментальные глобальные изменения над которыми студентам необходимо подумать самостоятельно.
Результатом такого рода изменений становится прогрессирующая униформизация мира. Она охватывает образ жизни, образование, моду, театр, спорт, язык, архитектуру, книги, музыку, фильмы, права человека. Медленно, трудно, но, всё-таки, формируется единое человеческое сообщество. Понятие «Мы» расширяется, выходя за границы национальных государств.
Конечно, это только светлая, позитивная сторона глобализации. Но в ней, разумеется, содержатся и теневые подтексты. Негатива тоже хватает.
В силу чего студентам надо поразмышлять над тем какие наиболее позитивные результаты дала и даёт глобализация. Какой негатив она несёт. Насколько основательно в глобальный мир включилась Россия. Почему так ожесточённо сопротивляются антиглобалисты? Есть точка зрения, что глобализация – это хорошо спланированная акция против России и её союзников. Как вы относитесь к такому утверждению? Чем может завершиться процесс глобализации? И завершится ли он когда-либо вообще? Ощущаете ли Вы себя частью единого глобального целого?